Мягкая посадка СКФО-1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В середине декабря правительство Дмитрия Медведева, наконец, приняло проект наиболее остро обсуждаемой госпрограммы последних двух лет – развития Северного Кавказа до 2025 года. Межведомственные трения, а бюджетом программы занимаются три ведомства (Минрегион, Минфин и Минэкономразвития); общественные дебаты (заложенные суммы в мегаФЦП стали темой для наиболее аргументированной критики власти со стороны оппозиции - «Хватит кормить Кавказ»); опасения перед лицом ухудшения макроэкономических прогнозов немного обуздали аппаратную борьбу за распределение будущей коррупционной ренты.
Мягкая посадка СКФО-1
Автор: Александр Караваев, зам гендиректора ИАЦ МГУ. Специально для «Вестника Кавказа»

В середине декабря правительство Дмитрия Медведева, наконец, приняло проект наиболее остро обсуждаемой госпрограммы последних двух лет – развития Северного Кавказа до 2025 года. Межведомственные трения, а бюджетом программы занимаются три ведомства (Минрегион, Минфин и Минэкономразвития); общественные дебаты (заложенные суммы в мегаФЦП стали темой для наиболее аргументированной критики власти со стороны оппозиции - «Хватит кормить Кавказ»); опасения перед лицом ухудшения макроэкономических прогнозов немного обуздали аппаратную борьбу за распределение будущей коррупционной ренты.

Таким образом, программа похудела практически в полтора раза: с 3,9 трлн рублей (проект Минрегиона от ноября 2011 года) до 2,5 трлн рублей в итоговом подписанном варианте.

Главный конек госпрограммы – создание новой туристической отрасли за счет привлечения иностранных инвестиций и технологий в рекреационную и сопутствующую инфраструктуру. Вот как это выглядит в проектах и практике.

Год назад при поддержке Медведева две корейские компании (Korea Western Power и CHT Korea) заключили соглашение о создании совместного предприятия с ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК), в рамках которого корейские инвесторы вложат в 1 млрд дол. в местную энергетику. Доли в совместном предприятии распределились так: 50% принадлежит КСК, председателем совета директоров которого является сенатор Ахмед Билалов, 50% - корейским KOWEPO и CHT Korea. Первый этап работы СП предполагает строительство пяти угольных электростанций в регионах, где будут строить курорты и не хватает электроэнергии, ориентировочной мощностью около 200 МВт. Одно из условий, ТЭЦ должны быть экологичными, корейцы обладают технологией сжигания угля на 90% с минимальными выбросами в воздух, в то время как российские позволяют это сделать лишь на 35-45%. Стоимость первого этапа может составить 300 млн долларов. На втором этапе предполагается строительство ветряных и солнечных электростанций, сокращение энергопотерь. То есть, должна произойти и комплексная технологическая модернизация региона. Но это пока в планах.

На сегодняшний день "Евразия Энерджи Холдингс" в качестве первого этапа предлагает взять в управление МРСК Северного Кавказа (распределительную энергосеть). Местная энергосеть оказалась в сложной финансовой ситуации, связанной с хроническими неплатежами и высокими потерями в сетях, развивающейся на фоне нестабильности руководства. Так, ее глава Магомед Каитов был уволен после адресной критики Владимира Путина, уличившего в конце прошлого года менеджера в аффилированности со "Ставропольэнергосбытом". Следующий глава компании Олег Новиков был отправлен в отставку в сентябре. И.о. главы МРСК Северного Кавказа Петр Сельцовский недавно призвал активизировать работу с должниками с привлечением силовиков.
Таким образом, на практике модернизация энергосети региона начинается с налаживания банальной дисциплины. И только потом можно говорить о новых крупных проектах.

Для президентского полпреда в СКФО Александра Хлопонина эти красивые схемы с иностранными инвесторами в кавказскую инфраструктуру туризма становятся идей фикс. Но из набора возможных комбинаций отрасль – частный бизнес – инвестиции - развитие, «туризм» кажется наиболее понятным экспериментом для региона, где с одной стороны есть олимпийский город Сочи, с другой, ресурсы побережья Каспия, не имеющего санаториев и курортов, наконец, потенциал горнолыжных склонов. Конечно, может быть, смешно звучит - поехать с друзьями в Рождество кататься в отель горного Итумкалинского района Чеченской республики, но даже с позиции пессимиста, коль скоро деньги будут разворованы в любом случае, пускай после них останутся хоть какие-то объекты.

Государство в лице Хлопонина пришло сюда как менеджер-распределитель финансов, регулятор региональных конфликтов и межклановых противоречий. Но при этом сам Кремль сильно раскошеливаться не собирается. За год подход к источникам финансирования, во всяком случае на бумаге, изменился разительно. Теперь почти 90% итоговой суммы (приблизительно 2,43 трлн рублей) должно быть собрано из внебюджетных средств. Напомню, что летом 2011 года на сайте Минрегиона 70% всей программы, а это 2,7 трлн, были обозначены как средства именно из федерального бюджета. В частности, на 2012-2014 годы было запрошено 357,7 млрд. Но в бюджете на 2012-2014 годы заложено менее 30% этой суммы.

Как следует из сухого канцелярита официальных документов, финансовая идея госпрограммы заключается в том, чтобы заменить собой ныне действующие федеральные целевые программы. Всего в программе 11 направлений и три этапа. На первом, базовом этапе 2013-2015 годов, будет завершена ФЦП «Юг России» и выполнено большинство мер по программе социально-экономического развития Ингушетии до 2016 года. На эти цели должно быть направлено 476,6 млрд рублей (из них 33,6 млрд из федерального бюджета и 6 млрд рублей – из региональных). В этот период будут утверждены территориальные программы развития субъектов округа и приняты соответствующие нормативно-правовые акты.
Второй этап рассчитан на 2016-2020 годы. В ходе него, как сказано в проекте программы, «планируется привлечь значительный объем инвестиций на модернизацию существующих и для создания новых производств, начата реализация проекта в сфере туризма и агропромышленного комплекса». Запланированное финансирование – более 1,318 трлн рублей (201,1 млрд федеральных рублей и 7,1 млрд рублей из регионального бюджета).
На последнем этапе, в 2021-2025 годах, планируется выйти «на завершающие стадии мероприятий по туристическому кластеру, реализовать приоритетные проекты стратегии развития округа». Характерно, что в 2021-2025 годах денег из федерального бюджета уже не предусмотрено, в эти годы должно быть привлечено 737,5 млрд рублей инвестиций (из них только 2,5 млрд рублей – из региональных бюджетов).

Что ожидается в результате? По расчетам Минрегиона, к 2025 году объем валового регионального продукта СКФО должен увеличиться до 6,2 трлн рублей (для сравнения в 2010 году – 887,6 млрд рублей), а объем иностранных инвестиций – до 1,451 млрд дол. (в 2011 году – 647,8 млн). Должно быть создано 460 тыс. постоянных рабочих мест. Эту открытку очень важно зафиксировать, чтобы знать насколько власти в последующие годы будут корректировать свои прогнозы и подгонять результаты к этой достаточно высокой планке. При этом нужно отдавать отчет в том, что инерционный рост российской экономики (если не случится крупного обвала) отчасти автоматически поднимет показатели региона Северного Кавказа за счет внутренних инвестиций, роста сектора услуг и связи, без дополнительных специальных стратегий.
Продолжение следует

Вестник Кавказа

Поделиться: