Бюджет Грузии на 2013 год: мечты и реальность

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Грузинский парламент активно работает над проектом бюджета наступившего года. Ни один документ или политическая декларация не свидетельствует лучше и объемнее о приоритетах новой власти, чем главный финансовый документ. К чести лидеров «Грузинской мечты», в бюджете практически не осталось «белых пятен», которыми изобиловали аналогичные законопроекты предыдущих годов – в эпоху постепенно сходящего на нет правления пропрезидентской партии Единое национальное движение (ЕНД).
Бюджет Грузии на 2013 год: мечты и реальность

Бюджет Грузии на 2013 год: мечты и реальность

)-->
Автор: Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для «Вестника Кавказа»
Грузинский парламент активно работает над проектом бюджета наступившего года. Ни один документ или политическая декларация не свидетельствует лучше и объемнее о приоритетах новой власти, чем главный финансовый документ. К чести лидеров «Грузинской мечты», в бюджете практически не осталось «белых пятен», которыми изобиловали аналогичные законопроекты предыдущих годов – в эпоху постепенно сходящего на нет правления пропрезидентской партии Единое национальное движение (ЕНД).

Впрочем, та эпоха еще не завершилась, но не только потому, что Михаил Саакашвили сохраняет пост главы государства до конца нынешнего года (очередные президентские выборы состоятся в октябре, а реальная передача власти – до 31 декабря), а по иной, более глубинной причине: премьеру Бидзине Иванишвили и его команде приходится идти на серьезные риски, чтобы выполнить главное предвыборное обещание - улучшить условия жизни для сотен тысяч граждан, считавших себя обездоленными в прежние времена.

Все опросы общественного мнения свидетельствуют, что граждане Грузии считают наиглавнейшей проблемой безработицы, низкие доходы, мизерную пенсию, дороговизну медобслуживания и учебы, то есть весь тот «социальный набор», который постоянно дискутируются в любых обществах, заставляя политиков искать оптимальное решение дилеммы между интересами развития рыночной экономики и необходимостью укрепления социальной функции государства.

В Грузии, пережившей гражданскую войну, два этнополитических конфликта и столкновение с Россией, эта дилемма решается сложнее, чем в других постсоветских государствах, где элиты, на протяжении последних 20 лет, смогли выстроить более или менее нормальные отношения с Москвой, не потеряли полностью традиционные рынки сбыта, как и западных инвесторов, готовых вкладывать деньги в производство именно в расчете на экспорт в Россию.

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении законопроекта о бюджете-2013: резкое сокращение расходов на оборону, на нужды МВД, а также финансирование министерств и ведомств. По словам министра финансов Нодара Хадури, для него неприемлема ситуация, когда сотрудники Минфина - от министра, до обычного клерка - получали премии, равные годовой зарплате. Потуже затянуть ремни» придется всем, в том числе президенту: новое правительство урезало на 20% финансирование президентской администрации и даже вернула лизинговой компании самолет, на котором Саакашвили совершал визиты в другие государства. Администрации президента пришлось отключить внешнее освещение Авлабарского дворца – главной резиденции Саакашвили, чтобы сэкономить средства на другие нужды.

По личному распоряжению Иванишвили, в бюджете впервые детально расписана глава «иные траты», всегда вызывавшая нарекания и подозрения неправительственных организаций в виду «непрозрачности» расходования денег по этим статьям. Никто никогда толком не мог объяснить, куда идут сотни миллионов долларов, предусмотренных в этой главе. Правительственные чиновники лишь туманно намекали на некие «важные закупки» в оборонной сфере и другие «необходимые расходы».

Общий объем бюджета на 2013 год - 4525 млрд долларов. При этом, внешний долг страны составляет 4604 млрд долларов. Разумеется, не весь он должен быть выплачен уже в следующем году, однако цифры весьма показательные.
На социальные нужды правительство намерено израсходовать в будущем году 1,431 млрд дол., вместо 1,09 млрд дол., предусмотренных бюджетом на текущий год. Зато существенно сокращается финансирование Минобороны, МВД, министерств финансов, энергетики и экономического развития.
Значительно повышаются ассигнования на нужды министерства исполнения наказаний и пробации. Это неудивительно, с учетом того, какую роль сыграл «тюремный скандал» в поражении бывшей правящей партии и приходе к власти «Грузинской мечты». Примерно на 10% сокращается финансирование МИД, Министерства культуры, Министерства по делам спорта и молодежи.

Правительство решило ввести налоговую новацию: отныне зарплата ниже 500 лари (примерно 300 дол.) вообще не будет облагаться подоходным налогом. Некоторые экономисты предлагали снизить подоходный налог с 20% до 18%, но тут сказалась социальная направленность политики новой правящей команды. Министр финансов Нодар Хадури привел аргумент, хорошо знакомый левым силам в Европе и на постсоветском пространстве: «Для тех, доход которых исчисляется тысячами лари в месяц, 18% вместо 20% будет очень приятным подарком, но те, кто имеют низкий доход, сэкономят всего несколько лари. Для них гораздо полезнее установление необлагаемого минимума».

Неудивительно, что при обсуждении бюджета, сразу возникли трения в самой «Грузинской мечте» - между левыми и правыми сторонниками Иванишвили, которые объединились перед парламентскими выборами по принципу «народного фронта», - на основе неприятия Саакашвили и стремления сменить власть в стране. Но как только один из лидеров «мечты», председатель Народной партии Коба Давиташвили предложил рассмотреть законопроект, ограничивающий право работодателя на увольнение работника, все встало на свои места: против нововведения высказались не только депутаты от пропрезидентской партии, но и республиканцы, входящие в коалицию Иванишвили. Их аргументация тоже весьма показательна и перекликается с доводами правых во всем мире: чем больше работодатель ограничен в праве уволить работника, тем меньше у него мотивация нанимать работников вообще, то есть создавать рабочие места. Аргумент, конечно, не лишен резона, но он носит не только «прикладной», но ценностный характер. А поскольку новые власти шли на выборы под левыми лозунгами, они не могут игнорировать запрос электората даже в том случае, если Иванишвили понимает справедливость суждений об «отпугивании потенциальных инвесторов» в результате усиления социальной составляющей и прав нанятых работников в трудовом законодательстве.

Результат поворота влево налицо: сразу после октябрьских парламентских выборов приток инвестиций в страну упал на 50%, а некоторые всемирно известные компании приостановили строительство гостиниц в Батуми, Кутаиси и других городах. Иванишвили не скрывает, что туризм перестал быть приоритетом. Он сам готов стать крупнейшим инвестором, вложив около миллиарда лари из собственных средств в сельское хозяйство. В частности, строительство 70 крупных перерабатывающих предприятий, куда крестьяне смогут сдавать продукцию. Но этот проект, при всем его благородстве, может оказаться безуспешным с учетом российского эмбарго. А специалисты предупреждают, что в условиях Грузии целесообразнее как раз развивать туризм в качестве системообразующей отрасли, чем бросать деньги на ветер, вкладывая огромные суммы в бесперспективные направления.

Поделиться: