Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Нуркасым Абуев: Нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь. Ч.2

06.12.2012

Автор:

Теги:

Подтверждением этого является посвященная императрице Российской империи  Екатерине Великой  знаменитая ода Г.Державина «Фелица» (1782г.) «Богоподобная царевна киргиз-кайсацкия орды…. Мурзам твоим не подражая, почасту ходишь ты пешком …» 

Еще одним заимствованным тюркизмом является слово улан. У казахов это был преданный хану воин, находящийся в его подчинении. Впоследствии так стали называть гвардейские конные части на Руси, в Польше, Болгарии. 

 На Руси физически сильных, талантливых и умелых воинов из простого парода называли богатырями. Батыр и богатырь созвучные слова, и, возможно, богатырь – это более позднее образование от первоначального казахского слова батыр.

 Атаманом у казахов называли главаря бандитов. Перешедшее в украинский язык это слово потеряло негативное значение и стало обозначать предводителя неженатых мужчин - конников-казаков (запорожских, донских и прочих, т.е. хохлов), промышлявших  набегами на соседей.

Еще одним заимствованием из тюркского языка является  слово караул. Его этимологию проследить нетрудно. В казахском языке  карааул– смотреть за населенным пунктом. То есть караул – это служба охраны, а переводчиков в Московском княжестве, как было сказано выше, называли толмач.

На Руси долгое время имело хождение слово ясак – деятельность по получению дохода от сбора  дани, уплачиваемой обыкновенно натурой, главным образом, пушниной. Происходит оно от казахского  жасак –дело или свод правил, регулирующих основную деятельность государства-сбор налогов и их трата.

Весьма прозрачно сходство русского слова казна (одно из значений «хранилище ценного имущества») и казахского казан (емкость для хранения и приготовления пищи), т.е. место из которого кормится государство.

Финансовые взаимоотношения на Руси определялись в эквивалентном товаре, который назвали деньги. Это  созвучно степной денежной единице- тенге.

Также очевидно, что русское слово былины (устные поэтические сказания) родственно казахскому названию билим – знания.

Если касаться искусства, то самый  древний музыкальный инструмент Московского княжества назывался домра, а не балалайка, как многие думают, т.к. балалайка появилась только в 18 веке. Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент, что очень напоминает домбру предков казахов.

Все перечисленные названия обозначали структуры, должности, деятельность, культуру окружающих Степь оседлых народов в сравнении со   степными народами - предками казахов.

Теперь рассмотрим, какие имена несли сами народы.

Жителей Московского княжества  соседи не называли русскими, как сейчас, их называли москалями, московитами, кацапами. А те, в свою очередь, украинцев  называли хохлами. Остановимся подробнее на слове хохол. Казахи в те времена носили  чубчик. Было два вида чубчиков: айдар – чуб взрослого мужчины и кекил – чуб холостого молодого мужчины. А по-украински хохолок называется хихол, что родственно казахскому кекил. Вот и судите, есть здесь родство или нет?

У меня есть мнение и относительно происхождения слова русский. В основе Российской империи было Московское княжество - военизированное государство, которое не жило набегами, так как ни у кого не было складов и товаров длительного хранения. Доходы от такой деятельности были нестабильны, непривлекательны. Вместо этого княжество осуществляло захват народов, накладывало на них обязательство  регулярно выплачивать часть его доходов, т.е. налоговое бремя. Это была эффективная экономическая политика по сравнению с набегами. Но она требовала  администрирования захваченных территорий, перепись населения, обмер земель, разработку налогов и их сбор. Московское княжество было государством воинов и вело жестокую оккупационную политику, т.е. «собирало земли».  Администрация и армия состояли из выходцев из степи, которые воевали в конном строю и использовали в схватках  холодное оружие: сабли, копья, дубинки. Воевать таким оружием приходилось в ближнем бою, что очень тяжело психологически, поэтому воинам нужно было иметь сильный дух, и, наступая на противника, они подбадривали друг друга громким боевым кличем «Ур-аа!!», что по-казахски означает «бей", "ударь", "дави" и деморализовали противника. Занимательно и то, что ругань, ссора, бой, битва, сражение на казахском языке – урыс. Таким образом, мы видим, что жители Московского княжества из-за проводимой  ими  оккупационной политики в отношении предков казахов были воинственными боевыми людьми, а значит, склонными к конфликтам, агрессии, отстаивающие свои интересы с помощью войны,  т.е. урыс. Отсюда, из-за  клича «Урра!!», из-за воинственности «Урыс» жители  степи стали называть жителей Московии –урыс (орыс), что трансформировалось в слово русы, а страна  в Русь.  Данное название распространилось на все подчиненные славянские племена и народы с последующей их русификацией и названием русский и страна Россия. По данному сценарию развивались и соседние государства: Киевское княжество, Галицко-Волынское государство, Великом Княжество Литовское, Польша, Болгария, Молдавское княжество, Валахия, но в жестокой конкурентной борьбе за лидерство они уступили право на гегемонию в регионе Московскому княжеству. Так легла карта истории. Но это отдельная тема.

Обратимся к российской и европейской историографии и попытаемся узнать, откуда появились названия народов:  татары и монголы. В связи с тем, что с приходом во власть династии Романовых истории Руси был навязан, скажем так, евростандарт, наименование ордынцы перестало существовать. В европейской истории благодаря императору Филиппу II (11-12 в) в употребление вошло название  выходцев из степи - татары, что и закрепилось в официальной  науке: энциклопедиях, учебниках, в программах учебных заведений. В древнегреческой мифологии словом Тартар обозначали страшное место на земле, находящееся в степях Евразии. Стоит отметить, что буква «р» в название Тартарии не произносится из-за правил чтения германских языков: tartar– [ta:tar], т.е. звучит как Татария. Если до Романовых  предков казахов называли Казаками Ордынскими, то во время Петра уже татарами, а в последующем киргиз-казаками, киргиз-кайсаками. 

Поэтому степные общества и государства, где администрация и армия состояли из степняков, европейцы называли Татарией, а Московское государство – Московской Татарией. Помимо Московской Татарии  на зарубежных картах 16-18 веков, а также в документах и энциклопедиях Европы были обозначены и другие страны на степных просторах - Великая Татария, Чина Татария и т.д.  Соответственно жителей  всех этих государств  называли татарами. Вышеперечисленные примеры лингвистики раскрывают  влияние предков казахов на Восточную Европу. Подобное происходило и на востоке от степи при формировании Китайской империи. Изучение лингвистических факторов доказывает это. Особенно убедительно это раскрыто в трудах  известного британского  профессора-синолога Эдуарда  X. Паркера (1849-1926) на рубеже XIX-XX вв. Он удивил научный мир своими оригинальными исследованиями древней истории тюркских народов по китайским источникам. Результатом этих исследований стало создание научной монографии «Тысяча лет из истории татар», изданной в конце XIX в. Книга принесла английскому ученому и дипломату мировую известность. В книге он доказывает, что в китайском языке в значительном количестве присутствуют тюркизмы, особенно пекинский диалект. «..Этот более испорченный татарским языком жаргон стандартного китайского языка, возможно, является наиболее худшим выбором, поскольку поиск любого сходства с татарским звучанием было намеренно желательным; однако, этот диалект наиболее знаком в Китае…»

           Единственным местом, которое не называлось в европейской историографии и картографии Татарией, была Моголия или Империя Великих Моголов, где также жили выходцы из казахских степей. Это государство возникло на территории современной Индии, Пакистана и южного Афганистана. Но почему выходцы из той же степи назывались моголами, а не татарами? Дело в том, что термин могол применялся в Индии для обозначения мусульман Северной Индии и Центральной Азии. В 16 веке предводитель кочевников-степняков  из Средней Азии Бабур пошел на Индию и захватил ее. Местные народы – индийцы назвали захватчиков  моголами, то есть мусульманами. Впоследствии британские историки в период колонизации Индии Великобританией внесли в европейскую науку название "Моголы", а европейцы государям знаменитой тюркской династии дали титул "Великие Моголы"(1521-1870 г.) Так получилось, что один и тот же народ, предки казахов, в европейской историографии получил два названия: моголы и татары. И когда приглашенные  в Россию немецкие ученые, а также  прочие европейские историки (поляки, французы и т.д.) создавали историю Российской империи, то они объединили эти два названия в одно  "татаро-монголы", а миграции неженатых молодых мужчин из степи в оседлые народы дали определение "татаро-монгольское нашествие".  Местом исхода захватчиков историки обозначили далекую пустынную местность в районе Алтая и современную Монголию, где ее жители, ойраты, халха и другие также, как и предки казахов, вели кочевое животноводство и проповедовали буддизм. Хотя  фактически представители названных выше народов появились на территории Европы лишь в 17 веке. Данные представления об истории отражены полно, всесторонне, красочно в трудах современных авторов, тем самым сильнее укрепляют в сознании человечества версию татаро-монгольского нашествия.

Когда царь Петр I пришел к власти, он занялся европеизацией русского народа, его быта и истории  и стал внедрять, как бы выразились сейчас, «евростандарт». Он убрал старую элиту, а его потомки переписали историю на европейский лад, пригласив ученых из заграницы: немцев, голландцев, шведов и т.д. Петр1 в корне менял традиции. Православная религия предполагала у русских ношение бороды, запрещало курение, одежда  была консервативна, женщины были затворницами. Петр I заставил мужчин обрезать бороды, обязал употреблять табак, носить панталоны, а женщины надели смелые  наряды, платья с декольте. Все это подрывало  православные  устои. Дополнительно он ввел орган Синод и должность прокурора, который следил за церковью. Таким образом, Петр I перестраивал положение церкви на европейский лад, как и в Европе, где власть церкви стояла далеко не на первом месте. Он отказался и от титула "царь" в пользу европейского  "император". Немецкие историки Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, Г.З.Байер и др., приглашенные потомками Петра 1, писали историю России через призму европейской науки. И, как следствие проводимой политики европеизации, все народы Российской империи стали татарами  с определениями: сибирские татары, волжские, уфимские, казанские, крымские, азиатские, финские, польские, литовские, петербургские, омские, московские, крещеные и т.д. Казахам  дали название киргиз-кайсаки, киргиз-казаки, а моголами –монголами стали халха и ойраты - жители современной Монголии.

Хочу выразить свою точку зрения по поводу существующей весьма спорной интерпретации имен ханов –  Бату хана и Чингисхана. В бескрайней, простирающейся на сотни верст, плоской, открытой  как океан, степи было очень трудно ориентироваться. Без знания навигации, без ориентиров, она была ловушкой для человека, гиблым местом. Казахи взяли за основу ориентации в пространстве  направления  сторон  света:  восход и заход солнца. В казахском языке восход - шыгыс, заход – батыс. Отсюда Восток-Шыгыс, а Запад-Батыс. Главным святым направлением был восток. Если встать лицом к востоку, то справа (в каз.языке правая сторона - он) будет  Онтустик–Юг, а слева  (в каз.языке - сол), соответственно,  Солтустик-Север.В связи с этим, все что находится на западе от степи для казахов имело приставку бату,  а на восток-шыгыс. Отсюда  правитель Западных территорий  Руси назывался у них Бату ханом. А ханом Востока – Китая  был Шыгысхан. Это не было именем одного человека, а было собирательным названием, нарицательным именем для всех ханов данных направлений и территорий. 

        Веденное в обиход в средние века название Татар является   заблуждением историков и филологов двух последних столетий, считавших его историко-этнографическим, что дало им основание развивать  во многом ошибочные гипотезы о генеалогии  и миграции племен и народов. Не только арабские и персидские писатели  заблуждались, обозначая монгольские  и многочисленные тогда тюркские народы безразличным общим названием турки  и татары, но и труды великих европейских ученых содержат те же ошибочные названия больших и малых этносов, ономастические и топонимические заблуждения, неправильные трактовки. При этом  напрочь игнорируется и искажается исконное  происхождение слов.

     В  своих размышлениях я на  приведенных  лингвистических примерах пытаюсь еще раз показать,  что взаимоотношения  жителей степи и окружающих  народов  не просто имели место быть, но они были обширными, длительными, взаимопроникающими,   и что эта ассимиляция  внесла весомый вклад в развитие  цивилизаций.  Что  молодые мужчины из степей, уходя  в окружающие народы, как гастарбайтеры,  принимали активное участие в их развитии. Они брали в жены местных невест, а родившихся детей матери воспитывали по своим обычаям. И хотя терялся язык, облик, традиции, но сохранялась у потомков память о родине их отцов, бескрайней степи. К сожалению,  в  мировой истории сложилось несправедливое, негативное мнение  о вкладе степняков в развитие  государственности многих народов. Поэтому у меня назрела необходимость поделиться своими мыслями и  внести недостающее звено в теорию развития цивилизации на материке Евразия.

Все, что было сказано в этой статье, гипотетично, но любая гипотеза стоит того, чтобы  иначе посмотреть на привычные и устоявшиеся вещи, и решить, что есть правда, а что просто историческая подтасовка, принятая за факт.

Абуев Нуркасым   nurmonolit@mail.ru 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение