Горцы на службе России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
При подготовке статьи использованы материалы фильмов НТВ «Кавказцы в войнах России» и «Джигиты императора» из цикла документальных лент, посвященных истории национальных северокавказских подразделений в составе царской, советской и современной Российской Армии, роли представителей народов Кавказа в защите Родины, а также интервью Рудольфа Иванова Историко-аналитическому порталу Центра истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований "Azer-Globe".
Горцы на службе России



Автор: "Вестник Кавказа"
После вхождения кавказских территорий в состав Российской империи в XVIII-XIX веках возникла необходимость интеграции новых подданных, эффективного задействования их в задачах, общезначимых для всех народов государства. Историки считают, что с этой задачей российские власти справились вполне успешно, учитывая и уважая при этом национальную культурную и социальную самобытность народов Кавказа.

Русское руководство придерживалось грамотной политики и привлекало на свою сторону горцев путем «мягкой силы». Многие кавказцы почти не говорили по-русски, у них не было никаких знаний и о регулярной службе. В августе 1829 года 17 человек среди горцев отобрали и направили на обучение в дворянский полк. Целю было не столько обучение, сколько привыкание к порядкам и обычаям армии и двора. «Император Николай I всегда подчеркивал необходимость точного и неуклонного соблюдения традиций, уклада, особенностей жизни, прекрасно понимая, что в этом был залог мирного сосуществования России и Кавказа, - говорит историк-кавказовед Анатолий Коркмасов. - Ему помогали прекрасные консультанты и советчики, такие как, например, друг его детства Барятинский, прекрасно разбиравшегося в кавказских делах. Все действия императора говорят о прекрасном знании особенностей горских народов». Офицерам дворянского полка давали особые указанию на счет кавказцев. Александр Бенкендорф лично разрабатывал специальные правила.

«Им обеспечивалось питание, соответствовавшее их религиозным воззрениям, строжайше исключалась свинина и ветчина, исключались какие бы то ни было алкогольные напитки, а также выделялось время на пять молитв в день, - говорит историк Явус Ахмадов. - Впрочем, несмотря на облегченные условия, учеба и служба в дворянском полку понравилась не всем горцам. Вскоре от них начали поступать заявления с просьбами об увольнении обратно во взвод или на родину. Командование дворянского полка в свою очередь завалило Бенкендорфа жалобами на горцев за их беспокойный характер и просьбами об откомандировании из полка и наказании особо неуживчивых кавказцев. Но Николай I не допустил столкновения цивилизаций. На жалобы офицеров, что часть чеченцев ведет себя слишком буйно, император снисходительно ответил: "Беспокойный нрав горцев – не преступление, а лишь нравственный недостаток". Возражать императору никто не осмелился. Всем желающим горцам было разрешено вернутся на родину.

«Каждый конвоец получал отпуск, - рассказывает историк, специалист по Кавказской войне Хаджимурат Доного. - Он приезжал домой, рассказывал об экзотических встречах, экзотических достопримечательностях, о Петербурге, который был экзотикой для горцев в Дагестане. Он рассказывал совершенно невероятно фантастические вещи о Зимнем дворце, о Кронштадте, об улицах Санкт-Петербурга, о каретах, о публике, об артиллерии и т. д. Конечно, все это производило впечатление на горцев Дагестана».

В 1830 году был окончательно утвержден штат подразделения. Он получил название Кавказского горского полуэскадрона Его Собственного Императорского Величества конвоя. В полуэскадроне вместе с офицерами, оруженосцами и обслуживающим персоналом состояло 90 человек. Горцам установили солидные оклады: от 300 до 3000 рублей в год – большие по тем временам суммы. Кроме жалования, назначили и суточные деньги. Конвой был достаточно крупным формированием, которое носило во многом весьма представительные функции.

После Польской кампании 1830-31 годов горцы становятся весьма популярными в Санкт-Петербурге. Молодые, красивые как на подбор чернобровые и рыжеватые джигиты в необычной одежде не могли не привлекать к себе внимание столичных красавиц и жителей города.

«Достаточно посмотреть на обмундирование конвойцев, - говорит Хаджимурат Донного. - Это уникальная и одежда, и оружие. По воспоминания современников, когда конвойцы уходили в увольнение и гуляли по Петербургу, они привлекали к себе внимание всех прохожих своей статью, ростом, лихостью и экзотическим обмундированием. Из описи положенного имущества и вооружения Горского полуэскадрона конвоя: "Обмундирование офицеров: шапка черного барашка с синим верхом, башлык черкесского сукна, синяя черкеска, расшитая серебром, с черным бешметом, красная куртка с белым бешметом, шаровары с широкими серебряными лампасами, бурка и шинель."
Оружие для Горского полуэскадрона ковалось по особому заказу на тульских заводах. Кинжалы изготавливались специально выписанными из Англии художниками оружейниками. Вооружение горцев полуэскадрона вызывало всеобщее восхищение.
Горцы находились везде, где находились император или члены его семьи, охраняли Зимний дворец как и многие другие императорские резиденции. Когда император куда-то уезжал, они всегда находились с ним. Кроме таких обязанностей как почетный караул, они также несли обязанность смотреть за детьми, за женами. Обычно конвой также участвовал в боевых действиях, но в меньшей степени.
В 1832 году в конвое произвели первую смену горцев. Отслуживших всадников отправили на Кавказ в распоряжение царского наместника. После четырех лет установленной службы при императоре они должны были продвигать мирные идеи государства у себя на родине. Таким образом, служба горцев не заканчивалась после четырех годы.

«Они направлялись на Кавказ, и уже со своеобразным четырехлетним воспитанием, со своим положением, со своими званиями, медалями и наградами они сами проводили политику на Кавказе, - рассказывает Хаджимурат Доного. - Все, кто пришел в конвой рядовыми оруженосцами, отправлялись домой кадровыми офицерами. Это было очень принципиально для властей: Кавказ должен был видеть преимущества мирного сосуществования с Россией».
Продолжение следует

При подготовке статьи использованы материалы фильмов НТВ «Кавказцы в войнах России» и «Джигиты императора» из цикла документальных лент, посвященных истории национальных северокавказских подразделений в составе царской, советской и современной Российской Армии, роли представителей народов Кавказа в защите Родины, а также интервью Рудольфа Иванова Историко-аналитическому порталу Центра истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований "Azer-Globe".

Поделиться: