Три вопроса для Ерлана Идрисова

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце этой недели планируется встреча российских экспертов и журналистов с министром иностранных дел Казахстана Ерланом Идрисовым. Сам по себе формат подобных встреч предполагает стандартный набор диалоговых приемов. Глава МИДа, наверняка, изложит свое видение внешнеполитических приоритетов РК, ну, а журналисты и политологи будут «пытать» одного из самых опытных казахстанских дипломатов на предмет проблемных зон, как двусторонних отношений между Россией и Казахстаном, так и участия Москвы и Астаны в Таможенном Союзе и Едином Экономическом Пространстве.
Три вопроса для Ерлана Идрисова

В конце этой недели планируется встреча российских экспертов и журналистов с министром иностранных дел Казахстана Ерланом Идрисовым. Сам формат подобных мероприятий предполагает стандартный набор диалоговых приемов. Глава МИДа, наверняка, изложит свое видение внешнеполитических приоритетов РК, ну, а журналисты и политологи будут «пытать» одного из самых опытных казахстанских дипломатов на предмет проблемных зон, как двусторонних отношений между Россией и Казахстаном, так и участия Москвы и Астаны в Таможенном Союзе и Едином Экономическом Пространстве.

В принципе, в похожем формате совсем недавно в МГУ прошла встреча с советником президента РК Ермухаметом Ертысбаевым. И если суммировать отклики российских экспертов, то в целом реакция была, безусловно, позитивной. А, значит, есть надежда, что и в данном случае речь пойдет не просто о неком протокольном мероприятии, а о серьезном и откровенном разговоре, касающемся тех процессов, которые по-настоящему волнуют российское и казахстанское экспертные сообщества.

Если говорить о том, какие именно вопросы российские эксперты могут задать главе казахстанского внешнеполитического ведомства, то целый ряд проблем лежат на поверхности. Прежде всего, это тема современных геополитических приоритетов Казахстан.

Насколько изменились внешнеполитические ориентиры страны за последние два-три года? В какой мере на эти процессы оказывает влияние участие Астаны в евразийском интеграционном проекте? Вопрос далеко не праздный, учитывая, что во всех своих последних публичных заявлениях президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев особо подчеркивает, что экономическая и политическая интеграция для руководства РК не составляет единого целого.

По мнению главы РК, это два разных блока вопросов, а потому участие Казахстана в Евразийском Экономическом Союзе не приведет к каким-либо глобальным изменениям, с точки зрения координации внешней политики, которая, судя по всему, будет и дальше сохранять независимый и многовекторный характер.

Так ли это на самом деле, и как правильно интерпретировать выступление президента РК на встрече с дипломатическим корпусом в Астане? Нет сомнений, что глава казахстанского МИДа может представить полную картину, в которой расставит все акценты в этом непростом вопросе по правильным позициям.

Вопрос номер «два»: как руководство Казахстана оценивает нынешнюю ситуацию в Центрально-азиатскомрегионе, где на лицо угроза конфликтов, которые могут привести к самым серьезным необратимым последствиям? Это и проблемы водно-энергетических ресурсов, и нерешенность территориальных споров, а самое главное – отсутствие взаимного стремления к каким-либо формам интеграции и кооперации.

Способны ли Казахстан и Россия переломить эти негативные тенденции, объединив свои усилия, как в рамках проектов в сфере безопасности, так и предложив принципиально новую модель урегулирования водно-энергетических споров?

И, наконец, третий аспект, который напрямую связан с казахстанскими международными инициативами: насколько эффективной оказалась модель G-global, предложенная Н. А. Назарбаевым? Можно ли сказать, что эти стратегические предложения казахстанского лидера получили поддержку в широких международных кругах? Смогут ли Россия и Казахстан объединить свои усилия в борьбе с вполне вероятной новой волной мирового экономического кризиса?

Безусловно, это только часть вопросов, которые могут прозвучать на встрече главы казахстанского МИДа с российскими экспертами. Какие-то из них могут оказаться действительно острыми,но нужно помнить, что это обстоятельство как раз и связано с тем, насколько значимое место в системе внешнеполитических приоритетов России занимает республика Казахстан.

Поделиться: