Аз есмь мэр

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Депутаты ЖК активно рассматривают в комитетах законопроект о статусе столицы. Эксперты бьют тревогу: если его примут, Бишкек рискует превратиться в личную вотчину городского главы.
Аз есмь мэр
Депутаты ЖК активно рассматривают в комитетах законопроект о статусе столицы. Эксперты бьют тревогу: если его примут, Бишкек рискует превратиться в личную вотчину городского главы.Что написано перомЗакон о статусе столицы нужен, сомнений нет. За последние 15-18 лет такой законопроект разрабатывался раз восемь. Очередное творение, написанное под чутким руководством "отца" нынешней Конституции Омурбека Текебаева, рассматривается ныне в комитетах и фракциях парламента.Депутаты по большей части высказывают "одобрямс", представители же гражданского общества бьют в колокола о почти вопиющих нарушениях как в самом законопроекте, так и в процедуре его рассмотрения."Закон должен урегулировать некий особый статус Бишкека, однако в проекте об этом не говорится, - комментирует руководитель стратегических проектов Агентства по развитию местного самоуправления, автор семи законопроектов о статусе столицы Алексей Красин. - Это сумасбродный коктейль из разных сфер, здесь вопросы горкенеша, которые регулируются регламентом и существующими законами, из регламента самой мэрии, что регулируется ее уставом. Никакой децентрализации власти нет, наоборот - попытка сконцентрировать власть в руках мэра, за спиной и горкенеша в том числе".С ним согласен член ОНС, специалист по межбюджетным отношениям Асылбек Чекиров. "Судя по законопроекту, речь в большей степени не о статусе самой столицы, а о статусе органа местного самоуправления и наделении его дополнительными полномочиями", - сказал он.Эксперт отметил, что главной побудительной причиной появления подобного документа должна быть констатация факта, что на территории Бишкека возникли системные трудности по предоставлению жителям общественных услуг, прежде всего муниципальных, которые характеризуются исполнением органами МСУ Бишкека вопросов местного значения. Других причин для столь радикального решения быть не может. Однако данный законопроект вряд ли приведет к изменениям в этом направлении. Он отметил многочисленные нестыковки в проекте закона, которые не согласуются, а зачастую и противоречат действующим нормативно-правовым актам.Хочу халву ем, хочу - пряникиГлавной причиной такой жесткой критики со стороны участников общественных слушаний по законопроекту стали два ключевых пункта будущего закона.За мишурой прочих, отвлекающих, статей как бы невзначай затесались два интересных пунктика о полномочиях мэра, с принятием которых он становится фактически полноправным и единоличным хозяином столицы. Один - о передаче единоличного и исключительного права принятия кадровых решений по государственным территориальным органам, второй - об изменении правил при распределении финансовых ресурсов и усилении его финансовых полномочий.В переводе на человеческий язык это означает, что мэр сам будет назначать начальников ДПС, УВД, районных налоговых инспекций и пожарной охраны столицы и распоряжаться городской казной. В финансовом отношении свобода у мэра практически неограниченная. "Законопроект дает ему право брать кредиты под госгарантии, что противоречит принципам бюджетного права, - поясняет глава ОНС при Министерстве финансов Азамат Акелеев. - Получается, у Бишкека будет свой суверенный долг, что в условиях бюджетного дефицита очень опасно. И нет гарантии, что город не наберет кредитов, которые отдавать придется всей стране".Припоминая "заслуги" нынешнего градоначальника, становится по-настоящему страшно за столицу.Сам себя не похвалишь...В обосновании к законопроекту разработчики уверенно пишут, что закон настолько мягок, что не предусматривает социальных, гендерных и коррупционных последствий, поэтому не нуждается в экспертизах. По мнению депутатов, не нужна и процедура АРВ, поскольку нет последствий и для предпринимательства."Закон о регламенте ЖК никто не отменял, и пять экспертиз обязательны для любого нормативно-правового акта, - заметила представитель Общественного фонда "Наше право" Калича Умуралиева. - Как разработчики сами себя могут оценить, что их законопроект хороший и без последствий?".Есть в нем и статьи "для бизнеса". К примеру, мэрия намеревается вернуть себе право выдачи разрешений на строительство. А также функции техинспекции - в проекте оговаривается участие представителей мэрии в работе комиссий по вводу субъектов в эксплуатацию."Есть и другие вопросы, которые можно расценивать как попытку мэрии получить еще большее влияние в той сфере, где ходят живые деньги, - сказал Алексей Красин. - Это является предметом возможной коррупционной составляющей".Кому мэрия платит, тех она и танцуетПо логике вещей, к бюджетам всех городов подход должен быть одинаков. Единственное, чем отличается бюджет столицы - расходами на обслуживание международных мероприятий. В отношении бишкекской казны сложилась непонятная и запутанная ситуация, когда на нее повесили расходы, которые во всех остальных городах финансируются из республиканского бюджета. Это касается расходов на образование и медицину."В связи с тем, что на местный бюджет возложены эти, не свойственные ему функции, последние три года в Бишкеке начались проблемы", - констатирует начальник главного управления межбюджетных отношений Министерства финансов Зоотбек Кыдыралиев.Врачи и учителя столицы получают заработную плату с опозданием на месяц. Доходная часть бюджета в 2012 году не выполнена на 650 миллионов. При том, что бюджет пересмотрен в сторону уменьшения на 320 миллионов, по словам представителя Минфина, недофинансирование достигло более миллиарда сомов.Расходы на образование и здравоохранение съедают почти 60 процентов городской казны. В итоге денег не хватает на хозяйственные нужды и инфраструктуру. Растет и кредиторская задолженность. В 2010 году долги составляли 10,7 процента от расходов, а по итогам 2012-го - уже 12,7. Такая угрожающая динамика говорит, что необходимо изменить политику формирования бюджета и сократить долги.Минфин не раз поднимал вопрос о пересмотре расходной части бюджета, оставив в ней только те статьи, которые предусмотрены законодательством, а несвойственные - передать республиканской казне или отраслевым министерствам. Однако мэрия твердо стоит на своем, крепко привязав к себе бюджетников. Цена вопроса: 1,5 миллиарда сомов на здравоохранение и 1,4 миллиарда - на категориальные гранты учителям. Взамен городские власти получают управляемый и безропотный человеческий ресурс.Обсуждение без сужденияСей людской потенциал удобно задействовать, прежде всего, на выборах, ну и в других случаях, скажем, при "обсуждении" программ развития. Таковых у столицы с десяток наберется, не беда, что и половины намеченного не делается - главное, процесс планирования не останавливается ни на миг, а значит, работа кипит."Мы работаем с мэрией два года, и сегодня - это самый закрытый орган в рамках бюджетного процесса, - сказала Наталья Воробьева, представитель Ассоциации НКО по продвижению прав и интересов детей, член ОНС при Министерстве социального развития. - Мэр открыто заявляет, что ему никто не нужен, и бюджетные слушания проводятся с привлечением организаций, которые подотчетны мэрии и никогда не скажут против".Она отметила, что программы развития также не выносятся на всеобщее обсуждение. "Неизвестно, кем и как они разрабатываются, не привлекаются ни граждане, ни общественные организации, нет оценки этих программ, а мэрия заявляет, что на них нет денег, и без оценки разрабатываются новые и новые программы", - сказала она.В общем, проект закона получился больно индивидуальный, написанный с прицелом на конкретные кандидатуры. Эксперты отмечают отсутствие комплексного подхода к законотворчеству. В будущем это повлечет многочисленные конфликты между различными законами и нормативно-правовыми актами. Как отметил Алексей Красин, сначала должна быть концепция развития Бишкека и МСУ, межбюджетных отношений. Только после этого можно обсуждать, насколько правильный закон, а в нынешнем виде он не нужен. Гражданские активисты и ОНС при Министерстве финансов призывают президента, парламент и правительство приостановить прохождение проекта закона до проведения тщательного анализа регулятивного воздействия и провести его широкое обсуждение.Ирина ДУДКАИсточник - 24kg.org

Поделиться: