Писатель Юнус Огуз: если мы не будем знать, что было до нас, то наши дети вырастут космополитами

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я пишу не только исторические романы, но и научные книги. У меня вышло несколько трудов, и Министерство образования приобрело их для вузовского обучения. Однако, занимаясь написанием книг, я пришел к выводу, что писательская деятельность гораздо более обширна именно сквозь призму истории, а не науки.Можно написать просто научный труд по истории, основанный лишь только на фактах. А можно написать исторический роман, в котором будут не только факты, но и война, и жизнь, и любовь. Таким образом, в исторический роман ты можешь вложить и какие-то свои идеи. То есть, больше пространства для самовыражения.
Писатель Юнус Огуз: если мы не будем знать, что было до нас, то наши дети вырастут космополитами

Интервью Новости-Азербайджан с известным азербайджанским писателем, автором ряда исторических романов, журналистом, политологом Юнусом Огузом:

- Сегодня вы являетесь также главным редактором информационного агентства «Олайлар». Чем вы занимались до того, как занять эту должность?

- Я окончил философский факультет Ростовского государственного университета (РФ), по образованию я философ. Однако уже на протяжении 15 лет работаю в сфере журналистики. Таким образом, на сегодняшний день стаж моей профессиональной деятельности составляет 37 лет. Кроме того, я работал в Институте философии и права Академии наук, также был советником президента. И вот уже многие годы работаю в «Олайлар». В 1994 году я стал учредителем, а затем - главным редактором агентства и одноименной газеты «Олайлар».

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о газете «Олайлар».

- Сначала было учреждено информационное агентство «Олайлар», а уже затем газета. В 1995 году вышел ее первый номер. Специфика «Олайлар» - новости и аналитика. Замечу, что наш сайт функционирует не только на азербайджанском, но и на русском языке. И материалы на русском языке также читают с большим удовольствием.

-Вас знают в обществе как философа, писателя, журналиста, политолога. Кем вы сами себя позиционируете, ощущаете - в первую очередь?

- Конечно же, писателем. Я начал писать, еще учась в 9-м классе. Учеба на философском факультете университета изменила мое мировоззрение, и я по-другому начал смотреть на многие вещи. В частности, это новое мироощущение привело меня в политику.

- Как вы, получив философское образование, пришли к написанию исторических романов?

- Моя первая книга была на философскую тему. Она называлась «Возникновение конфликтов и пути их разрешения». Затем вышла повесть «Qadin ulduzu» («Звезда женщины»). В основу данной повести легло участие женщин в волнениях 80-х годов в Азербайджане. Уже после этого две научные книги, отражающие новый взгляд на историю тюрков.

Философию нельзя назвать профессией как таковой. Что касается вашего вопроса, то я пишу не только исторические романы, но и научные книги. У меня вышло несколько трудов, и Министерство образования приобрело их для вузовского обучения. Однако, занимаясь написанием книг, я пришел к выводу, что писательская деятельность гораздо более обширна именно сквозь призму истории, а не науки.

В данном случае я имею в виду, что можно написать просто научный труд по истории, основанный лишь только на фактах. А можно написать исторический роман, в котором будут не только факты, но и война, и жизнь, и любовь. Таким образом, в исторический роман ты можешь вложить и какие-то свои идеи. То есть, больше пространства для самовыражения.

-Большинство ваших романов строится на повествовании о какой-либо выдающейся исторической личности. Почему ваш выбор пал именно на исторические персоналии, а не те или иные события в истории?

- В моих произведениях две истории: одна – история народа, вторая – история правителя, шаха. Следует признать, что историю, к сожалению, делает не народ. Историю вершат личности. Приступив к более тщательному изучению лидеров тюркского мира, я пришел к выводу, что их образы показаны неправильно. Например, в советские времена была искусственно создана такая ситуация, что образ Надир-шаха, азербайджанского тюрка, был целенаправленно представлен в негативных тонах, что повлияло на восприятие общественности. В силу этого есть необходимость в том, чтобы восстановить историческую действительность. Именно поэтому я решил заняться написанием исторических романов.

-Вы написали уже не одно произведение, в котором героиней является именно женщина. Какой вы видите роль женщины в истории тюркского мира?

- В истории тюркского мира было довольно много женщин. Одна из них – Сара-хатун из государства Ак-Коюнлу. У монголо-татар также 10 лет после Чингисхана правила Туркан-хатун, хотя официально правителем был ее сын. Сейчас тоже очень много женщин, задействованных в политике и общественной жизни. Возьмем тот же самый Азербайджан: первая леди АР Мехрибан Алиева, депутат Милли Меджлиса Ганира Пашаева, председатель Женского объединения «Азери-Тюрк» Танзиля Рустамханлы.

-Какими качествами, по вашему мнению, должна обладать женщина, чтобы уметь удержать власть в своих руках?

- Очень интересный вопрос. На мой взгляд, женщина должна быть умной, деловой, искренней, волевой, и что самое главное – планировать все заранее.

- С какими историческими источниками вы работаете при написании романов?

- В основном я использую при написании книг свидетельства современников, либо источники, написанные спустя 30-40 лет. Мало кто писал о событиях того времени. Например, практически никто не знает, что Надир-шах на 73 года раньше Суворова совершил выдающийся военный маневр. О том, что Суворов пересек Анды, говорят все, а о подвиге Надир-шаха не знает никто. Или другой пример – Тахмасиб-шах объединил Северный и Южный Азербайджан. Об этом тоже никто не пишет. Вообще личность сына шаха Исмаила слабо изучена. Именно поэтому надо восстановить существующие в нашей истории пробелы, ведь если мы не будем знать историю, мы не сможем двигаться дальше. Если мы не будем знать, что было до нас, в истории, то наши дети вырастут космополитами.

- Как вы думаете, кто составляет основную аудиторию ваших читателей?

- Я бы, конечно, хотел, чтобы моей основной аудиторией были дети. Министерство образования АР скупает книги для школьных библиотек. Каждая из моих работ переиздавалась не менее 4-х раз тиражом более 4 тыс. экземпляров.

- Какие из ваших произведений вы бы выделили?

- Все мои произведения – мои дети. А разве можно выделять кого-то из своих детей? Все они – мои творения, и я их одинаково люблю. Первое свое произведение я написал примерно 35 лет назад. Мало кто знает, но я пишу не только романы, но и стихи, и пьесы. Кстати, пьесу о Надир-шахе планируют поставить на сцене Азербайджанского драматического театра. Стихи я не публикую отдельно. Например, в моей книге «Аттила» было отведено отдельное место стихам.

- Стихи вы также пишете на историческую тему?

-Нет. Я считаю, стихи надо писать только о любви.

- Некоторое время назад в Москве прошла презентация вашей книги «Эмир Тимур – на пути к вершине». Над какой книгой вы работаете сейчас и когда планируете ее презентовать?

- Я хотел бы отметить, что мои книги издаются не только на азербайджанском и русском языках. Они также переведены на турецкий, кыргызский и узбекский языки. Некоторые из них опубликованы и на английском.

Сам же я сейчас работаю над новым романом «Жена шаха и колдун». В нем повествуется о событиях XVIвека, когда жена шаха захватывает власть в свои руки с помощью колдуна. Это достоверный исторический факт, просто я добавил чуть больше магии. Мне интересна магия сама по себе, ее история, традиции, технологии. Хотя я думаю, что у каждого человека своя магия.

- Будет ли издана ваша новая работа «Жена шаха и колдун» на русском языке?

- Пока что она выйдет на азербайджанском языке. На самом деле, все свои книги я пишу на азербайджанском – именно на этом языке я чувствую себя увереннее всего. И замечу, что я пишу все книги от руки, не прибегая к помощи техники. Сидя за компьютером, я просто не могу мыслить. А когда я беру в руки ручку, все происходит как-то само собой. Как говорится, рукописи не горят.

- А как вы вообще относитесь к современным информационным технологиям?

- Крайне положительно. Вот за время нашего с вами интервью мне на фейсбуке пришло уже три письма. Иногда, когда у меня нет времени, на письма отвечают мои помощники. По возможности же я стараюсь всем всегда отвечать сам.

Поделиться: