Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Ирина Баскакова: ЕНБ. Единое Национальное Безобразие.

22.06.2008

Автор:

Теги:
 

ЕГЭ шагает по стране. Со следующего года он станет обязательным для выпускников всех российских школ. Неотвратимость Единого Государственного Экзамена не уменьшает количество споров, которые каждую весну разгораются между его сторонниками и противниками.

Но подобные бурные дискуссии можно наблюдать не только в РФ.

В Казахстане с 2004 г. началось внедрения Единого Национального Тестирования, аналога российского ЕГЭ. Как не сложно догадаться и проблемы связанные с ЕНТ, мало чем отличаются от происходящего  России:

  1. неоднозначное отношение, как учеников, так и учителей к тестированию как к итоговой форме аттестации, особенно по гуманитарным дисциплинам; расцвет репетиторства и корректировка учебного процесса под ЕНТ
  2. разнообразные утечки информации, ошибки в заданиях, ошибки при проверке и т.п.

 

Сколько зубов было у лошади Чингисхана?

Именно так звучал в 2004 г. один из вопросов ЕНТ по казахской истории. Сложно сказать, влияет ли знание правильного ответа на понимание сути исторического процесса или значения татаро-монгольского ига для Казахстана, но как быть, если вопросы о причинно-следственных связях событий не возможно уместить в задание с одним правильным вариантом ответа.

Российские авторы ЕГЭ также не отстают по части «вопросов на эрудицию» от  казахстанских коллег: «В платье какого цвета была одета Наташа Ростова на своем первом балу?»

Складывается впечатление, что, для  составителей тестов основная ценность художественного произведения в мелких бытовых подробностях жизни героев.

Зачем школьнику вникать в душевные терзания литературных героев или пытаться понять замыслы Чингисхана. Главное, запомнить цвет платья (и фасон на всякий случай) или обратить внимание на то, сколькими зубами щипала травку лошадь, жившая около 800 лет назад.

Тест - это бесспорно удобная форма промежуточного контроля: запоминание дат, проверка внимательности чтения и т.п., но тест никогда не сможет выявить истинные знания школьника, то, на сколько хорошо он понимает предмет.

Еще одним значительным недостатком и ЕНТ, и ЕГЭ является отсутствие полноценной письменной части: вместо этого предлагаются контрольно-измерительные задания ЕНТ, части B и C ЕГЭ, где школьник должен дать письменный ответ, написать небольшое эссе. Вряд ли по таким заданиям в полном объеме можно оценить умение тестируемого выражать свои мысли в письменной форме.

На то, что человеку кроме  хорошей письменной речи, необходимо еще и умение хорошо говорить, последнее время вообще не обращается никакого внимания. Современные методы тестирования не подразумевают устных ответов.

Хотя, это обстоятельство должно очень обрадовать некоторых не слишком словоохотливых выпускников. В то время, когда  эксперты постоянно указывают на снижения уровня культуры речи, устный экзамен становится весьма рискованным мероприятием, а в вузы в наше время стремятся если не все, то очень многие.

 

Количественно-(не)качественные показатели

Вернемся на несколько месяцев назад: подготовка к ЕНТ и ЕГЭ только начинается. В казахстанских школах иногда приходится менять расписание. Большее, чем по плану, количество часов отводится на предметы, обязательные для сдачи в форме ЕНТ, резко возрастает популярность частных репетиров. А потом, по итогам ЕНТ, чиновники рапортуют об улучшение показателей успеваемости по сравнению с предыдущим годом.

Кстати о показателях. Причиной из улучшения, например, в 2005 г. стало то, что учителя отговаривали слабоуспевающих учеников от сдачи ЕНТ[1].

Результат ЕНТ улучшаются, но растут ли знания завтрашних студентов?

Что касается, подготовки к ЕГЭ в российских школах, то в некоторых случаях, учебные часы перераспределялись не только в пользу предметов, сдаваемых по ЕГЭ, но и для отдельных занятий, где школьников учили правильно заполнять бланк ЕГЭ.

 

Что в итоге?

2008-ой стал первым годом, когда ни в России, ни в Казахстане не произошло утечки информации по содержанию тестов. Разумеется. Это не может не радовать (особенно, учитывая тот, факт, что в Казахстане проведение ЕНТ контролируется национальным Комитетом Безопасности). Но остаются проблемы с качеством экзаменационного материала: некорректность вопросов, задания с двумя правильными ответами (или без единого), неравноценоценность вариантов (в одних вариантах задания легче или менее трудоемкие, чем в других). Кроме того, при обновлении банка тестовых заданий распределяется неравномерно по вариантам.

Неудивительно, что по окончании экзамена и в России, и в Казахстане начинается подача апелляций. На данный момент их подано около двадцати тысяч в России и более четырех с половиной тысяч в Казахстане.

А минобраз твердит, что ЕГЭ и ЕНТ - это следствие присоединения к Болонскому процессу и один из способов борьбы с коррупцией в сфере образования.

Хотя, как уже говорилось выше, тестирование не может являться объективной формой оценки знаний и, тем более, не может способствовать их росту. По словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова «тестовая форма итоговой оценки знаний не имеет право на существование. В этом убедились уже все мировые державы. Даже в США тестовый экзамен добровольный, но не является обязательным при поступлении в вуз. Дело в том, что тест имеет очень большую вероятность ошибки - до 80%. Даже опытный человек в ответе на одни и те же вопросы в зависимости от своего психического состояния на момент ответа, физического состояния и многих других факторов может допустить ошибку».

 

Средства, выделяемые на проведение ЕНТ и ЕГЭ, можно было бы с большой пользой потратить на модернизацию школ,  на зарплаты учителям и преподавателям высшей школы, сохранив при этом традиционную систему экзаменов. Борьба с коррупцией эффективна, только когда она сочетание метода «кнута и пряника»: реальное наказание взяточников + повышение зарплат сотрудников. Также, и в России, и в Казахстане остается нерешенной проблема качества учебников. В некоторых случаях ошибочные знания школьника является не его виной, а следствием обучения по сомнительным учебным пособиям.

Прежде чем реформировать систему итогового аттестационного контроля, необходимо навести порядок в самом школьном образовании. Экзамен - это всегда стресс и немножко лотерея. Но зачем же добавлять лишнее нервное напряжение и увеличивать элемент непредсказуемости?

 

Комментарий Алексея Власова.

 

Ирина несколько смягчила оценку ситуации. Особенно по результатам ЕНТ в Казахстане, где работники министерства сначала объявили о готовности "порушить" всю систему тестов, а затем стали отыгрывать назад под ироничные реплики Карима Масимова. Хорошую мину при плохой игре делают все министры образования и у нас и в Казахстане, но маразматичность ситуации стала слишком явно бить в глаза. Прежде всего, по гуманитарным дисциплинам, где и без зубов у лошади Темучина все плохо. Великое движение в болонский процесс стало приобретать совсем уж анекдотичные формы.

Вот и наш спикер, господин Миронов уловил новые думы власти.

По мнению Миронова, необходимость введения ЕГЭ с 2009 года на всей территории страны «вызывает большие сомнения». Он предлагает «пролонгировать эксперимент с ЕГЭ, тщательно собирая и анализируя информацию об уровне и качестве знаний абитуриентов и студентов, поступивших в институт по этой системе».  

А, кстати, думать полезно. Особенно чиновниками и законодателям. Чтоб дети не страдали. Они за что мучаются?



[1] В Казахстане результаты ЕНТ нужны только для поступления в вузы и ПТУ.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение