Апрельский суд как зеркало?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
...В суде по апрельским событиям совсем скоро наступит час Х. Председательствующему Дамиру Онолбекову предстоит стать тем самым вершителем судеб не только трех десятков сограждан, оказавшихся на скамье подсудимых, но и всей страны. От него будет зависеть, какой республика проснется на следующий после приговора день. Честной и признающей свои ошибки или, как совсем недавно, лицемерной и слепой.
Апрельский суд как зеркало?

Апрельский суд как зеркало?

В то, что подсудимого Данияра Дунганова отпустят под домашний арест, не верил никто. Разве кроме его мамы, супруги и детей, в которых вера держалась на безысходности от происходящего. Но председательствующий на громком процессе по апрельским событиям судья Дамир Онолбеков вернулся из совещательной комнаты с известным решением. Очевидно, какой гнев оно вызвало у представителей потерпевшей стороны - объединения "Мекен шейиттери". Остается догадываться, какую температуру кипения "народного гнева" по инструкции закулисных сценаристов они теперь будут демонстрировать у "Белого дома". Вполне ожидаемо, что попытку побить "рекорд" парламентариев, неудачно кинувшихся на забор, теперь предпримут апрелевцы.

Удивительное рядом

Третий год в Кыргызстане длится "процесс века". Суд с большими перерывами продолжается. В ходе допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей с двух сторон, адвокатов, приглашенных специалистов, врачей, чиновников всплывают удивительные детали, складывающиеся в картинку, на которой некоторые герои - вовсе не герои...

По истечении этого времени мы констатировали один показательный факт. Никто из героев апреля не инициирует свое более-менее публичное выступление. Они не спекулируют горем, когда в каждой из почти 90 семей до сих пор оплакивают погибших. Каждый раз, как по мановению волшебной палочки, на акции выходит определенная группа людей, озвучившая недовольство тем или иным (решением, заявлением, поступком, действием). Они убедительны только толпой. Любая попытка уточнить собственное мнение у отдельного участника или подписанта воззвания заканчивается коллективной агрессией. В обычном уточняющем вопросе журналиста они видят провокацию и бакиевских сторонников. На предложения призвать на помощь логику следуют оскорбления и угрозы.

Сомнения в беспристрастности и объективности суда у широкой общественности появились с первого заседания, когда во Дворце спорта царила вакханалия. Было очевидно - героев апреля Фемида боится. Официальным рупором потерпевших является юрист Осунбек Жамансариев. Он озвучивает позицию доверителей по широкому кругу вопросов. Без его согласия ни один потерпевший или революционер не будет отвечать на вопросы журналистов.

Кивая друг на друга

Решение изменить меру пресечения Данияру Дунганову также вызвало недовольство со стороны его клиентов. "Нас оставили на произвол судьбы", - посетовал Осунбек Жамансариев ИА "24.kg". И это после того, как власти раздали героям квартиры, миллионные компенсации, льготы, путевки, медали? Иному ветерану Великой Отечественной не снилась такая забота государства.

По его словам, вопрос об обжаловании решения отпустить бывшего замглавы СГО под домашний арест пока не решен.

Нужны консультации у кукловодов? Сам Осунбек Жамансариев и отрицает, и обижается, и заверяет, что никаких кукловодов нет.

Другой VIP-революционер - Азимбек Бекназаров - опровергает представителя апрелевцев и называет имя главного режиссера всех акций родственников погибших и пострадавших 7 апреля 2010 года - Эмильбек Каптагаев.

"Эмиль Каптагаев с первых дней патронирует "Мекен шейиттери", - рассказывает Азимбек Бекназаров. - Он, собственно, и создал это объединение. Теперь всем понятно, для чего и зачем".

По мнению бывшего высокопоставленного чиновника временного правительства, потерпевшие в апрельских событиях стали заложниками большой внутриполитической игры, когда, например, Эмильбек Каптагаев, являясь советником президента страны с прямым доступом к первому лицу, может убеждать того в принятии определенного решения или создавать неприязненный портрет собственного оппонента. Азимбек Бекназаров уверен, что и он сам стал жертвой подобных интриг. Что касается решения суда отпустить под домашний арест Данияра Дунганова, бывший куратор силовых структур отметил, что у него нет оснований подозревать председательствующего на процессе Дамира Онолбекова в сделке с законом.

"Дунганов действительно болеет, и это видно невооруженным глазом. Нет повода для трагедии, что его отпустили. Он не сбежит. Он дает показания. И не думаю, что для потерпевшей стороны это решение станет поводом для организации новых акций протеста", - сказал Азимбек Бекназаров.

По его мнению, акции начнутся, когда суд вынесет окончательный приговор. По убеждению Азимбека Бекназарова, большая часть подсудимых получит оправдательные или условные сроки, а основные виновные - сбежавшие высокопоставленные чиновники Курманбека Бакиева и сам свергнутый президент - вряд ли будут доставлены на Родину.

"Вот поэтому и будут акции", - уверенно резюмировал он. А сами апрелевцы, похоже, еще не решили, как они намерены действовать в будущем. Осунбек Жамансариев пока пытается убедить, почему бывший член ВП - им друг и брат.

"Эмильбек Каптагаев сразу после апрельских событий указом председателя временного правительства был назначен главой комиссии по оказанию помощи пострадавшим и родственникам погибших. Он до сих пор оказывает нам поддержку, а последний год и Фарид Ниязов подключился (советник президента страны - прим. ИА "24.kg"), - внес уточнения Осунбек Жамансариев. - Поэтому при возникновении любых вопросов мы обращается к Каптагаеву как к курирующему наши проблемы. Не пойдем же мы к прокурору".

"Наши отношения можно охарактеризовать как совместную работу. Он не сценарист и не режиссер наших действий. По любым недовольствам и спорным моментам мы контактируем с ним, консультируемся и советуемся, и, в отличие от других членов временного правительства, он слушает нас", - пояснил Осунбек Жамансариев.

Вспоминая былое

У Азимбека Бекназарова есть уверенность, что суд по апрельским событиям искусственно затягивают. "Уже третий год заседают. Зачем тянут?", - вопрошает он и отвечает на свой вопрос: "Думаю, есть некое тайное решение. Не вижу желания выяснить правду в суде. Вот Эльмурза Сатыбалдиев в показаниях ссылается на то, что суд ангажированный. Что я чуть ли не дал указание всех посадить. Это не соответствует действительности".

Азимбек Бекназаров рассказал, как дело было.

По его словам, совещание проводил не он, а президент переходного периода Роза Отунбаева. Всех присутствующих возмутило, что уголовное дело в отношении чиновников "Белого дома" времен Бакиева выделили в отдельное производство. Генеральной прокуратуре поручили объединить его с делом о расстреле мирных демонстрантов. "Кто-то же давал команду стрелять по людям на площади? А кто мог давать, кроме тех, кто работал в Доме правительства? Поэтому и поручили объединить. На совещании много юристов было. Я тоже выступал как юрист. Были все основания для такого решения, и да, на основании его всем вменили статью "Убийство". Все согласились. Кроме Кубатбека Байболова. Он посчитал, что нет достаточных оснований для принятия такого решения. Я его тогда упрекнул, что это за генеральный прокурор, который не нашел оснований", - вспоминает Азимбек Бекназаров.

Очную ставку, господа?

Эмильбек Каптагаев, естественно, возмущен заявлениями вчерашнего соратника. "Азимбек Бекназаров не мог такого сказать, потому что прекрасно знает, как создавалось "Мекен шейиттери", - говорит он и добавляет, что "Азимбек Бекназаров участвовал и на первых заседаниях. Сейчас говорить, что Каптагаев организовал "Мекен шейиттери" и использует их, - стопроцентная чушь и ложь. Он специально делает из меня монстра и привязывает все эти бубенчики. Такого не должно быть".

По поводу намечающихся митингов родственников погибших и раненных 7 апреля 2010 года Эмильбек Каптагаев заявил: "Пусть сами решают, пикетировать возле Военного суда или Верховного". Но прогнозирует, что, скорее, акций протеста не будет. "Меня не шокирует, что последний, кто за решеткой, оказался больным и его выпустили. Пусть лечится. Но для меня важно, чтобы на суде все рассмотрели по существу. И последовал объективный приговор. А сидит он за решеткой или из дома приезжает и дает показания, разницы нет", - считает бывший член ВП КР, комментируя решение суда отпустить Данияра Дунганова под домашний арест.

"То, что подсудимый отпущен под домашний арест, уже никого не шокирует. Не думаю, что по этому поводу будут акции протеста. Тем более судебный процесс подходит к концу, а человек болеет. Сейчас нужно смотреть, как суд пойдет и рассмотрит ли дело по существу, учтет ли полностью обстоятельства событий 7 апреля, будут ли они опубликованы, обсуждены, выяснены. Это самое главное", - отметил Эмильбек Каптагаев в интервью ИА "24.kg".

По его мнению, "в таких больших уголовных делах всегда бывает много несостыковок". "Не думаю, что они определяющие. Задача суда - сопоставить и проанализировать все показания и установить истину", - подчеркивает собеседник и добавляет: лично он возмущен тем, что подсудимые "ничего не помнят, ничего не делали".

Как не давить на суд?

"Сейчас все подсудимые говорят: ничего не знаем или стреляли в воздух. Меня, как человека, тоже участника тех событий, это возмущает. Все знают, что стрельба велась по всему периметру площади. Это была целенаправленная специально подготовленная стрельба на разгон толпы, огонь велся по разным участкам, чтобы толпа рассеялась, увидев трупы", - говорит Эмильбек Каптагаев.

"Военные могли бы просто признаться, кто отдавал приказ и что они делали. Нужно просто честно и открыто перед богом и народом все рассказать, а не уходить от ответственности", - советует он фигурантам громкого суда.

Эмильбек Каптагаев не исключает, что дело может быть направлено на доследование. "Согласен, что расследование проводилось не тщательно. Но ведь было полувоенное время, вы же помните, и, возможно, следствие допустило много недоработок", - замечает собеседник.

Он признался, что ждет окончания процесса. "В суде фактически идет повторное следствие. И он не должен полностью опираться на имеющиеся материалы, он призван восполнять имеющиеся пробелы. Я лично заинтересован, чтобы был объективный приговор. Чьей-либо личной заинтересованности в исходе суда нет. Мы не преследуем цели кого-то просто посадить или расстрелять. Ведь этот приговор останется в истории. Поэтому важна объективность, чтобы ни у кого впредь не возникало соблазна с десяток положить и власть взять", - резюмировал Эмильбек Каптагаев.

...В суде по апрельским событиям совсем скоро наступит час Х. Председательствующему Дамиру Онолбекову предстоит стать тем самым вершителем судеб не только трех десятков сограждан, оказавшихся на скамье подсудимых, но и всей страны. От него будет зависеть, какой республика проснется на следующий после приговора день. Честной и признающей свои ошибки или, как совсем недавно, лицемерной и слепой.

Махинур НИЯЗОВА, Асель ОТОРБАЕВА

Источник - 24kg.org

Поделиться: