Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Нуркасым Абуев: Нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь

03.12.2012

Автор:

Теги:

                                 История Евразии в именах и названиях.

                                                               

                                                                     В начале было Слово

«…хочешь узнать истинную историю этноса, познай историю его языка. Именно там, в недрах лингвистики, лежат ответы на многие вопросы…»

История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились устойчивые  стереотипы  и взгляды  на прошлое мировой цивилизации, что, в свою очередь,   определило мировоззрение общества.  Но человечество непрерывно развивается, появляется новая формация  людей,  имеющих свой, основанный на современных достижениях науки, взгляд на развитие мира, его зарождение и становление, позволяющий по-новому, объективно, без лакировки и  идеализации осветить и осмыслить все значимые события, факты, явления, имевшие глобальное  значение в развитии общества.  Это сообщество ученых, исследователей, обладающих современными научными знаниями, владеющих передовыми технологиями, неординарным мышлением, независимым взглядом, умеющих без политизированности суждений,   без мифологизации и вымысла, при наличии весомых аргументов опровергнуть и разрушить стереотипы и дать свою трактовку официальной истории Евразии.  Однако до сих пор недостаточно уделено внимания  роли и значимости  влияния  предков казахов - аборигенов евразийской степи на ход истории, неполно и недостоверно изучены причины миграции кочевников.  На мой взгляд,  именно это является недостающим логическим звеном в цепи эволюции  цивилизации на материке Евразия.

Вместе с тем нельзя отрицать значимое влияние  предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь,  чему есть и лингвистические доказательства.

«В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. А кто-нибудь задумывался, сколько слов вошло в русский язык из армянского, грузинского и молдавского? Очень мало...»,- это высказывание проходит красной нитью в трудах многих известных филологов.

  В предыдущей статье я акцентировал внимание читателей на том, что предки казахов, молодые мужчины, из-за устройства общества, в котором превалировало многоженство  и, как следствие, недостаток женщин, не могли создать семью, и поэтому были вынуждены уходить из степи в окружающие народы и племена, как гастарбайтеры, т.е. работники добровольно приехавшие для работы по приглашению. Это перемещение больших групп мужского населения (десятки тысяч в год)  получило название в истории как  «великое переселение народов»  и создало условия для возникновения государств насилия на территориях вокруг Евразийской степи. (Н.Абуев. «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «Казахи - загадка истории».).

В этой статье я хочу обратиться к лингвистике, а именно, к названиям и именам, проникшим в языки народов, окружавших Степь, для того, чтобы наглядно подтвердить факт миграции предков казахов в  соседствующие племена и народы. Для примера рассмотрим  русский  язык, сформировавшийся  на территории Руси.

Как было сказано ранее, юноши из степи мигрируют на территорию современной европейской части России, где в период до 15 столетия возникает целая система государств насилия, то есть княжеств, объединивших местные славянские и угро-финские племена, и где идет конкурентная борьба в виде жестоких вооруженных столкновений, именуемая в официальной истории как раздробленность и  междоусобица. Победителем в этом противостоянии выходит Московское княжество, как «собиратель земель русских».

Как известно, человек как особь, как индивид выживает  только в группе. Группы объединены в управленческие структуры, от примитивных до более совершенных. Все структуры имеют общие признаки: название общества, структура его управления, штатное расписание (руководитель-лидер, приближенная к нему элита и народ), взаимоотношения между членами общества (положение о его структуре, должностные инструкции, определяющие обязанности, идеология, которая обеспечивает моральную поддержку существующего порядка) и виды производственной деятельности, т.е. условия и способы получения дохода. У каждого  элемента структуры  есть свои названия. Предметом моего исследования являются терминология, а также имена и названия составных частей общества, которое возникло на территории Руси примерно к 16 веку.

Сначала обратимся к тому, как было организовано общество предков казахов - кочевников, проживающих на территории Евразийской степи и какие существовали названия элементов структуры управления. В казахской степи, в отличие от саван, прерий и пампасов, населенных примитивными охотниками, сформировалось общество,  производственной деятельностью которого было ведение организованного, высокопродуктивного кочевого животноводства. Это была организация первого в мире массового производства ликвидных товаров широкой товарной линейки: универсальный транспорт, продукты питания, сырье для производства товаров народного потребления. Идеология, которая объединяла предков казахов, была основана на кровном родстве и многоженстве. Это основа моей версии на исторические факты, события, происходящие на материке Евразия! Тем не менее, социальная иерархия и дифференциация в обществе  присутствовали: простой народ, элита и лидер.  Объединение кочевников  называлось ордой. Лидером был хан. Хозяйственная элита (производители материальных благ,  «красные директора-хозяйственники») – это байлар( множ.ч. ). Бай - это человек, стоявший во главе рода,  обладающий волевыми, интеллектуальными и физическими  качествами, способный  управлять многоженной семьей,  где количество жен доходило до нескольких десятков. Байлар управляли аулами и были непререкаемыми авторитетами. Все это происходило в условиях постоянных перекочевок.  Экономической  же основой степного общества был аул. 

Кроме байлар, в орде была военная элита, люди из народа, наделенные  исключительной физической силой, боевым духом и управленческим талантом, - это батыры.  Батыры  решали военные вопросы.

Хан тесно взаимодействовал с баями и батырами. Также  у него была охрана, состоявшая  из преданных воинов, – уланы.  С казахского  "ул" переводится как сын. Уланы - люди с сыновьей  преданностью хану.  Консультативные дела орды решались с аксакалами, обладающими жизненным опытом и мудростью старцами. Были в степном обществе  и авторитетные, грамотные люди, которые решали сложные спорные вопросы.  Это судьи – бии, от  "билим" – знания,  а также переводчики – тoлмач (телмаш) от казахского слова  ("теле") – язык. Роскошное жилище хана называлось сарай дворец, легкое передвижное жилище – шатыр,  а передвижное жилище народа –  юрта. Общее собрание байлар для выбора хана и принятия стратегических решений именовалось курултаем. Гость в ауле –  конак.

Молодые мужчины у казахов - джигиты, а  уважаемых,  влиятельных людей в народе называли мырза.  Себя же  предки казахов называли казак. Соседи, жители московского княжества, до правления династии Романовых  называли казахов  Казаками Ордынскими, а территорию их проживания-Ордой Казачьей. Интересно то, что в Европе военные объединения рыцарей называли "ордо"(лат.), "орден"(нем.) Таким образом прослеживается родственная связь  с тюркским "орда". Стоит отметить, что только при Романовых казахов начали называть киргиз-казаками или киргиз-кайсаками. Денежные отношения у предков казахов определялись  тенге,  а деловые отношения  сводом правил - жасак.  На  казахском "жасак"–трудиться.

Язык жителя степи  сохранялся  в устной форме, рифмовался  и ложился  на музыку. Основным музыкальным инструментом для передачи культурного наследия, традиций и быта последующим поколениям  была домбра.  

В степном обществе казахов не собирали налоги, так как в нем было сильно развито кровное родство, родовой семейный коммунизм.  Это послужило причиной того, что у казахов не было профессиональной армии, научного и культурного сообщества. Поэтому кочевой народ уступил будущим, созданным по централизованным принципам, государствам   в культурном, техническом и  военном отношении.

Итак,  выходцы  из степи, обладая  навыками, приобретенными в условиях проживания в степи: верховая езда на лошадях, дисциплина, трезвость, взаимовыручка, выгодно отличались  от жителей той местности, куда иммигрировали.  И это позволило им занять привилегированные места в административном управлении территорий. По численности в вооруженных силах, в органах правопорядка,  в сборе налогов они составляли значительную часть от штатной численности  данных структур государств насилия (княжеств).   Пришедшие из степи джигиты принесли с собой не только свои устои и порядки, но и  язык.

Если мы обратимся к русскому языку, то увидим,  что он   впитывал в себя язык степняков  и адаптировал их под свое произношение.   Рассмотрим  несколько  примеров.

На Руси существовала система племен  и прибывшие туда гастарбайтеры из степи, приняв активное участие в насильственном объединении  этих племен  в княжества, стали элитой на новых местах. Эти люди составляли русскую конницу   и  называли  себя байлар,  что затем перешло в русский язык как слово бояре.  Из группы бояр  избиралась  боярская дума, которая  выдвигала князя  и принимала стратегические решения в управлении страной  по примеру степного курултая.

Проследим этимологию слова сарай.  В тюрском языке сарай - это дворец.  Так почему же в русском языке сарай– это место, где содержат скот? Но этому есть объяснение: в сарае– дворце казахской элиты, было и жилое помещение  и,  как у истинных конников, место для содержания и кормления лошадей.  Всего лошадей в сарае-дворце содержалось не меньше десятка голов, там же хранились сено  и прочие корма. Естественно, что это здание имело  специфические запахи. Именно поэтому местное  население воспринимало сарай как помещение для содержания скота. Но на самом деле сарай – это элитное жилище, место проживания лидера и содержания его транспортных средств  -лошадей.

Обратимся к слову царь. Есть много версий происхождения этого слова: и кесарь (др.греч.), и цезарь (лат.). Но мы только что говорили, что хан казахов жил во дворце, который назывался сарай.  Хан – это  правитель Орды,  проживающий в Сарае или правитель Сарайский, а потом Сарский, Царский. Впоследствии слово трансформировалось в Царь Ордынский, а близкие родственники соответственно: царица, царевич, царевна. Подтверждением этого является название ставки хана на Волге: Сарай-Бату- Царицын.  Подобная трансформация названия видна  на примере религиозных организаций. В Сарай-Бату была организована православная церковь, и первоначально она называлась Сарайская епархия. Потом название трансформировалось в Сарскую епархию (1261-1788 и 1918). В период усиления Московского княжества Сарская епархия была переведена в Москву и правителя Сарского стали называть Сарский владыка

 Как в степи абсолютная  власть принадлежала  хану, так на Руси  местным князьям. Но княжеская власть  была слабее влияния  русской православной церкви и распространялась только на одно   княжество, да и  эту власть приходилось делить с боярской думой. Таким образом, владыка  мог конкурировать в борьбе за власть с князьями и иметь большую силу, чем   они. Князь Иван Грозный, благодаря проведенным жестоким административным реформам, известным в истории как «опричнина», сумел укрепить свою власть так, что Боярская дума и православная церковь оказались в его подчинении. По примеру абсолютного лидера степи Царя Ордынского в 1547г. Грозный взял себе титул абсолютного лидера всех князей и подчиненных территорий - Царя Всея Руси

Продолжение следует 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение