Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Общественный контроль в системе госзакупок

17.12.2012

Автор:

Теги:

Антон Романов, членМолодежной Палаты

района Дорогомиловог. Москвы

 

 

 

 

Общественный контроль в системе госзакупок

 

Постиндустриальное общество,иначе именуемое информационным, ещё не сформировалось в полной мере в России,причем разлом, как обычно бывает, проходит между поколениями. Часть обществадавно перестала верить в то, что ему под силу влиять на окружающий мир, и легчеостаться в стороне, выбирая бездействие как адекватную форму реакции. Какправило, бездействие оборачивается апатией, из которой уже нет выхода, потомучто складывается целостное мировоззрение «я не могу ничего изменить, потому чтоникогда этого не делал».

 

Особенность новой стадии развитиясоциума состоит в том, что ресурсом становится не материальные капиталы, азнания и умения, ценятся анализ, навыки управления и использования информации.Современная общественная активность не обязательно предполагает участие вуличных акциях и подобных мероприятиях, смысл которых ― декларация безконкретного содержания. Можно принести пользу и с помощью грамотного анализаинформации и правильной ее интерпретации.

 

В Западной Европе ещё в 1980-егоды появилось понятие «гражданской инициативы». Рождение этого термина связанос кризисом партийных институтов и политических программ. Это понятие предполагалопрямое участие граждан в общественной жизни, призванное решать насущныепроблемы на низовом уровне. Группа граждан, неудовлетворенная работой той илииной сферы государственной власти, выясняла, какие органы исполнительной властиотвечают за данную сферу, указывала на проблему и добивалась от государстварешения поставленного вопроса. Сначала государственные институты были не готовык такому развитию событий. Но настойчивость общества смогла сломить этуестественную косность, и ныне уровень прозрачности государства, его открытостидля общества в Европе стал достаточно высоким.

 

В 2005 году в России был сделанбольшой шаг в том же направлении ― принятие Федерального закона № 94-ФЗ «Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд». С этого момента каждый неравнодушныйчеловек мог узнать, какая фирма отвечает за ремонт дорог, озеленение, очисткукрыш от снега в его районе и даже его конкретном дворе. Но, что представляетсянаиболее важным, теперь перестала быть тайной цена этих услуг – в свободномдоступе размещалась вся информация об услугах и критериях их оценки.

 

Подобная прозрачность позволиламне провести собственную инициативу по исправлению неудовлетворительногосостояния асфальта в непосредственной близости от своего дома.

 

Для начала я постаралсяразобраться в том, какие ямы органы власти обязаны устранить. За ремонт дорог,которые располагаются внутри дворов, должны отвечать местные органы власти (управа,префектура и департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы). Одновременно за содержание асфальта во дворах отвечают отделения ГУГИБДД МВД по г. Москве, которые за невыполнение нормативов должны бытьпривлечены к административной ответственности, а потом устранить нарушения.Кроме того, как впоследствии выяснилось, контролирует благоустройство дворовОбъединение административно-технических инспекций г. Москвы. Очевидно, чтоорганов власти, в компетенцию которых входят ремонт, содержание и контроль заблагоустройством соседних со мной дворов, достаточно. Поэтому я решилобратиться во все организации. Составив необходимое число заявлений с указаниемнормативных актов, согласно которым ямы должны были быть исправлены, и приложивк ним фотографии дефектов дорожного покрытия, я разослал заявления по адресам.

 

Затем, воспользовавшись сайтом zakupki.gov.ru, я уточнил, какая компания в прошлом, 2011 году отвечала заремонт моих дворов. Поиск информации, как быстро выяснилось, лучше вести по ИННзаказчика, в данном случае, инженерной службы моего района. Согласно контракту,гарантия на выполнение работ продолжается два года. Между тем, асфальт уже оставлялжелать лучшего. Кроме того, я, опираясь на постановление Правительства Москвы оремонте и благоустройства дворовых территорий в 2011 году, написал письмо вуправу. В нем, ссылаясь на ГОСТы, условия государственного контракта и другиеправовые документы, я изложил свою просьбу заменить асфальт на данном участке,а копии письма выслал в префектуру и Департамент ЖКХиБ г. Москвы. Всюнеобходимую информацию я почерпнул из Интернета.

 

Также я попросил, чтобы мой исоседние дворы были включены в Государственную программу Москвы «Развитиекоммунально-инженерной инфраструктуры» на 2012-2016 года. Итогом моей работыстало то, что большинство ям во дворе были залатаны, а асфальт на том самомучастке, историю ремонта которого я проследил по госзакупкам, был полностьюзаменен на новый.

 

Этот успех меня подтолкнул ктому, чтобы стать членом Молодежной палаты своего района и вместе с несколькимимоими единомышленниками проверять, как отремонтированы были дворы в 2012 году,информация о ремонте которых размещена на сайте zakupki.gov.ru. Теперь я каждый месяц слежу за тем, какие новые заказыразмешает управа, префектура и инженерная служба моего района на этом сайте.

 

Таким образом, для того, чтобывлиять на происходящее, достаточно сформулировать компетентное, логичное иаргументированное мнение, просьбу или жалобу по конкретному вопросу. Ядостаточно много времени изучал вопросы, связанные с госзакупками, и вижунесколько очевидных уязвимостей в этой системе.

 

С одной стороны, России и еёпартнерам в рамках ЕЭП необходимо привлекать экспертов и проводить независимыеобщественные экспертизы при приеме работ, выполненных по государственнымконтрактам. Чем больше сумма контракта, тем сложнее проконтролировать качествовыполненных работ, и тем вероятнее, что заказчик может по разным причинамнедобросовестно оценить его исполнение.

 

Зачастую заказчик и приемная комиссиямогут быть связаны с победителем тендера, поэтому необходима градация взависимости от сложности работ. На местном уровне, где объем заказов небольшой,это могут быть местные жители. Главным здесь является распространение информациио существующих инструментах контроля и поощрение инициативы.

 

На областном уровне общественныйконтроль тоже нужен, но здесь следует обращать внимание уже не на прием работ,а на выработку технического задания и условий контракта, внедрять такойинструмент контроля, как независимая спецификация. Кроме того, нужнопересмотреть систему, при которой одна компания может выиграть не более одноголота. Некоторые компании предоставляют услуги лучшего качества, но из-за этогоограничения вынуждены работать через субподряды по остальным контрактам. Этозатруднение оборачивается коррупцией и искусственной конкуренцией. Необходимоввести правила, по которым достойная компания могла бы выигрывать несколькоконтрактов одновременно.

 

С другой стороны, на федеральномуровне, где рассматриваются миллиардные контракты, требования должны бытьгораздо жестче. Каждый крупный государственный контракт обязан проходитьнесколько стадий предварительной проверки и только после общественногообсуждения может быть выставлен на аукцион. Важно, чтобы в общественномобсуждении участвовали представители разных организаций, которые доказали своюкомпетентность на низовом уровне. Предварительная проверка должна бытьвариативной, то есть ей не может заниматься один-единственный институт, а такженеобходимо наличие на данном этапе конкурентного поля.

 

До сих пор общественнаяэкспертиза была уделом немногих избранных, которые давно утратили своюнезависимость. Единственный шанс переломить эту тенденцию ― расширитьэкспертное сообщество, сделать его таким же конкурентным, как и сферугосзакупок.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение