От «Евразийской восьмерки» к «Евразийской двадцатке»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Помимо «Большой восьмерки» («G-8») давно существует «Исламская восьмерка» («D-8»). Таким образом, создание «Евразийской восьмерки» («Е-8») стало закономерным шагом. Учредители Клуба объявили ближайшей задачей утверждение на постсоветском пространстве самого термина «Евразийская восьмерка», а целью новой организации - «интеллектуальное содействие проектам евразийской интеграции в русле тех задач, которые сформулированы президентами трех стран Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России». Что ж, с учетом того, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве нельзя назвать простыми, страны Таможенного союза и ЕЭП сегодня действительно нуждаются в поддержке со стороны экспертного сообщества.
От «Евразийской восьмерки» к «Евразийской двадцатке»

Владимир Петров,

Вице-президент Академии

Геополитических проблем

От «Евразийской восьмерки» к «Евразийской двадцатке»

Помимо «Большой восьмерки» («G-8») давносуществует «Исламская восьмерка» («D-8»). Таким образом, создание«Евразийской восьмерки» («Е-8») стало закономерным шагом. Учредители Клубаобъявили ближайшей задачей утверждение на постсоветском пространстве самоготермина «Евразийская восьмерка», а целью новой организации - «интеллектуальноесодействие проектам евразийской интеграции в русле тех задач, которыесформулированы президентами трех стран Таможенного союза Белоруссии, Казахстанаи России». Что ж, с учетом того, что интеграционные процессы на постсоветскомпространстве нельзя назвать простыми, страны Таможенного союза и ЕЭП сегодня действительнонуждаются в поддержке со стороны экспертного сообщества.

Оценивая новую инициативу, за которой, судя по всему,стоят политики новой волны в руководстве России и Казахстана, заинтересованные впридании интеграционным процессам на постсоветском пространстве нового импульсаразвития, можно сказать, что уже в самомназвании Клуба содержится вполне понятная стратегия – обеспечить более тесноевзаимодействие тех восьми стран постсоветского пространства, которые уже входятв ЕврАзЭС или являются его наблюдателями. Тут стоит добавить, что к шестистранам, уже ратифицировавшим договора о вхождении в Зону свободной торговлиСНГ (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, Молдавия), намереныприсоединиться еще две страны – Киргизия и Таджикистан. Так что формат ЗСТ СНГ «6+ 2» в сумме равняется восьми, как и формат ЕврАзЭС «5 + 3».

Помимо самой идеи создания «Е-8» внимание наблюдателей привлекаеттакже идея формирования на её основе «Е-20» («Евразийской двадцатки»). Так, насегодня к Зоне свободной торговли СНГ намерены присоединиться не тольконепризнанные республики Южная Осетия, Абхазия и Приднестровская МолдавскаяРеспублика, но также Узбекистан, Вьетнам и даже Новая Зеландия. То естьпотенциальный состав ЗСТ вполне можно описать формулой «6 + 2 + 6 = 14». Вкачестве кандидатов в ЗСТ и иные интеграционные структуры рассматриваютсясегодня Монголия, Греция, Азербайджан, Туркмения, ряд других стран. Впрочем,это далекая перспектива, и членам Клуба «Е-8» есть над чем поработать.

Сможет ли Клуб «Евразийская восьмерка» оказать реальноевлияние на ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве,сказать сложно, поскольку даже главный драйвер этих процессов Президент РоссииВладимир Путин в своем недавнем Послании Федеральному Собранию РФ былдостаточно осторожен в оценках перспектив Евразийского союза, ограничившисьсуждением о том, что «у ближайших соседей России растет интерес кинтеграционным процессам». Но нельзя не согласиться с позицией аналитикаАлексея Пилько, по мнению которого «евразийская интеграция нуждается во второмдыхании, но это возможно только при активном участии в интеграционных проектахведущих интеллектуальных центров стран, входящих в Евроазиатское Сообщество».

Поделиться: