Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Глава государства выступает в качестве ключевого фактора интеграции общества

03.12.2012

Автор:

Теги:


Факторлидерства в современной истории имеет большое значение, это уже неоднократно было доказано в различных научных трудах и в реальном политическом процессе.
 Особая миссия лежит на первых президентах или лидерах, которые возглавляют процессы, возникающие на стыке разных эпох.
–Хотя идейная основа государства возникает на общественной почве, ее формулирование и продвижение зависят от качества политического лидерства. Это есть основа состоятельности государства, а предложить идею, в которую бы поверило большинство граждан, могут только великие люди, –  считает директор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Зарема Шаукенова.
По мнению казахстанского социолога, в республике учитывается опыт зарубежных стран. В период обретения независимости у нас на душу населения приходилось не более 700долларов. В 2010 году этот показатель достиг 9 тыс. долларов и ставитсязадача достичь 15 тыс. долларов до 2014 года. В экономике в условиях кризиса практикуется режим «ручного управления». Страна проводит активный внешнеполитический курс. В сфере внутренней политики ведущую роль играет исполнительная власть, за счет чего государство обеспечиваетсоциальную базу межэтнического и межконфессионального согласия. Образование является ведущим приоритетом развития Казахстана. На 2012–2014 гг. расходы на образование составят 1132 млрд тенге.
В Казахстане по примеру зарубежных государств была принята не просто экономическая программа, но стратегия развития, включающая вопросы идеологии. Это стратегия «Казахстан-2030».
– Сила политического лидера не только в том, что он имеет волю, а еще и в способности чувствовать свой народ. Президент – выходец из простой семьи, и он, как это принято говорить в западных странах, сделал себя сам. Однако преимущество слышать простых людей, понимать устремления нации Глава государства никогда не сбрасывает со счетов и постоянно его развивает.
НурсултанНазарбаев стремится менять те общественные стереотипы и инерцию, которые препятствуют прогрессу или сдерживают его. В особенности это касается чрезмерных ожиданий от государства, имеющих место среди граждан, подверженных иждивенческим настроениям. То же самое можно сказать и о проведении преобразований в сфере модернизации, – подчеркивает эксперт.
Например, идя на масштабные политические реформы в 2007 году, которые ожидала одна часть общества, как правило, настроенная на модернизацию, Глава государства, по сути, преодолевал молчаливое вето тех, кто считал реформы нежелательными и имел консервативный настрой. Кстати говоря, порядка 45 процентов населения Казахстана основываются на патерналистских настроениях и считают, что достаточно быть просто верным Главе государства.
Исходя из этой ментальной специфики казахстанского общества, Лидер Нации, первый президент должен выступать в качестве ключевого фактора адаптации общества – как в политическом, так и в экономическом смысле. Это не просто лидер-профессионал, лидер-функционер или наемный менеджер. Скорее, это персона, на которую возложена сложная миссия: опека над нацией, задача ее взращивания, вывода на самостоятельное, самодостаточное, осмысленное поле. Это и есть тот стержень, нерв, показывающий суть феномена политического лидерства Нурсултана Назарбаева, отмечает Шаукенова.   
По ее мнению,  стратегия «Казахстан-2030» стала настоящим прорывом. Произошло усиление адаптивныхсвойств общества. В 2004 г. на открытии VI сессии Парламента второго созыва президент отметил, что социальный и экономический рост способствуют изменению адаптационных стратегий среди населения. Меняютсямодели поведения граждан. «Они не просто ждут положительных изменений, но и стремятся осваиваться в жизни, закрепляться и самоутверждаться в новой социальной среде, самостоятельно улучшать свое благосостояние».
Такимобразом, президент выполнил свои обещания перед народом – достижение реального позитивного результата через экономические реформы. Страна своевременно преодолела трудный переход к рыночным отношениям. Именно поэтому в социологических мониторингах, проведенных в 2006 году,  экономический рост казахстанцы назвали главным достижением Нурсултана Назарбаева. Затем идут признание мировым сообществом; политическая стабильность; благоприятные отношения с соседями; межэтническое и межконфессиональное согласие; избавление от ядерного оружия; повышение качества и стандартов жизни. В этот период рейтинги Главы государства устанавливаются на планке выше 90 процентов.
Как отмечает социолог, высокая планка доверия президенту Нурсултану Назарбаеву подтверждалась выборами начиная с 1 декабря 1991 года.
Оценка значимости роли Главы государства в становлении страны в том, что большинство казахстанцев и вдальнейшем демонстрировали потребность в сильной личности, которая былабы способна обеспечить гармоничное развитие страны – как в экономической, так и в политической сферах.
Поддержка, оказываемая президенту, проявляется не только в его персональной оценке, но и в одобрении модели развития – «от экономики – к политике».
– Таким образом, личность лидера страны играет определяющую роль в ее судьбе. Опыт ведущих мировых держав это подтверждает, – говорит Зарема Шаукенова. – Сила лидера страны заключается в хорошем понимании психологии своей нации и отличной ориентации в международных процессах. Чтобы быть лидером, мало быть менеджером, необходимо стать социальным инженером, способным задавать цели, методологию развития нации для ее социализации в мировом пространстве. Нурсултану  Назарбаеву это удалось.Он смог найти оптимальный подход для того, чтобы вывести страну из кризиса и выстроить нормальную, функционирующую систему развития.
Российскийэксперт, директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени Ломоносова, кандидат исторических наук  Алексей Власов подчеркивает, что именно на примере Нурсултана Назарбаева, его личном вкладе в свершения, осуществленные в Казахстане за последние двадцать лет, можно сделать вывод: и в XXI веке по-прежнему велика роль выдающихся политиков, способных максимально ясно формировать повестку дня и находить быстрые и эффективные ответы на самые сложные вызовы современного мира.
По его мнению, особое место среди преобразований, осуществленных под руководством Нурсултана Назарбаева, занимает созданиеказахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. В условиях страны, в которой проживают представители более 140 этносов, сохранение межнационального мира, отсутствие конфликтов на религиозной почве, вне всякого сомнения, выдающееся достижение. Как ранее отмечал президент Казахстана: «...решить раз и навсегда национальный вопрос невозможно. Не надо пытаться стереть объективно возникающие противоречия. Наша стратегия должна заключаться в том, чтобы проводить политику, упреждающую перерастание противоречий в кровопролитные конфликты».
Эта задача была успешно решена через создание уникальногооргана – Ассамблеи народа Казахстана и формирование целостной системы воспитания новых поколений казахстанцев в духе толерантности и взаимногоуважения между представителями всех национальностей и конфессий.
Экспертподчеркивает, что в России также высоко ценят интеграционные стратегии Нурсултана Назарбаева и помнят, что тема евразийского взаимодействия получила новый импульс именно благодаря президенту РК. Лидер Республики Казахстан является последовательным сторонником развития всех основных аспектов интеграционного взаимодействия, и не случайно Казахстан является одним из локомотивов интеграции на постсоветском пространстве.

Куляш ТУРГАЗИЕВА, Алматы
 
ЛИТЕР

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение