Турция: В правящей команде намечается раскол?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент Абдулла Гюль и премьер Реджеп Тайип Эрдоган, работая в тесной связке как политические соратники на протяжении более десятилетия, превратили Партию справедливости и развития в господствующую политическую силу Турецкой Республики. Но теперь дорогам двух этих людей, судя по всему, предстоит разойтись.
Турция: В правящей команде намечается раскол?

Политические соратники или соперники?
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Президент Абдулла Гюль и премьер Реджеп Тайип Эрдоган, работая в тесной связке как политические соратники на протяжении более десятилетия, превратили Партию справедливости и развития в господствующую политическую силу Турецкой Республики. Но теперь дорогам двух этих людей, судя по всему, предстоит разойтись.

"Все дело в президентстве. В положении Гюля и его политической карьере, – отмечает политический обозреватель газеты "Миллиет" Кадри Гурсел (Kadri Gursel). – Он хочет и дальше оставаться на президентском посту. А нам хорошо известно, что в президенты метит премьер".

В настоящий момент реальной властью в Турции обладает именно 58-летний премьер-министр, а пост президента, избираемого парламентом, является по большей части символическим. Но в 2014 году в Турции впервые пройдут прямые выборы президента страны. То, что Эрдоган стремится стать первым президентом Турции, избранным в результате прямого голосования, является в республике самым большим политическим секретом полишинеля. Он уже заявил, что его нынешний, третий срок премьерства, истекающий в 2015 году, будет последним.

"Для Эрдогана важнейшим является прибрать к рукам президентский пост и превратить систему правления в президентскую или полупрезидентскую", – полагает доцент политики, эксперт по правоцентристской политике Турции стамбульского университета Мармара Юксел Тасджин (Yuksel Tasgin).

Эрдоган и Гюль олицетворяли собой Партию справедливости и развития (ПСР) с момента ее основания в 2001 году. Однако, по мнению обозревателя "Миллиет" Кадри Гурсела, за кулисами может действовать личный момент, разводящий эту пару в разные стороны. "Личная неудовлетворенность в отношениях между двумя этими влиятельными политическими деятелями может превратиться в политическую. Именно это сейчас и происходит".

Эрдоган, похоже, уверен, что для реализации своих явных амбиций по завоеванию президентского поста он должен заручиться поддержкой националистов, составляющих постоянно растущий процент турецкого электората, отмечает Юксел Тасджин. Голоса парламентариев из числа националистов могут также потребоваться, чтобы набрать в турецком парламенте из 550 депутатов большинство в две трети голосов, необходимое для внесения изменений в конституцию и передачи президенту дополнительных властных полномочий.

По словам Кадри Гурсела, Эрдоган добивается поддержки националистов путем "ужесточения курса" по ряду ключевых вопросов, в частности, по курдскому вопросу. В ходе осуществления этого процесса Эрдоган "создает политический вакуум, который заполняет Гюль. Мы видим, что в пику премьер-министру Гюль выступает за проведение реформ и процесс интеграции в ЕС", – добавляет он.

В минувшем октябре Эрдоган не скрывал своего недовольства "двуглавой", по его выражению премьера, политической системой страны. Президент Гюль постарался принизить значение комментариев премьера, заявив, что между ними царят мир и согласие.

"Гюль, похоже, не склонен вступать в прямое противостояние с Эрдоганом, – отмечает политический обозреватель информационного телеканала Skyturk 360 TV Ашли Айдынташбаш (Aslı Aydıntaşbaş). – Но публично заявляя о своих взглядах, отличных от взглядов премьера, он в каком-то смысле бросает вызов Эрдогану. Он говорит: "Я – тоже кандидат, будь то на пост президента или премьер-министра", апеллируя тем самым к определенным слоям населения, недовольным ужесточением курса Эрдогана".

Многие в Турции задаются вопросом, станет ли 62-летний Абдулла Гюль на самом деле выставлять свою кандидатуру на выборах против Эрдогана.

Есть мнение, что в том, что касается ведения предвыборной кампании, Эрдогану нет равных среди политиков Турции. Харизматичный премьер чувствует себя в атмосфере избирательной кампании как рыба в воде. Гюль же, со своей стороны, в этом не особо отличился. Помимо всего прочего, за Гюлем больше не стоит партийный аппарат, что является немаловажным фактором в такой большой стране, как Турция. Когда Гюль занял в 2007 году президентский пост, Эрдоган распорядился убрать его сторонников с высокопоставленных постов в ПСР.

По словам Ашли Айдынташбаша, пока аппарат премьера сохраняет за собой значительные полномочия, двое этих людей могут произвести политическую рокировку российского образца по примеру тандема, представленного российским президентом Владимиром Путиным и премьером Дмитрием Медведевым.

Как показывают результаты опросов общественного мнения, Эрдоган является колоссом в партийной политике, на голову превосходя по популярности потенциальных конкурентов. Что же касается президентства, то здесь картина наблюдается иная: согласно ряду недавних соцопросов, Гюль лидирует в этой сфере даже в рядах сторонников ПСР.

"Произойдет столкновение. Между ними будет сильная конкуренция, – прогнозирует обозреватель Кадри Гурсел. – Но возникнет ли раскол в происламистском движении? Судить об этом пока слишком рано".

Непредсказуемым элементом в назревающем противостоянии может стать религиозный деятель Фетулла Гюлен (Fetullah Gülen), возглавляющий крупнейшее и влиятельнейшее исламское движение в Турции. У движения имеются крупные интересы в сфере бизнеса и СМИ, а также целая сеть сторонников по всей стране.

На начальном этапе пребывания ПСР у власти Эрдоган активно развивал связи с сетью Гюлена. Но в последнее время некоторые обозреватели наблюдают признаки наличия напряженности во взаимоотношениях Эрдогана с гюленистами. Так, например, связанные с Гюлленом газеты и телеканалы регулярно подчеркивают расхождения между премьером и президентом, причем неизменно в ущерб Эрдогану.

Премьер "предоставил им большую власть, и они получили определенную степень автономии от Эрдогана. Так что теперь он хочет урезать эту их власть, – комментирует Юксел Тасджин из университета Мармара. – В государственных органах сейчас идет чистка, особенно среди сторонников Гюлена в рядах полиции и судебной ветви власти".

От редактора:
Дориан Джонс является независимым журналистом из Стамбула.

Источник - russian.eurasianet.org

Поделиться: