Мягкая посадка СКФО: принята стратегия развития Кавказа до 2025 года

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В середине декабря правительство Медведева, наконец, приняло проект наиболее остро обсуждаемой госпрограммы последних двух лет – развития Северного Кавказа до 2025 года. Межведомственные трения, а бюджетом программы занимаются три ведомства - это Минрегион, Минфин и Минэкономразвития. Добавить к тому общественные дебаты – заложенные суммы в мега ФЦП стали темой для наиболее аргументированной критики власти со стороны оппозиции - «Хватит кормить Кавказ». И, конечно, опасения перед лицом ухудшения макроэкономических прогнозов. Все эти факторы немного обуздали аппаратную борьбу за распределение будущей коррупционной ренты.
Мягкая посадка СКФО: принята стратегия развития Кавказа до 2025 года
Мягкая посадка СКФО:принята стратегия развития Кавказа до 2025 года В середине декабря правительство Медведева, наконец, принялопроект наиболее остро обсуждаемой госпрограммы последних двух лет – развитияСеверного Кавказа до 2025 года. Межведомственные трения, а бюджетом программызанимаются три ведомства - это Минрегион, Минфин и Минэкономразвития. Добавить ктому общественные дебаты – заложенные суммы в мега ФЦП стали темой для наиболееаргументированной критики власти со стороны оппозиции - «Хватит кормить Кавказ».И, конечно, опасения перед лицом ухудшения макроэкономических прогнозов. Все этифакторы немного обуздали аппаратную борьбу за распределение будущей коррупционнойренты.  Таким образом, программа похудела практически в полтора раза:с 3,9 трлн рублей (проект Минрегиона от ноября 2011 года) до 2,5 трлн рублей витоговом подписанном варианте.  Главный конек госпрограммы – создание новой туристическойотрасли за счет привлечения иностранных инвестиций и технологий в рекреационнуюи сопутствующую инфраструктуру. Вот как это выглядит в проектах и на практикереформ в области энергетики. Год назад при поддержке Медведева две корейские компании (KoreaWestern Power и CHT Korea) заключили соглашение о создании совместногопредприятия с ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК), в рамках которогокорейские инвесторы вложат в $1 млрд в местную энергетику. Доли в совместномпредприятии "Евразия Энерджи Холдингс" распределились так (50%принадлежит КСК, председателем совета директоров которого является сенаторАхмед Билалов, 50% - корейским KOWEPO и CHT Korea). Первый этап работы СП предполагаетстроительство пяти угольных электростанций в регионах где будут строить курортыи не хватает электроэнергии, ориентировочной мощностью около 200 МВт. Одно изусловий, ТЭЦ должны быть экологичными, корейцы обладают технологией сжиганияугля на 90% с минимальными выбросами в воздух, в то время как российскиепозволяют это сделать лишь на 35-45%. Стоимость первого этапа может составить$300 млн. На втором этапе предполагается строительство ветряных и солнечныхэлектростанций, сокращение энергопотерь. То есть, должна произойти икомплексная технологическая модернизация региона. Но это пока в планах. На сегодняшний день "Евразия Энерджи Холдингс" вкачестве первого этапа предлагает взять в управление МРСК Северного Кавказа(распределительную энергосеть). Местная энергосеть оказалась в сложнойфинансовой ситуации, связанной с хроническими неплатежами и высокими потерями всетях, развивающейся на фоне нестабильности руководства. Так, ее глава МагомедКаитов был уволен после адресной критики Владимира Путина в конце прошлогогода, уличившего менеджера в аффилированности со"Ставропольэнергосбытом". Следующий глава компании Олег Новиков былотправлен в отставку в сентябре. И.о. главы МРСК Северного Кавказа ПетрСельцовский недавно призвал активизировать работу с должниками с привлечениемсиловиков. Таким образом, на практике модернизация энергосети регионаначинается с налаживания банальной дисциплины. И только потом можно говорить оновых крупных проектах.  Для Хлопонина эти симпатичные схемы с иностраннымиинвесторами в кавказскую инфраструктуру туризма становятся идей фикс. Но изнабора возможных комбинаций в системе: отрасль экономики – частный бизнес – инвестиции– социальное развитие, «туризм» кажется наиболее понятным экспериментом длярегиона, где с одной стороны есть олимпийский город Сочи, с другой, ресурсыпобережья Каспия не имеющего санаториев и курортов, и большой рекреационный потенциалгорнолыжных склонов. Конечно, может быть смешно звучит - поехать с друзьями вРождество кататься в отель горного Итумкалинского района Чеченской республики,но даже с позиции пессимиста, коль скоро деньги будут разворованы в любомслучае, пускай после них останутся хоть какие-то объекты. Государство в лице Хлопонина пришло сюда как менеджер-распределительфинансов, регулятор региональных конфликтов и межклановых противоречий. Но приэтом сам Кремль сильно раскошеливаться не собирается. За год подход кисточникам финансирования, во всяком случае на бумаге, изменился разительно.Теперь почти девяносто процентов итоговой суммы (приблизительно 2,43 трлнрублей) должны быть собраны из внебюджетных средств. Напомню, что летом 2011года на сайте Минрегиона семьдесят процентов всей программы, а это 2,7 трлн, былиобозначены как средства именно из федерального бюджета. В частности, на 2012 -2014 годы было запрошено 357,7 млрд. Но в бюджете на 2012 - 2014 годы заложеноменее 30% этой суммы.  Как следует из сухого канцелярита официальных документов,финансовая идея госпрограммы заключается в том, чтобы заменить собой нынедействующие федеральные целевые программы. Всего в программе 11 направлений итри этапа. В первый, базовый этап 2013-2015 годов, будет завершена ФЦП «ЮгРоссии» и выполнено большинство мер по программе социально-экономическогоразвития Ингушетии до 2016 года. На эти цели должно быть направлено 476,6 млрдрублей (из них 33,6 млрд из федерального бюджета и 6 млрд рублей – изрегиональных). В этот период будут утверждены территориальные программыразвития субъектов округа и приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Второйэтап рассчитан на 2016-2020 годы. В ходе него, как сказано в проекте программы,«планируется привлечь значительный объем инвестиций в модернизацию существующихи для создания новых производств, начата реализацию проекта в сфере туризма иагропромышленного комплекса». Запланированное финансирование – более 1,318 трлнрублей (201,1 млрд федеральных рублей и 7,1 млрд рублей из регионального бюджета).На последнем этапе, в 2021-2025 годах, планируется выйти «на завершающие стадиимероприятий по туристическому кластеру, реализовать приоритетные проектыстратегии развития округа». Характерно, что в 2021-2025 годах денег изфедерального бюджета уже не предусмотрено, в эти годы должно быть привлечено737,5 млрд рублей инвестиций (из них только 2,5 млрд рублей – из региональныхбюджетов).  Что ожидается в результате? По расчетам Минрегиона, к 2025году объем валового регионального продукта СКФО должен увеличиться до 6,2 трлнрублей (для сравнения в 2010 году – 887,6 млрд рублей), а объем иностранныхинвестиций – до $1,451 млрд (в 2011 году – 647,8 млн). Должно быть создано 460тысяч постоянных рабочих мест. Запланированные горизонты очень важно зафиксировать,чтобы знать насколько власти в последующие годы будут корректировать своипрогнозы и подгонять результаты к этой достаточно высокой планке. При этом,нужно отдавать отчет в том, что инерционный рост российской экономики впределах 2-3% в год отчасти автоматически поднимет показатели региона Кавказаза счет внутренних инвестиций, роста сектора услуг и связи, без дополнительных специальныхстратегий. Кроме того, разгонным фактором госпрограммы СКФО станет Олимпиада вСочи.  Наиболее затратным направлением будет так называемыйтуристический кластер - развитие курорта Кавказских Минеральных Вод исеверокавказского туристического региона (в него входят также курортыКраснодарского края и Адыгеи). В рамках проекта до 2020 года планируетсяпостроить пять новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки(Краснодарский край, республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесскаяреспублика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (республика СевернаяОсетия - Алания) и Матлас (Дагестан). Всего в этой туристической зонепланируется построить 803 км горнолыжных трасс и 104 тыс. мест для размещениятуристов. Инвестиции порядка 451,44 млрд руб. (около $14,7млрд). Проект предполагаетпоэтапное создание в регионе более 330 тысяч рабочих мест. Летом 2012 годапремьер Медведев согласился с доводами Рамзана Кадырова о необходимости присоединенияк горно-туристическому проекту и Чеченской республики.  Туризм внутри России как сфера бизнеса не слишкомкотируется, цены на услуги очень высоки. Поэтому развитие курортов на Кавказе иКаспии достаточно смелый эксперимент с высокими рисками. Но необходимо отдатьдолжное, Москве уже удалось найти средства для развития наиболее дорого проектаСКФО. Благодаря гарантиям возврата средств в случае возникновения политическихрисков, к строительству горнолыжных курортов Хлопонину удается привлекатьсолидных инвесторов (Минфин готов компенсировать инвесторам 70% вложенныхсредств в случае форс-мажорных обстоятельств, инвесторы смогут 10 лет не платитьналог на имущество и пять лет – налог на землю.). Почти €735 млн в проектготова вложить компания топ-менеджера французского инвестбанка Natixis РавиВисванатана. Среди партнеров КСК значится французский госбанк Caisse des Depotset Consignations (обещал €10 млрд). Одним из главных условий участия CDC впроекте КСК стало привлечение к стройке только французских девелоперов игенподрядчиков. Этому соглашению предшествовало подписание Дмитрием Медведевыми президентом Франции Никола Саркози в рамках саммита "восьмерки" вДовиле меморандума о намерениях по взаимодействию двух стран в развитиитуристического кластера на Северном Кавказе. Кремль предлагает задуматься надинвестированием в каспийский регион крупным местным олигархам, в частностивладельцу "Нафта Москва" Сулейману Керимову. Таким образом, приизначальной стоимости проекта почти €11 млрд КСК уже удалось найти у стороннихинвесторов почти €12 млрд. В будущем бюджет КСК может увеличиться до 783 млрдруб. (€18,7 млрд): в мае 2012 года Дмитрий Медведев дал поручение расширитьтуристический кластер за счет создания новых курортов на Каспийском и Черномморях, а также в районе Кавказских Минеральных.  Совершенно неожиданной идеей стало предложение КСК создать врегионе лоукост авиакомпанию. В декабре корпорация представила в правительствоконцепцию подобного перевозчика и планы восстановления региональногоавиасообщения. В принципе этот шаг можно считать закономерным. Исследованиятуристического рынка показали, что серьезного снижения стоимости отдыха наСеверном Кавказе с учетом цены авиабилетов, на которые приходится основнаячасть этой суммы, практически невозможно. Единственная возможность - создать низкобюджетную компанию и продавать пакетные туры. Таким образом, авиакомпанияпланируется как бы придатком к курорту. Объем инвестиций предварительно оценилив 6,2 млрд рублей - это затраты на первоочередные меры, которые планируетсяреализовать до 2015 года. Из этой суммы 5 млрд рублей требуется на созданиеавиакомпании и формирование парка воздушных судов, 1,2 млрд рублей - насубсидирование затрат авиакомпании по региональным авиаперевозкам. По словам советникапредседателя совета директоров КСК Федора Щербакова, если приобретениеавиапарка будет субсидироваться государством, то к 2026 году деятельностьавиакомпании может быть безубыточной. Сейчас в СКФО, несмотря на довольноразвитую аэродромную и аэровокзальную инфраструктуру, практически полностьюотсутствует авиасообщение между аэропортами региона, что, конечно, неспособствует социально-экономическому развитию. При этом искусственнаямонополизация не снижает цены. К примеру, аэропорт Сочи в ряду самых дорогих вмире по обслуживанию самолетов…  Все эти проекты нередко называют своеобразной платой Кремля залояльность Кавказа. Но кроме vip модернизации есть реалии местногообывательского уровня. Возьмем демографический аспект. Вскоре численность населениярегиона достигнет 10 млн. При этом охват детей дошкольным образованиемсоставляет всего лишь 58% от среднероссийского уровня. Практически 51% образовательныхучреждений работают в три смены (около 600 тыс. школьников). Естественно, госпрограммапредполагает также развитие социальной сферы: строительство школ, больниц иинфраструктуры. Однако, большая часть планов по строительству школ планируетсяк реализации с 2016 года. Получается, не носит приоритетный характер? Другая проблема – строительство социальной инфраструктуры наиболееразъедаемо коррупцией. Растекание бюджетных средств в разных отраслях экономикивызывает ускоренный рост инфляции и повышает коррупционную стоимость местныхгосуслуг в сфере здравоохранения, образования и правоохранительных округов. Подобныйэффект уже неоднократно возникал при реализации бюджетных средств не только наКавказе. Весной 2012 года, начальник управления Генпрокуратуры в СКФО АртемМельников признал, что в регионе не принимаются достаточные меры к возмещениюущерба причиненного хищением и нецелевым расходованием бюджетных средств. В2011 году из общей суммы ущерба 2,5 млрд рублей в порядке гражданского и уголовногосудопроизводства возмещено лишь 2,8% (69 млн. рублей). По информации Мельниковав 2011 году при осуществлении надзора за использованием бюджетных средствпрокуратура выявила более 14 тысяч нарушений закона, к дисциплинарнойответственности привлечено 1766 человек, судами рассмотрено и удовлетворенопочти 600 исков прокуроров.  В заключении несколько слов об имидже. Паблисити руководстваСКФО очень своеобразное. Хлопонин активно дает интервью и брифинги. Но, кпримеру, сайт Федерального Округа http://www.skfo.gov.ru/ практически не даетникакой внятной информации, не то чтобы инвестору, но вообще человеку,любопытствующему о ситуации в этом непростом регионе. Раздел «экономика иинвестиции» не функционирует, а раздел «нормативно-правовая база» попросту пуст.На сайте никаких следов госпрограммы и условий для инвестиций. Вот такой необъяснимыйпарадокс под носом у Хлопонина, рулившего «Норильским Никелем», сложнейшимКрасноярским краем, зарекомендовавшего себя наиболее подкованным топ-менеджеромв структурах региональной власти РФ.  Справка:Действующие ФЦП натерритории Северного Кавказа  1. «Юг России» - рассчитана на 2008 - 2013 годы, общий объемфинансирования - 145 млрд рублей (52 млрд выделяет федеральный бюджет).2. «Программа социально-экономического развития Чеченскойреспублики» - закончилась в 2011 году, общий объем финансирования - 124 млрдрублей (112 млрд из федерального бюджета). 3. «Программа социально-экономического развития Ингушетии» -действует до 2016 года, общий объем финансирования программы - 32 млрд рублей. 4. Отдельной ФЦП по развитию Дагестана нет. Но Дагестан получаетоколо 55 - 56 млрд рублей в год в качестве бюджетных дотаций (оценка депутата ГосдумыГаджимета Сафаралиева). Кроме того, побережье Дагестана включено в программу "КурортыСеверного Кавказа".  

Поделиться: