Россия, Москва

info@ia-centr.ru

С. Рекеда: Казахстан-2013 - рейтинг как диагноз

15.01.2013

Автор:

Теги:

В начале января этого года вказахстанских изданиях было опубликован рейтинг эффективности государственнойэлиты РК. Этот материал вызвал большой интерес не тольков Казахстане, но и в России. Причина этого интереса в очень подробном анализевнутриполитической ситуации в стране, которая является нашим главнымстратегическим партнером. Это оценка и анализ были даны через призмуперсональных рейтинговых индексов, анализируя которые становится предметноясной картина аппаратных раскладов, которые за 2012 год претерпели оченьсерьезные изменения.

Что бросается в глаза?  Предсказуемое первое место в спискеэффективных политиков руководителя Администрации президента Карима Масимова.Причем сами авторы рейтинга ставят в заслугу Масимову подготовку новойстратегической программы «Казахстан-2050». В то же время, независимые экспертыв качестве главного достижения бывшего главы правительства указывают на особуюстепень доверия к нему со стороны Президента Казахстана, его умение четковыстраивать и модерировать отношения с ближним кругом Елбасы. Более того,теперь можно сказать, что и сам Масимов является неотъемлемой частью этогоближнего круга.

В то же время, обращает на себявнимание загадочная фраза авторa исследования: «Слабые стороны в работедействующего Правительства обуславливает ответственность за него Масимова,несмотря на то, что он уже не является премьер-министром». Без четкогопонимания подтекста этого утверждения его крайне сложно комментировать.

Темболее что позицию №2 в рейтинге уверенно занимает нынешний премьер СерикАхметов, которому дается не менее любопытная характеристика: «Серик Ахметовпродолжает оставаться в положении вице-премьера, разве что с расширеннымиполномочиями». Есть над чем задуматься. 

Вполне ожидаемое четвертое местозанимает Крымбек Кушербаев. Ожидаемо оно в том плане, что вице-премьер умелостроит свои отношения с медийным и экспертным сообществом, хотя на взгляд изРоссии, по степени влияния на внутриполитические процессы в стране спикерМажилиса Нурлан Нигматуллин ничуть не уступает  Кушербаеву изаслуживает явно большего, чем отведенное ему место в середине списка. То жесамое можно сказать и об Умирзаке Шукееве, которому авторы рейтинга ставят вминус высокий уровень непрозрачности ФНБ «Самрук-Казына» и неясные критерии приприеме на работу. Тут резонно задать вопрос: а что подобная ситуация сложиласьв момент прихода в Холдинг господина Шукеева, а как же тогда быть с историейпро «зайчиков» и «живчиков».

Но с другой стороны, изнутри этаситуация выглядит как-то по-другому. Некоторые фигуры из топ-чиновников либовообще не упомянуты в данном списке, либо отнесены в категорию неэффективныхчиновников, как например, господин Марченко, которого, похоже, невзлюбили нестолько за его «неэффективность», сколько за трудный характер. Но мы-то нароссийском опыте прекрасно знаем, что для финансиста и банкира личные чертыдалеко не самое главное. А вот с компетентностью и порядочностью у господинаМарченко, пожалуй, все в порядке.

Что касается остальных «фигурантов спискадвоечников», то в нем в основном присутствуют те фигуры, которые на протяжениивсего года подвергались резкой критике со стороны СМИ и экспертного сообщества.Как например, министр внутренних дел К. Касымов и министр сельского хозяйства. Впрочем,и здесь авторы исследования «нагнали тумана», формулируя критериинеэффективности. Например, в упрек Касымову поставили следующее: «неспособностьоперативно и адекватно реагировать на слухи и непроверенные данные и «вбросы»информации о ходе и подробностях резонансных чрезвычайных происшествий »

Дайте хоть один пример оперативногореагирования на слухи, и вы станете самым богатым человеком на земле. Наверное,все-таки не надо ставить в вину человеку ту проблему, которая не решена ни водном силовом (да и не только) ведомстве.

А вот с чем полностью можносогласиться, так это с тем, что эффективность представителя государственнойэлиты во многом обусловлена политической поддержкой и мандатом доверия состороны Н.А.Назарбаева. Но опять-таки продолжение этой мысли вновь порождает учитателя впечатление, что авторы исследования изначально имеют некуюсверхзадачу, под которую в той или иной форме подводят нужную аргументацию. Ивот оно логическое завершение: необходима новая конституционная реформа,призванная расширить полномочия и повысить эффективность работы Правительства,а также Парламента.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение