Карасин и Абашидзе сделали шаг навстречу

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Швейцарии состоялась первая «послевоенная» встреча в двустороннем формате между замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и спецпредставителем грузинского правительства по урегулированию отношений с Россией Зурабом Абашидзе.
Карасин и Абашидзе сделали шаг навстречу
)-->
Автор: Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для «Вестника Кавказа»
В Швейцарии состоялась первая «послевоенная» встреча в двустороннем формате между замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и спецпредставителем грузинского правительства по урегулированию отношений с Россией Зурабом Абашидзе.

Российские и грузинские дипломаты общались и раньше, но лишь в формате многосторонних переговоров по безопасности на южном Кавказе, то есть при посредничестве ЕС, ОБСЕ и ООН. Либо опосредованно – через швейцарские дипмиссии. Таким образом, встреча в Женеве между Карасиным и Абашидзе - первый официальный двусторонний контакт между Москвой и Тбилиси после событий 2008 года. Причем на довольно высоком уровне. Зураб Абашидзе, считающийся одним из самых опытных грузинских дипломатов, имеет «прямой мандат» правительства и лично премьер-министра Бидзины Иванишвили, а статс-секретарь Григорий Карасин курирует в МИД постсоветское направление и возглавляет российскую делегацию на многосторонних переговорах по безопасности.

Переговорщики прекрасно знают друг друга еще с тех времен, когда Зураб Абашидзе работал послом в Москве. Но грузинские эксперты не питают иллюзий относительно полезности личных отношений, когда речь идет о межгосударственном взаимодействии и национальных интересах. «Они очень тепло относятся друг к другу, но вряд ли это сыграет решающую роль - слишком сложны проблемы в межгосударственных отношениях», - объяснил «Вестнику Кавказа» независимый политолог Торнике Шарашенидзе.

Встреча Абашидзе и Карасина сопровождалось рядом интересных и важных нюансов. В первую очередь, спецпредставитель грузинского правительства публично согласился с твердой позицией своего российского визави о том, что во время их беседы проблематика Абхазии и Южной Осетии обсуждаться не будет.
«Мы не намерены обсуждать вопросы, касающиеся Абхазии и Южной Осетии без участия абхазов и осетин», - жестко заявил статс-секретарь российского МИД. «Мы обсудим только те вопросы, которые не затрагиваются в ходе многосторонних встреч», - подтвердил грузинский дипломат.
Впервые за 20 лет Грузия согласилась с важным принципом, который в прежние годы неоднократно и безуспешно предлагала Москва: строить двусторонние отношения без их увязки с проблемой «территориальной целостности Грузии». В вольной экспертной интерпретации формула звучала следующим образом: «Россия сотрудничает с Абхазией и Южной Осетии так, как будто нет Грузии, а Грузия – с Россией так, якобы не существует проблемы Абхазии и Южной Осетии». Таким образом, урегулирование конфликтов с бывшими автономиями выводится из российско-грузинской повестки дня.

Второй важный момент: Грузия согласилась, что главным переговорщиком с российской стороны стал именно Григорий Карасин, возглавляющий делегацию России на многосторонних женевских консультациях по безопасности. Какой вывод с международной точки зрения следует из этого факта? Без всяких умозрительных схем и догадок обратимся к фразе самого Григория Карасина, озвученной им после четырехчасовой беседы с Абашидзе: «Нам с Грузией посредники не нужны». То есть, российско-грузинская тематика выводится из международной повестки дня. Для Москвы гораздо комфортнее взаимодействовать с Грузией в отсутствии, например, представителей США, активно участвующих в женевских многосторонних дискуссиях. Тем самым женевский формат, сформированной в контексте соглашения Саркози–Медведева, постепенно, но неуклонно размывается и заменяется очень удобным для Москвы во всех отношениях «двусторонним женевским форматом», когда Тбилиси уже не может апеллировать к посредникам.

Что же получает Грузия взамен? Немало, если учесть, что, судя по всему, возвращение грузинской продукции (вина, боржоми, фруктов и овощей) на российский рынок, а также возможное облегчение визового режима, для нынешнего правительства существеннее деклараций западных парламентов об «оккупации», никак не влияющих на жизненный уровень грузинских граждан.
После беседы Абашидзе заявил, что в целом остался доволен: «Для первого контакта встреча оказалась неплохой. Мы констатировали, что отношения находятся в тупике и надо их вызволять оттуда. Для начала, наметили решаемые вопросы в торговой, гуманитарной и культурной сфере».

Кроме очевидных уступок с грузинской стороны, в Тбилиси надеются на большой дипломатический опыт Зураба Абашидзе, проработавшего послом в России с 1998 по 2004 годы. Об этом «Вестнику Кавказа» заявил бывший начальник государственной канцелярии Пэтре Мамрадзе: «Я лично знаю Зураба Ираклиевича лет двадцать. Все российские дипломаты и государственные деятели относится к нему с большим уважением. Ибо, это в высшей степени разумный и выдержанный человек, - настоящий профессионал. Он глубоко верит, что грузинская государственность не состоится без урегулирования отношений с Россией». Главный итог женевской встречи: никогда с 2006 года, то есть после введения российского эмбарго, грузинские производители вина и боржоми не были так близки к возобновления экспорта в Россию. Москва наверняка решит «поощрить» первые признаки прагматичного и реалистичного подхода с грузинской стороны.

Поделиться: