Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Без культуры невозможно сформировать нацию, движимую едиными целями

23.12.2012

Автор:

Теги:

Интервью АМИ Новости-Азербайджан с руководителем Ассоциации культуры Азербайджана «Симург»Фуадом Мамедовым:

- Когда и почему Вы решили заняться культурологией?

- После окончания Азербайджанского института нефти и химии я поступил в Институт истории Академии наук СССР. Фактически я прошел московскую школу. Кандидатскую диссертацию я писал уже непосредственно по истории науки. А когда мне было 39 лет, я защитил первую в Азербайджане докторскую диссертацию по истории науки. На тот момент средний возраст докторов науки в Азербайджане был 60 лет. Впоследствии я  хотел создать здесь если не Институт, то хотя бы Центр истории и теории науки. Подобная структура уже существовала в России. Однако в Азербайджане, к сожалению, эта идея не была востребована. Я занимался вопросами истории науки, был ученым секретарем Научного совета по выставкам работ, проводил научную пропаганду, но не был услышан.

В 1989 году, в тяжелое для нашей страны время, я стал задумываться о том, какую пользу я могу принести своему народу, своему Отечеству. Я много читал и в определенный момент заинтересовался культурологией, наукой о человеческой жизнедеятельности. Ко мне пришло осознание того, что это и есть основа основ. Культурология  представляет собой синтезатор всех общественных и гуманитарных наук. Она вбирает в себя достижения отдельных наук, использует их исследовательскую методологию и уже на основе этого создает свои методы, позволяющие решать проблемы, которые не подвластны ни одной другой науке. Я сам, будучи доктором исторических наук, могу с уверенностью сказать, что  та же история не способна решать вопросы, которыми занимается культурология. В свою очередь, философия – тоже очень важная наука, однако она слишком абстрактна. Психология, экономика, юриспруденция, искусствоведение, языкознание, филология – это все страты, звенья одной большой цепи. Культурология же, напротив – наука универсальная. Она тем более ценна, что за короткий исторический срок может дать те знания, которые были бы особенно ценны для молодежи.

Культурология изучает человека, смысл его жизни, модели поведения. В 1989 году я создал специальную концепцию по созданию новой демократической культуры в Азербайджане, обошел 25 министерств и общественных организаций в Азербайджане, получил их одобрение и в 1990 году на уровне Совета министров Азербайджана получил утверждение этой концепции и создал Ассоциацию культуры Азербайджана «Симург». Собственно говоря, с тех самых пор и вплоть до сегодняшнего дня я  занимаюсь культурологией.

Вами разработано множество концепций в области культурологии. Одной из наиболее интересных является идея международных программ аккультурации и инкультурации людей, способствующая переходу от человека типа «homo sapiens» к человеку типа «homo cultural». В чем ее суть?

- В этой идее, на мой взгляд, заключается спасение человечества. Мы все являемся «homo sapiens». Прошло несколько тысячелетий со времени создания первой цивилизации, но, несмотря на это, если мы проведем анализ различных социальных групп, то придем к неутешительному выводу. Среди нас есть люди как высокой, так средней и даже низкой духовной культуры. Последние пассивно приспосабливаются к жизни и занимаются созерцанием. К сожалению, есть и представители дикости и варварства. На мой взгляд, от уровня культуры напрямую зависит уровень жизни. Иными словами, чем больше будет в Азербайджане культурных людей, тем более монолитной и цельной станет наша нация. Без культуры невозможно сформировать нацию, движимую едиными целями и идеалами.  У меня есть своя формула «культурного человека», основополагающими принципами которой являются знание, умение, организованность, нравственность и созидательная деятельность. Именно на этих принципах и строится деятельность нашей организации.

Расскажите, пожалуйста, о возглавляемой Вами Ассоциации «Симург». Каковы основные направления  деятельности?

 - Несмотря на все существующие проблемы,  Ассоциация «Симург» получила международное признание. Нами выпущено 11 книг, 3 из которых – мои фундаментальные труды. За вклад в мировую культурологию меня избрали в две Международные академии наук, в частности, в Российскую академию педагогических и  социальных наук. 

Помимо этого, я являюсь главным редактором международного культурологического журнала «Симург». Журнал был создан по моей инициативе. В нем публикуются видные российские ученые и деятели культуры. Кроме того, мы проводим семинары, не имеющие аналогов.

Как преподавателю с многолетним стажем, Вам часто доводится общаться с молодежью. Насколько современная азербайджанская молодежь интересуется историческими и культурными ценностями  своей страны?

- Молодежь разная. Дети больше похожи на свое время, нежели на своих родителей. То, какой является молодежь, зависит, в первую очередь, от социальной среды, под которой я подразумеваю как семью, так и окружающий коллектив. Сегодняшняя молодежь вселяет надежду на лучшее будущее.  Культуру надо прививать с раннего детства, чтобы в дальнейшем, когда ребенок вырастет и станет взрослым человеком, он стал  достойным представителем своей нации.

Как говорил философ Унсуралмаали: «Если дерево выросло криво и криво пустило ветви и поднялось, то выпрямить его можно, только спилив и обстругав». Важно помнить, что поведение человека меняется с изменением его культуры. То, как он мыслит, зависит от его образования и воспитания.

- В чем, по-вашему, заключается уникальность азербайджанской культуры?

- Любая культура, так же, как и любой человек, обладает некими присущими только ей особенностями, которые и делают ее уникальной. В менталитете азербайджанской нации есть такие важные составляющие, как уважение к старшим, терпение, любовь к детям, гостеприимство. Это те черты, которые мы заимствовали у цивилизации Востока. Из западной культуры мы переняли такие элементы, как уважение к личности, культура ответственности и честность. Таким образом, азербайджанская культура является своеобразным синтезом достижений, как Востока, так и Запада. Именно это и делает ее уникальной и не похожей ни на одну другую культуру мира.

Чем, на ваш взгляд, вызвано некое усиление исламского фактора в современном Азербайджане?

- Не стоит забывать о том, что в советское время в отношении религии существовал ряд запретов,  а запретный плод, как говорится, сладок. Мне кажется, что усиление исламского фактора в Азербайджане в определенном смысле представляет собой заполнение вакуума. Однако следует помнить, что если верующий переходит определенную грань, то он превращается в фанатика, чего ни в коем случае нельзя допускать. Конечно же, религия – исторически сложившееся явление. Но надо помнить о том, что истинным храмом Бога является человеческое сердце. Для меня в религии важна вера, поскольку вера – априорная потребность человека, а религия – его изобретение.  А потому нужно проводить правильную культурную политику, не ставя запреты, а разъясняя смысл духовных ценностей. И в этом первостепенную роль играет  наука. Государство может лишь тогда быть успешным, если в нем религиозная этика находится в гармонии с научной. 

- Как вы оцениваете уровень нынешнего социокольтурного партнерства между Россией и Азербайджаном?

- Что касается неправительственных связей, то они, безусловно, есть. В частности, Ассоциация  «Симург» сотрудничает с различными российскими культурологическими структурами. Среди наших партнеров такие исследовательские центры, как Институт культурологии  России и Гуманитарный университет профсоюзов Санкт-Петербурга.

В Азербайджане культурология, как научное направление, получила поддержку со стороны официальных властей не так давно. И в этом, безусловно, велика заслуга первой леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой и министра культуры и туризма  Абульфаса Гараева.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение