Золотой век Нурсултана Назарбаева

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Накануне празднования Дня Независимости Казахстана в Астане состоялись сразу два знаковых события мирового значения. Сначала в престижном Назарбаев Университете на высоком научном уровне прошли первые международные Назарбаевские чтения, прекрас­но организованные МОН РК и Назарбаев центром. Ученые более чем из 50 стран изучали монументальное политическое и научное наследие Лидера нации. Кратко их общий вывод можно выразить так: Казахстану необычайно повезло в том, что на заре независимости молодое государство возглавил один из самых прозорливых политиков нашего времени – Нурсултан Назарбаев.
Золотой век Нурсултана Назарбаева
Золотой век Нурсултана Назарбаева |
Накануне празднования Дня Независимости Казахстана в Астане состоялись сразу два знаковых события мирового значения. Сначала в престижном Назарбаев Университете на высоком научном уровне прошли первые международные Назарбаевские чтения, прекрас­но организованные МОН РК и Назарбаев центром. Ученые более чем из 50 стран изучали монументальное политическое и научное наследие Лидера нации. Кратко их общий вывод можно выразить так: Казахстану необычайно повезло в том, что на заре независимости молодое государство возглавил один из самых прозорливых политиков нашего времени – Нурсултан Назарбаев. Мудрость руководителя, исключительный дар политического предвидения и выдающиеся способности стратега позволили Нурсултану Абишевичу умело направлять стихийные процессы после распада СССР в русло конструктивных перемен. В итоге за два десятилетия независимости Казахстану удалось из переферийного «советского осколка» превратиться в успешное состоявшееся государство – признанного регионального лидера. То есть проделать тот небывалый путь, для которого иным странам мало и двух столетий! А сам президент Нурсултан Назарбаев, по объективным оценкам международных экспертов, ныне уверенно входит в первую десятку, если не в пятерку мировых политических топ-менеджеров. Об этом говорило большинство выступавших ученых на Назарбаевских чтениях. Скажу больше, в современном мире имя Нурсултана Назарбаева давно стало нарицательным – превратилось в политический супербренд. Стало в своем роде глобальным знаком качества принимаемых стратегических решений. Даже в яркой плеяде мировых политических лидеров президент Казахстана со своими постоянными инновациями выделяется, как пылающая суперзвезда. Это воистину взрывное сочетание: Н. Назарбаев – уникальный по прагматизму понимания процессов крупный реальный политик и одновременно глубокий гуманитарный философ. Согласитесь, что в современном обмельчавшем мире у нас осталось очень мало настоящих титанических личностей с большой буквы, думающих и болеющих за будущее своей страны и за глобальные судьбы мира в целом. Но именно таков он – Первый Президент Казахстана! По совокупности ряда уникальных качеств Глава казахстанского государства по праву стал общепризнанным мировым эталоном современного Лидера. Н. Назарбаев сочетает в себе интеллектуальные инновации, дар стратега, талант управленца и традиционный авторитет. На мой взгляд, Нурсултан Назарбаев – не просто Первый Президент РК, глава верховной власти сильной страны и национальный Лидер влиятельного государства. Он – подлинный капитан государственного корабля по имени Казахстан. Прозорливый Кормчий, видящий далеко за горизонт будничных событий. Опытный Капитан, умелой рукой ведущий родную страну мимо будущих рифов и всплывающих мелей непростой политической и экономической ситуации. Эти редкие лидерские качества Елбасы уже позволили Казахстану пройти сложный период неизбежных перемен без больших потерь и социальных потрясений, которыми отмечено становление других государств СНГ. А редкий дар предвидения и ум политического философа позволили Н. Назарбаеву начертать для Казах­стана траекторию устойчивого развития на несколько десятилетий вперед. Управленческое кредо Н. Назарбаева можно кратко сформулировать так: не подлаживаться под политические процессы, а направлять их и тем самым управлять настоящим и будущим! Первый Президент Казахстана не просто реагирует на те проблемы, которые сама жизнь регулярно ставит перед молодым государством. Он сам во многом формирует современный политический дискурс! Это яркое дарование Президента-мыслителя в полной мере реализовалось 14 де­кабря с.г., когда Глава государства озвучил Стратегию действий Казахстана на новый исторический период до 2050 года. Новая стратегия Президента РК – это, с одной стороны, планомерное продолжение курса системных реформ, которые давно обозначены в рабочих планах страны как «Казах­стан-2030». Но, с другой стороны, мы увидели совершенно оригинальный документ, предельно насыщенный новыми политическими концептами, глубинными философскими смыслами. Уверен, что эти содержательные новеллы еще долго будут внимательно изучать политологи, юристы и экономисты многих стран, а не только Казахстана. Вместе с тем «Новый курс Назарбаева» содержит глубокий и конкретный анализ угроз и вызовов для Казахстана, которые вызваны тектоническими переменами в глобальной политике и экономике. В итоге стране и миру была продемонстрирована детально проработанная и насыщенная цифрами программа действий единой страны-корпорации – Республики Казахстан – на максимально возможный прогнозный срок. Готовя эту статью для «Казах­станской правды», мне пришлось внимательно изу­чить отклики СМИ и блогосферы на новое Послание Президента РК. Не скрою, многие оппоненты и даже некоторые сторонники Назарбаева оказались в некотором замешательстве – обозначенный Президентом РК горизонт событий до 2050 года показался им чрезмерно большим! И хотя сам Лидер нации с высокой трибуны пояснил, что «2050 год – это не просто символичная дата. Это реальный срок, на который сегодня ориентируется мировое сообщество». Но для слишком многих причастных к политике «назначенцев» (причем характерно не только для Казахстана, но и для многих других стран СНГ) устоявшаяся привычка жить по принципу «день простоять да ночь продержаться» оказалась, видимо, сильнее. Как иронично писал классик социологии Макс Вебер, «масса привыкла думать только до послезавтра», т. е. не все оказались готовыми мыслить синхронно с Президентом в масштабе десятилетий. Но в отличие от многих политических «временщиков» Нурсултан Назарбаев всегда был сильным действующим и стратегически думающим президентом. Поэтому он может позволить себе не спеша модернизировать политическую и экономическую систему своей страны на десятилетия вперед. Напомню, что два года назад на торжественном собрании, посвященном 19-му Дню Независимости республики, Нурсултан Назарбаев уже заметил, что для создания развитого государства требуется 40–50 лет. Тогда на эту якобы «проходную фразу» Президента мало кто обратил внимания – и совершенно напрасно! Лидер нации никогда попус­ту слов не бросает. И спустя некоторое время Нурсултан Назарбаев детально и доказательно вернулся к этой важнейшей теме, раскрыв ее в полной мере в недавнем Послании. Сегодня Казахстан блистательно прошел первую половину своего исторического пути к процветанию – стадию состоявшего государства. Теперь надежным «Назарбаевским курсом» стране надлежит двигаться только вперед – к очередным вершинам и ярким победам. Новая главная цель такова – «к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда». Но для исполнения этих планов, подчеркивает Н. Назарбаев, мы должны в рамках сильного государства «заниматься не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста». По сути, Первый Президент РК открыто предлагает политическому классу и гражданскому обществу своей страны новый курс устойчивого развития Казахстана на целых три десятилетия. Понятно, что такие большие временные рамки нужны не персонально политику Назарбаеву, зато они как воздух потребны для исторической стабильности РК и политической преемственности уже доказавшего свою успешность «Назарбаевского курса». Образно говоря, своим недавним Пос­ланием казахстанский Президент предлагает к всенародному обсуждению развернутый конституционный проект нового Казахстана-2050. Вдумайтесь – впервые в истории постсоветского пространства (да и, пожалуй, в мировой истории тоже) Лидер нации публично и гласно обсуждает параметры политического консенсуса для двух-трех будущих поколений политических деятелей! Доверительно говорит о том, как не уронить страну; советует как преумножить достигнутый успех и как достойно отвечать на вызовы будущего. Это просто небывалый случай в современной политической практике, где печальным правилом в нашем мире стал феодальный обычай держать сограждан в полном неведении о грядущих реформах и переменах. Нурсултан Назарбаев в своем недавнем Послании необычайно ярко проявил себя как сильный и глубоко демократический лидер с особым чувством исторической ответственности. Его главная задача – кропотливо строить долгосрочно работающие институты демократии и рыночной экономики в родимой стране. Заботливый и любящий Отец нации имеет перед собой только одну сверхзадачу – вывести Казахстан на такую высокую орбиту исторического развития, которая сделает государственный успех его Отчизны исторически необратимым. Сильный лидер – это тот, который заведомо уверен в себе, поэтому Назарбаев подбирает себе такую же команду сильных, харизматичных и энергичных людей, причем разных национальностей. В «сборной Назарбаева» есть не только одни «нагыз-казахи», там есть и русские, украинцы, уйгуры, корейцы, евреи, немцы и талантливые люди многих других национальностей. Как не­двусмысленно сказал сам Президент, «не будет и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы». Это значит, что единый независимый Казахстан, который два десятилетия строили сообща своим напряженным трудом казахстанские граж­дане 140 национальностей и этносов, на многие десятилетия останется таким же родным и теплым домом для их будущих детей и внуков. Этот тезис Послания, по откликам моих многочисленных друзей, ныне живущих в Казахстане, стал одним из самых сильных моментов президентского выступления. Древнегреческий философ Аристотель еще в античности вывел формулу успеха идеального города-государства, наз­вав древнегреческий полис «единством непохожих». С аристотелевой мудростью Президент РК ввел этот принцип мирного сосуществования и совместного труда ради общего блага в императив государственной политики Казахстана. В завершение данной статьи я хотел бы обратить внимание на один очень значимый и весьма перспективный концепт – речь идет об Обществе Всеобщего Труда. На мой взгляд профессионального политического аналитика и эксперта-международника, ничего более значительного и много­обещающего за последние десятилетия в теории мировой политической мысли не появлялось. Полное раскрытие этого многогранного концепта может дать нам ключ к разрешению одной из самых острых мировых проблем современности – растущему социальному неравенству. Практически одновременное обращение к социальной тематике в президентских Посланиях двух ведущих лидеров Евразийского союза – Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина – явно не случайно. Речь идет не только о нарастающей важности социальной проблематики внутри наших стран. Проблема имеет куда больший размах – по сути, современный мир переживает драматические времена постепенной деградации, а порой и планомерного разрушения основ социального государства. И прежде всего в ранее благополучных странах Запада, которые неизменно подавались нам как витрина демократии и образец для политического подражания. Посмотрите сами – социальной грозой охвачен весь юг Европы. Миллионы людей выходят на улицы, протестуя против постоянного секвестра пенсионной, медицинской и образовательной систем. Их можно понять – только в одной Испании четверть взрослого работоспособного населения не имеет работы, а среди молодежи уровень безработицы зашкаливает за половину. Видимо, как говорил Шекспир, что-то «неладное творится в нашем королевстве». Студенты многочисленных университетов в центральных странах ЕС с удивлением узнают, что годы их обучения потрачены впустую: лишь на продление беззаботного детства. А полученные ими дипломы по гуманитарным специальностям и иным экзотическим профессиям уже заведомо не нужны рынку труда. Более того, по прогнозам большинства международных и российских экспертов, в ходе предстоящей десятилетней рецессии в ЕС социальные проблемы только обострятся. Ухудшение экономической ситуации в странах «новой Европы» неизбежно отзовется эхом межнациональных конфликтов, в том числе и на Балканах, ныне тихо тлеющих и лишь временно «залитых деньгами». А это чревато большим политическим взрывом рядом с нашими границами! По этим причинам угроза социальной дестабилизации в ЕС и связанная с ней переориентация волн трудовой миграции с некогда благополучной «старушки Европы» на страны СНГ (прежде всего в страны – лидеры ЕАС – Россию и Казах­стан) не выглядит уже политической фантастикой. Оба президента стран Евразийского сою­за предельно серьезно относятся к этой потенциальной угрозе. Владимир Путин открыто говорит в своем Послании о более жестких мерах против миграции, сообщает о дополнительных социаль­ных льготах для самих россиян. И, наконец, предлагает амбициозную программу «соз­дания 25 миллионов новых высокооплачиваемых рабочих мест». Президент Казахстана, как всегда, смотрит намного шире и куда глубже – Н. Назарбаев выдвигает оригинальный концепт Общества Всеобщего Труда. Он предлагает целостную и стройную систему мер, позволяющую в том числе покончить с таким позорным, но, увы, распространенным в СНГ явлением, как «работающая бедность». Президент недвусмысленно предупреждает: «Бедность не должна стать социальной перспективой ни для одного казахстанца». Лидер нации выдвигает дополнительные гарантии для материнства и детства, укрепляет систему патронажа инвалидов. По сути, речь идет о создании новой евразийской социальной системы гарантийного государства: «Мы должны установить для наших граж­дан минимальные социальные стандарты и гарантии, которые должны прямо зависеть от роста экономики и бюджета». И далее Глава государства напоминает: «Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем». Но Президент РК принципиально против того, чтобы Казахстан превращался в государство иждивенцев или страну «поголовного вэлфера». В Пос­лании четко говорится, что «государство должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые в этом нуждаются». Нурсултан Назарбаев в своих интервью любит повторять одну проверенную временем поговорку: «Если хочешь, чтобы человек был сыт всю жизнь, дай ему удочку и научи его ловить рыбу...» В переводе на политически выверенный язык президентского Послания это звучит так: «У нас должны быть четкие программы обучения и переподготовки безработных, увязанные с потребностями рынка труда. Государство должно оказывать социальную поддержку безработным при условии, что человек, попавший в эту категорию, осваивает новую профессию и идет переучиваться». Выходит, что новая концепция Общества Всеобщего Труда сходу решает триединую задачу: создает новые «механизмы выравнивания социально-экономических условий в регионах», синхронизирует выполнение всех государственных и отраслевых программ с региональными. И одновременно в общегосударственном масштабе решает проблему профобучения безработных и порой столь необходимого перетока рабочей силы. Как говорится в старой пословице, «у хорошего хозяина нет лишних работников и никто без дела не болтается»! На практике это будет означать постоянное преумножение трудовых сил Казахстана и их максимальную концентрацию на новых прорывных направлениях национальной экономики. А постепенно раскрытие всего потенциала, заложенного в новой Стратегии «Казах­стан-2050», выведет страну на еще более высокую политическую и экономическую орбиту. Это значит, что любые, даже самые грандиозные планы, скрупулезно просчитанные Президентом РК на период до 2050 года, будут по плечу единой стране-корпорации под небесно-голубым флагом Республики Казахстан. «Я уверен, что XXI век будет для Казахстана Золотым веком. Это будет Золотой век мира, стабильности и процветания», – сказал в своем Послании президент Н. Назарбаев. Я бы добавил к этому высказыванию Первого Президента РК только одну фразу. Благодарные потомки непременно назовут это время «Золотым веком Нурсултана Назарбаева».

Юрий СОЛОЗОБОВ, политолог, директор по международным программам Института национальной стратегии РФ

Казахстанская Правда

Поделиться: