Умеренно свободная армянская экономика

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Экономика Армении умеренно свободна. К такому выводу пришли авторы доклада по итогам исследования уровня свободы экономики, проводимого американским Heritage Foundation совместно с газетой Wall Street Journal. «Индекс экономической свободы» Армении авторы доклада оценили в 69.4 балла, тем самым по сравнению с прошлым исследованием республика улучшила свой показатель на 0.6 пункта, заняв 38 место в мире.Среди соседей Армении по региону лучший показатель зарегистрирован в Грузии, занявшей 21 место в рейтинге и вошедшей в число стран с «в основном свободной экономикой». Индекс экономической свободы Азербайджана был оценен экспертами в 59,7 баллов, вследствие чего страна оказалась в разряде стран с «в основном несвободной экономикой». Отметим, что рейтинг ежегодно составляется на основе расчетов по десяти основным категориям, учитывающим степень экономических и торговых свобод, инвестиционной открытости, вмешательства государства в экономику, фактор коррупции и т.д.
Умеренно свободная армянская экономика

Автор: Давид Степанян, Ереван. Специально для «Вестника Кавказа»

Экономика Армении умеренно свободна. К такому выводу пришли авторы доклада по итогам исследования уровня свободы экономики, проводимого американским Heritage Foundation совместно с газетой Wall Street Journal. «Индекс экономической свободы» Армении авторы доклада оценили в69.4 балла, тем самым по сравнению с прошлым исследованием республика улучшила свой показатель на 0.6 пункта, заняв 38 место в мире.
Среди соседей Армении по региону лучший показатель зарегистрирован в Грузии, занявшей 21 место в рейтинге и вошедшей в число стран с «в основном свободной экономикой». Индекс экономической свободы Азербайджана был оценен экспертами в 59,7 баллов, вследствие чего странаоказалась в разряде стран с «в основном несвободной экономикой». Отметим, что рейтинг ежегодно составляется на основе расчетов по десяти основным категориям, учитывающим степень экономических и торговых свобод, инвестиционной открытости, вмешательства государства в экономику, фактор коррупции и т.д.
В тот же день премьер-министр Армении Тигран Саркисян, комментируя итогидоклада "Индекс экономической свободы 2013", заявил, что продвижение позиций Армении в рейтинге экономической свободы говорит о существенном улучшении бизнес климата в республике и имеет важное значение для углубления экономических реформ. Улучшение позиций Армении вселило в премьера оптимизм в будущее, и веру в то, что доклад делает республику более привлекательной для иностранных инвестиций, “особенно вкупе с ожидающей в 2013 году правительство напряженной и плодотворной работой”.

Впрочем, несмотря на "умеренную свободу" и напряженную работу правительства, граждане республики в 2013 году, судя по всему, жить лучше не станут. Об этом свидетельствует сделанное 10 января на том же заседании правительства заявление министра труда и по социальным вопросам Артема Асатряна.
По словам чиновника, размеры пособий в 2013 году в сравнении с прошлым годом останутся неизменными, а индексация пособий бюджетом этого года вообще не предусмотрена. Министр также посчитал, что повышение размеров пособий вообще не могло бы решить имеющиеся социальные проблемы. На вопрос журналистов о том, почему не сокращается численность граждан нуждающихся в пособиях, несмотря на ожидаемый в 2012 году 7-процентный рост экономики, министр неожиданно сослался на политику правительства, направленную больше на обеспечение занятости и реализацию "активных программ".

Следует отметить, что бюджетом на 2013 год правительство не предусмотрело и повышения пенсий и заработных плат госслужащих. А согласно государственным статистическим данным, в 2012 году уровень инфляции в Армении достиг 3,2%. Согласно клятвенным заверениям главы Центробанка Артура Джавадяна, стабилизировать инфляцию в пределах запланированного коридора удалось “совместными усилиями благодаря целенаправленной политике и снижению инфляционных ожиданий в обществе”.

Госбюджетом на 2013 год показатель 12-месячной инфляции прогнозируется впределах 4±1,5%, а рост ВВП – 6,2%. При этом, госбюджет имеет социальную, а не инвестиционную направленность, никоим образом не способствуя разрешению таких проблем как безработица и низкая пенсия. Каким образом пенсионерам и гражданам, существующим на мизерные пособия,продолжать существовать на фоне роста цен, правительство предоставляет им решать самим.

Взамен власти решили в 2013 году еще больше ужесточить налоговое бремя, вознамерившись собрать на 118 млрд драмов больше налоговых доходов, при том, что увеличение налоговых доходов в 2012 году на 108 млрд уже вызвало е недовольство со стороны рядовых граждан. Результаты подобной политики налицо. Лишь по официальным данным, которые справедливо можно подвергнуть сомнению, в Армении 34% бедных. Согласно социологическим исследованиям, лишь 10,3% граждан Армении довольно своим положением, 49%– живут плохо, но уже смирились с этим. 37,4% опрошенных отметили, что живут плохо и своим положением недовольны.

Другая главная угроза тощим кошелькам граждан - падение курса национальной валюты – драма. В марте 2009 года власть уже «кинула» народ, в течение одного дня прекратив валютные интервенции на местных биржах. В результате доллар подорожал с 300 до 360 драмов. Причем об этом знали все местные воротилы, не знали лишь простые граждане, которымпришлось расстаться с существенной частью своих сбережений. Не изменилась ситуация и сегодня, поскольку даже правительство, оценивая риски госбюджета на 2013 год, не исключило, что драм в очередной раз может быть обесценен на 20%. Таким образом, связывать с властью надежды на лучшую жизнь гражданам не приходиться.

Впрочем, лучшая жизнь в Армении есть, и ею живут как минимум 10% граждан, причем за счет остальных 90% соотечественников. Бизнесмены, банкиры от власти и чиновничество живут на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Быть госслужащим в Армении очень модно. Недаром конкурс напоступление в Академию госуправления превышает конкурс на поступление вЕреванский госуниверситет в десятки раз. Слишком уж много перед глазамиармянской молодежи примеров того, как хорошо можно устроиться в бедной стране. Например, спикер парламента трехмиллионной Армении, в которой старики получают пенсию в 50 дол., Овик Абрамян практически во всех своих многочисленных заграничных поездках арендует специальный самолет. Причем, помимо расходов на перелет, спикер берет из бюджета порядка 40-50 тыс. дол., впоследствии представляя это в качестве представительских расходов. И таких абрамянов в крошечной, обремененной внешними долгами Армении сотни, если не тысячи. Чтобы утолить всевозрастающие аппетиты чиновничества правительству приходиться выкручиваться, придумывая новые статьи доходов в госбюджет. Естественно,что суммы эти дерут с простых граждан.

Самое печальное во всей этой ситуации заключается в полном отсутствии перспектив. Власть в Армении, судя по всему, меняться не будет, поскольку накануне президентских выборов в Армении оппозиционные силы уже потерпели полный крах. А так называемая оппозиция не предприняла ни одного шага для того, чтобы достичь каких-либо результатов, что скомпрометировало институт выборов в стране в целом. Бесспорным лидером предвыборной гонки остается действующий президент, лидер правящих республиканцев Серж Саргсян. По всей видимости, парламентские силы в лице Армянского национального конгресса, АРФ “Дашнакцутюн” и “Процветающей Армении” вообще отказались от участия в президентских выборах в результате договоренностей с властями Армении. Обоснование этих сил по поводу своего неучастия в выборах выглядит странно. АНК, АРФД и ППА заявляют, что не желают участвовать в фальсифицированных электоральных процессах, но этот аргумент почему-то не помешал им принять участие в прошедших весной выборах в парламент. Именно сделка с властями привела к отсутствию реального противовеса властям. Как результат, общество осталось с властью, полностью монополизировавшей политическое и экономическое поле, один на один.

О том, к чему может привести подобная расстановка сил, говорят планы главы Комитета по государственным доходам при правительстве Армении и посовместительству крупного бизнесмена Гагика Хачатряна. Чиновник намеренв 2013 году обеспечить за счет изменений в налоговое и таможенное законодательство, а также налоговое и таможенное администрирование и т.п. лишь одному ему ведомыми методами, на 118 млрд драмов больше налоговых доходов. При этом об увеличении налоговых сборов за счет экономического роста, увеличения доходов населения и т.п. факторах бизнесмен-налоговик по понятным причинам умолчал. Отметим, что Хачатрянуопосредованно принадлежит один из двух крупнейших импортеров продуктов питания в Армении компания MegaFood, супермаркет, такси-сервис, хлебопекарни "Галакси", ООО "Мегамоторс", ресторан "Санта Фе". Ему же или же его родственникам принадлежит компания "Мегаспорт", магазин дорогих часов Chronograf, интернет-провайдер U Com, сеть магазинов Villeroy and Bosh, таможенный терминал "Альянс", молочный завод "Амасия"другие предприятия в республике. Об имуществе Хачатряна знают практически все. Вопрос, с какой эффективностью может бороться с “тенью”в армянской экономике главный налоговик и таможенник сам находящейся в “тени”, выглядит риторически.

Закономерным итогом складывающейся ситуации стал отток населения из республики. Вполне естественно, что когда люди недовольны ситуацией в стране, они либо борются, чтобы эту ситуацию изменить, либо покидают страну. С учетом создавшейся в Армении безальтернативной экономической ипредвыборной ситуации, нарастание темпов эмиграции безальтернативно. Умеренно свободная экономика Армении ничем не привлекает граждан, предпочитающих жить в эмиграции, но не обогащать больше и так богатую прослойку населения.

Поделиться: