Нуркасым Абуев: Нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В предыдущей статье я акцентировал внимание читателей на том, что предки казахов, молодые мужчины, из-за устройства общества, в котором превалировало многоженство и, как следствие, недостаток женщин, не могли создать семью, и поэтому были вынуждены уходить из степи в окружающие народы и племена, как гастарбайтеры, т.е. работники добровольно приехавшие для работы по приглашению. Это перемещение больших групп мужского населения (десятки тысяч в год) получило название в истории как «великое переселение народов» и создало условия для возникновения государств насилия на территориях вокруг Евразийской степи. (Н.Абуев. «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «Казахи - загадка истории».).
Нуркасым Абуев: Нельзя отрицать значимое влияние  предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь

История Евразии в именах и названиях.

В начале было Слово

«…хочешь узнать истинную историю этноса, познай историю его языка. Именно там, в недрах лингвистики, лежат ответы на многие вопросы…»

История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились устойчивые стереотипы и взгляды на прошлое мировой цивилизации, что, в свою очередь, определило мировоззрение общества. Но человечество непрерывно развивается, появляется новая формация людей, имеющих свой, основанный на современных достижениях науки, взгляд на развитие мира, его зарождение и становление, позволяющий по-новому, объективно, без лакировки и идеализации осветить и осмыслить все значимые события, факты, явления, имевшие глобальное значение в развитии общества. Это сообщество ученых, исследователей, обладающих современными научными знаниями, владеющих передовыми технологиями, неординарным мышлением, независимым взглядом, умеющих без политизированности суждений, без мифологизации и вымысла, при наличии весомых аргументов опровергнуть и разрушить стереотипы и дать свою трактовку официальной истории Евразии. Однако до сих пор недостаточно уделено внимания роли и значимости влияния предков казахов - аборигенов евразийской степи на ход истории, неполно и недостоверно изучены причины миграции кочевников. На мой взгляд, именно это является недостающим логическим звеном в цепи эволюции цивилизации на материке Евразия.

Вместе с тем нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь, чему есть и лингвистические доказательства.

«В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. А кто-нибудь задумывался, сколько слов вошло в русский язык из армянского, грузинского и молдавского? Очень мало...»,- это высказывание проходит красной нитью в трудах многих известных филологов.

В предыдущей статье я акцентировал внимание читателей на том, что предки казахов, молодые мужчины, из-за устройства общества, в котором превалировало многоженство и, как следствие, недостаток женщин, не могли создать семью, и поэтому были вынуждены уходить из степи в окружающие народы и племена, как гастарбайтеры, т.е. работники добровольно приехавшие для работы по приглашению. Это перемещение больших групп мужского населения (десятки тысяч в год) получило название в истории как «великое переселение народов» и создало условия для возникновения государств насилия на территориях вокруг Евразийской степи. (Н.Абуев. «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «Казахи - загадка истории».).

В этой статье я хочу обратиться к лингвистике, а именно, к названиям и именам, проникшим в языки народов, окружавших Степь, для того, чтобы наглядно подтвердить факт миграции предков казахов в соседствующие племена и народы. Для примера рассмотрим русский язык, сформировавшийся на территории Руси.

Как было сказано ранее, юноши из степи мигрируют на территорию современной европейской части России, где в период до 15 столетия возникает целая система государств насилия, то есть княжеств, объединивших местные славянские и угро-финские племена, и где идет конкурентная борьба в виде жестоких вооруженных столкновений, именуемая в официальной истории как раздробленность и междоусобица. Победителем в этом противостоянии выходит Московское княжество, как «собиратель земель русских».

Как известно, человек как особь, как индивид выживает только в группе. Группы объединены в управленческие структуры, от примитивных до более совершенных. Все структуры имеют общие признаки: название общества, структура его управления, штатное расписание (руководитель-лидер, приближенная к нему элита и народ), взаимоотношения между членами общества (положение о его структуре, должностные инструкции, определяющие обязанности, идеология, которая обеспечивает моральную поддержку существующего порядка) и виды производственной деятельности, т.е. условия и способы получения дохода. У каждого элемента структуры есть свои названия. Предметом моего исследования являются терминология, а также имена и названия составных частей общества, которое возникло на территории Руси примерно к 16 веку.

Сначала обратимся к тому, как было организовано общество предков казахов - кочевников, проживающих на территории Евразийской степи и какие существовали названия элементов структуры управления. В казахской степи, в отличие от саван, прерий и пампасов, населенных примитивными охотниками, сформировалось общество, производственной деятельностью которого было ведение организованного, высокопродуктивного кочевого животноводства. Это была организация первого в мире массового производства ликвидных товаров широкой товарной линейки: универсальный транспорт, продукты питания, сырье для производства товаров народного потребления. Идеология, которая объединяла предков казахов, была основана на кровном родстве и многоженстве. Это основа моей версии на исторические факты, события, происходящие на материке Евразия! Тем не менее, социальная иерархия и дифференциация в обществе присутствовали: простой народ, элита и лидер. Объединение кочевников называлось ордой. Лидером был хан . Хозяйственная элита (производители материальных благ, «красные директора-хозяйственники») – это байлар( множ.ч. ) . Бай - это человек, стоявший во главе рода, обладающий волевыми, интеллектуальными и физическими качествами, способный управлять многоженной семьей, где количество жен доходило до нескольких десятков. Байлар управляли аулами и были непререкаемыми авторитетами. Все это происходило в условиях постоянных перекочевок. Э кономической же основой степного общества был аул .

Кроме байлар, в орде была военная элита, люди из народа, наделенные исключительной физической силой, боевым духом и управленческим талантом, - это батыры . Батыры решали военные вопросы.

Хан тесно взаимодействовал с баями и батырами. Также у него была охрана, состоявшая из преданных воинов, – уланы . С казахского "ул" переводится как сын. Уланы - люди с сыновьей преданностью хану. Консультативные дела орды решались с аксакалами , обладающими жизненным опытом и мудростью старцами. Были в степном обществе и авторитетные, грамотные люди, которые решали сложные спорные вопросы. Это судьи – бии , от "билим" – знания, а также переводчики – тoлмач (телмаш ) от казахского слова (" теле ") – язык. Роскошное жилище хана называлось сарайдворец , легкое передвижное жилище – шатыр , а передвижное жилище народа – юрта. Общее собрание байлар для выбора хана и принятия стратегических решений именовалось курултаем . Гость в ауле – конак .

Молодые мужчины у казахов -джигиты , а уважаемых, влиятельных людей в народе называли мырза . Себя же предки казахов называли казак . Соседи, жители московского княжества, до правления династии Романовых называли казахов Казаками Ордынскими , а территорию их проживания- Ордой Казачьей. Интересно то, что в Европе военные объединения рыцарей называли "ордо"(лат.), "орден"(нем.) Таким образом прослеживается родственная связь с тюркским "орда". Стоит отметить, что только при Романовых казахов начали называть киргиз-казаками или киргиз-кайсаками. Денежные отношения у предков казахов определялись тенге , а деловые отношения сводом правил -жасак . На казахском "жасак"–трудиться.

Язык жителя степи сохранялся в устной форме, рифмовался и ложился на музыку. Основным музыкальным инструментом для передачи культурного наследия, традиций и быта последующим поколениям была домбра .

В степном обществе казахов не собирали налоги, так как в нем было сильно развито кровное родство, родовой семейный коммунизм. Это послужило причиной того, что у казахов не было профессиональной армии, научного и культурного сообщества. Поэтому кочевой народ уступил будущим, созданным по централизованным принципам, государствам в культурном, техническом и военном отношении.

Итак, выходцы из степи, обладая навыками, приобретенными в условиях проживания в степи: верховая езда на лошадях, дисциплина, трезвость, взаимовыручка, выгодно отличались от жителей той местности, куда иммигрировали. И это позволило им занять привилегированные места в административном управлении территорий. По численности в вооруженных силах, в органах правопорядка, в сборе налогов они составляли значительную часть от штатной численности данных структур государств насилия (княжеств). Пришедшие из степи джигиты принесли с собой не только свои устои и порядки, но и язык.

Если мы обратимся к русскому языку, то увидим, что он впитывал в себя язык степняков и адаптировал их под свое произношение. Рассмотрим несколько примеров.

На Руси существовала система племен и прибывшие туда гастарбайтеры из степи, приняв активное участие в насильственном объединении этих племен в княжества, стали элитой на новых местах. Эти люди составляли русскую конницу и называли себя байлар , что затем перешло в русский язык как слово бояре. Из группы бояр избиралась боярская дума , которая выдвигала князя и принимала стратегические решения в управлении страной по примеру степного курултая.

Проследим этимологию слова сарай . В тюрском языке сарай - это дворец. Так почему же в русском языке сарай – это место, где содержат скот? Но этому есть объяснение: в сарае – дворце казахской элиты, было и жилое помещение и, как у истинных конников, место для содержания и кормления лошадей. Всего лошадей в сарае-дворце содержалось не меньше десятка голов, там же хранились сено и прочие корма. Естественно, что это здание имело специфические запахи. Именно поэтому местное население воспринимало сарай как помещение для содержания скота. Но на самом деле сарай – это элитное жилище, место проживания лидера и содержания его транспортных средств -лошадей.

Обратимся к слову царь . Есть много версий происхождения этого слова: и кесарь (др.греч.), и цезарь (лат.). Но мы только что говорили, что хан казахов жил во дворце, который назывался сарай . Хан – это правитель Орды, проживающий в Сарае или правитель Сарайский , а потом Сарский ,Царский . Впоследствии слово трансформировалось в Царь Ордынский, а близкие родственники соответственно: царица, царевич, царевна . Подтверждением этого является название ставки хана на Волге: Сарай-Бату- Царицын . Подобная трансформация названия видна на примере религиозных организаций. В Сарай-Бату была организована православная церковь, и первоначально она называлась Сарайская епархия . Потом название трансформировалось в Сарскую епархию (1261-1788 и 1918). В период усиления Московского княжества Сарская епархия была переведена в Москву и правителя Сарского стали называть Сарский владыка .

Как в степи абсолютная власть принадлежала хану, так на Руси местным князьям. Но княжеская власть была слабее влияния русской православной церкви и распространялась только на одно княжество, да и эту власть приходилось делить с боярской думой. Таким образом, владыка мог конкурировать в борьбе за власть с князьями и иметь большую силу, чем они. Князь Иван Грозный, благодаря проведенным жестоким административным реформам, известным в истории как «опричнина», сумел укрепить свою власть так, что Боярская дума и православная церковь оказались в его подчинении. По примеру абсолютного лидера степи Царя Ордынского в 1547г. Грозный взял себе титул абсолютного лидера всех князей и подчиненных территорий -Царя Всея Руси .

Продолжение следует

Поделиться: