Антикоррупционная политика Путина: путем Назарбаева

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Путин в определенной степени повторяет ходы Назарбаева. Его переход в следующую возрастную группу 60 + совпал по времени или породил новый взгляд на свою элиту. Теперь он, как и Назарбаев двенадцать лет назад, вдвойне над схваткой. Но его действия обусловлены окружением, сухими докладами спецслужб, постоянными просьбами и рацпредложениями о новом разделе пирога. Они навязывают свой контекст реальности, он, в свою очередь, пытается их обмануть, дабы продолжать играть роль Путина-победителя. Он уже не гарант стабильности собственного ближнего круга как им был первое десятилетие правления. Теперь он «меч карающий», символ запугивания для всех групп в независимости от степени близости к телу. Станет ли это стратегией следующих лет, до очередных выборов, сказать трудно.
Антикоррупционная политика Путина: путем Назарбаева

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПУТИНА: ПУТЕМ НАЗАРБАЕВА

Коррупцияявляется способом консолидации и мобилизации элиты, а также согласованноговзаимодействия всех ветвей власти и прежде всего органов исполнительной власти,судебной системы, прокуратуры и правоохранительных органов. Вовлеченность вкоррупционную систему является наиболее эффективным и едва ли не единственнымспособом управления государством. Коррупция является единственным способомсделать карьеру. Без коррупции нет продвижения по службе. Чтобы делать подаркивышестоящему начальству - надо брать взятки и заниматься казнокрадством, а тоникаких зарплат и денег не хватит на жизнь. Поэтому вполне закономерно, чтомногие доходные места прямо либо косвенно продаются. Совершенно очевидно, что врамках тотальной коррупционной системы никого не интересуют профессиональныеделовые или тем более морально-нравственные качества человека. Логика оченьпроста - если умеет брать и давать взятки, то значит с деловыми качествами унего все в порядке. Практически у каждого чиновника есть свои коммерческиеструктуры, которым он естественно отдает предпочтение при любом удобномслучае...

Этовыдержка из доклада по Казахстану сделанного экспертами TransparencyInternational в 2005 году буквально каждой строчкой подходит под описаниелюбого из государств постсоветского пространства. Практически все коррупционныескандалы в высших эшелонах власти СНГ являются эффектным и популярным способомведения политической борьбы в теневой, но очень важной для стабильности системысфере экономики. Упрощая, можно выделить три комбинированных способа их использования.

Первый- борьба с конкурентами при утверждении нового правящего клана. Практически всеновые правительства, оказавшиеся у власти на «оранжевой» волне, использовалиэтот механизм. В принципе это закономерно, учитывая, что антикоррупционнаяриторика обычно заложена ключевым элементом политической программы. Такимобразом, достигаются две цели – борьба с политическими конкурентами оправданаожиданиями населения, и кроме того, новая элита получает возможностьконтролировать второй по значимости после бюджета источник доходов в стране,либо как минимум улучшает свое личное благосостояние. Масса подобных примеровза последние семь-пять лет можно было наблюдать в Кыргызстане, в Украине.Теперь с новым успехом эта практика возобновилась в Грузии.

Второйспособ применения «антикорупционного» метода призван укреплять правящий клан,при необходимости финансовое положение чиновников из круга семьи президента.Кроме того, позволяет бороться с потенциально взрослеющими или ужеослабленными, но опасными политическими конкурентами. Примеры подобного широкоизвестны. В Украине – уголовное преследование Тимошенко и чиновников ееблизкого круга. В Грузии из массы случаев приведем один. В 2007 году в крупныххищениях были обвинены губернатор Шида-Картли Михаил Карели и на тот моментминистр обороны Ираклий Окруашвили (сейчас эта история продолжилась арестомэтого политика, решившего вернуться в страну). Очевидно, что причинойпреследования стали не финансовые разборки внутри элиты, а более глубокиеконфликты с Саакашвили, которые привели к вытряхиванию этих и других грузинскихчиновников из обоймы власти в процессе «разоблачений» якобы неизвестных доселепреступлений.

ВАзербайджане – в ходе парламентских выборов 2005 года произошло несколько взаимоувязанныхконфликтов, в результате которых уголовному наказанию подверглись министрздравоохранения, министр экономики и бывший на тот момент министр финансов.Формальный повод в подготовке госпереворота и поддержке беглого олигарха РасулаГулиева не скрыл от прессы реальных причин связанных с «неправильной»направленностью финансовых потоков от ряда монополий, находившихся тогда подконтролем руководства Минэкономики.

Фраза,что коррупция является органичным элементом власти, давно стала трюизмом. Какэто осуществляется на практике? Руководство многих ведомств и министерств имееттеневые фонды для аккумуляции поступлений и нецелевого расходования. Здесь мыне учитываем перераспределение на дополнительные зарплаты, премии, а такжедоходы от частного бизнеса близкого окружения высокопоставленного чиновника.Речь идет об аккумуляции только части коррупционного потока и нецелевогорасходования средств. Очевидно, что ведется контроль и определенная негласнаяотчетность перед высшим руководством страны. Судя по всему, коллективная работаСчетной палаты, доклады ФАС, ФСБ, отдельных независимых агентств, создают дляпрезидента своеобразный контрольный аудит. Поэтому, высказывание ДмитрияМедведева о триллионном объеме российской коррупции взято, по всей видимости, нес потолка.

Третийметод целевой антикоррупционной практики является производным от второго иприменяется режимами длительной «стабильности» вождистского типа. Методомантикоррупционной чистки национальный лидер производит частичную кадровуюротацию. Посредством этого решается задача перераспределения финансовыхресурсов государства от одной группы интересов к другой. Опосредованнопроисходит мобилизация аппарата власти - в результате массы громких уголовныхпроцессов возникает страх за перспективы дальнейшей карьеры. Этим механизмомнаиболее искусно пользуется в своей практике Нурсултан Назарбаев.

Вотпример наиболее громкого скандала, потрясшего Казахстан почти десять лет назад.Наблюдая масштабную войну компроматов финансово-чиновничьих групп, Назарбаев, вопределенный момент ударил по основным участникам. Все были поражены как онподверг репрессиям Рахата Алиева, своего собственного зятя по линии ДаригиНазарбаевой, то есть ближайшего члена семьи. Крупнейший олигарх Казахстана посовместительству первый зампред Комитета национальной безопасности слетел солимпа вместе с группой соратников в КНБ и Агентстве финансовой полиции. Такжеоказались блокированы электронные издания и подконтрольные Алиеву печатные СМИ.

Вскоре,в тюрьме, а затем в бегах оказался Мухтар Аблязов бывший министр энергетики,индустрии и торговли, на тот момент председатель совета директоров«Тураналембанка» (будущий «БТА банк»). Аблязов также обладал огромнымиполномочиями, кроме того, имел реальные заслуги - он провел первую реформу энергосистемыстраны. Таким образом, в глазах наблюдателей он являлся вполне перспективнымчиновником. Но, как утверждает Аблязов, причиной преследования стал его отказпереписать долю банка на одного из членов семьи президента. Ситуацию ещеусугубило начало политической деятельности. Одновременно с ним был смещен акимПавлодарской области Галымжан Жакиянов. Были взяты под стражу, а затем осуждены(правда, к условным мерам наказания) экс-министр транспорта и коммуникацийАблай Мырзахметов и депутат сената Марат Койшибаев. По коррупционным основаниямлишились своих кресел первый вице-министр энергетики и минеральных ресурсовБулат Елеманов, вице-министр сельского хозяйства Толеухан Нуркиянов,вице-министр транспорта и коммуникаций Руслан Туякбаев, вице-министр природныхресурсов и охраны окружающей среды Мажит Турмагамбетов…

Попрошествии десяти лет фигуры Аблязова и Алиева приобрели на родинегипертрофированные черты. Рахата Алиева живописуют красками характерными дляописания лондонского сидельца «Бориса Абрамыча». В то время как Аблязов, участи либералов, получил образ местного «Ходорковского». Редкие пиар акцииАлиева из зарубежного подполья практически не несут Назарбаеву репутационныхпотерь. Но в случае с Аблязовым жесткая коррупционная разборка подтолкнула егоза рубежом занять непримиримую политическую позицию. Будучи одним из ключевыхинвесторов влиятельной группы оппозиционных изданий он получил в 2000-епочетный статус врага режима №1. Нынешние гонения на сеть изданий под брендом«Республика» имеет целью избавить Аблязова от возможности влиять наказахстанское общество.

Однакорождение сильного конкурента явилось лишь последствием коррупционногоподавления, которое, как полагают в Астане, можно списать. Главную задачуНазарбаев видел в перераспределении коррупционных и легальных бюджетных потоковна другие группировки правящей олигархии. Хотя разговоры о возможном досрочномуходе президента не затихли (парадокс: десять лет ожидания «Назарбаев вот-вотрухнет» не поколебали нацлидера), но правящая элита стала более осторожной всвоих действиях.

Кстати,до последнего времени, существенная разница между назарбаевским и путинскимопытом состояла в том, что российский лидер не выставлял вон чиновников своегоблизкого окружения, причем с публичной демонстрацией порки. Наиболее громкие изпрошлых отставок Путина не ставили их субъектов в заведомо антагонистическоеположение, как это делал Назарбаев. Они имели скорее эстетико-политическийконтекст: «не сошлись взглядами» - советник Андрей Илларионов, «принципиальныерасхождения по бюджетной стратегии плюс личный конфликт с Медведевым» - министрАлексей Кудрин, «человек Ельцина перед которым обязательства выполнены» -премьер-министр Михаил Касьянов, «слишком засиделся» - мэр Юрий Лужков.Соответственно их нынешняя политическая активность для Путина безвредна.Масштабной фигуры для протеста российская бюрократическая машина не выдала, вотличие от сферы бизнеса (Ходорковский, Лебедев, Гудков, Навальный, его партнерАлександр Винокуров совладелец телеканала «Дождь» и ряд других). И это отличаетроссийскую бюрократию от коллег из других постсоветских государств, где в рядахоппозиции достаточно сильные фигуры, бывшие в окружении первого лица и навысоких должностях.

Нужноотметить, что регулярные антикоррупционные кампании в странах СНГ, задевающиечиновников среднего уровня определенно выбранной сферы (полиция, строительство,образование, медицина, пенсионная система и т.д.), практически не играют ролькатализатора глубинных очистительных процессов внутри системы. Изменитьсуществующие практики в отношениях внутри власти, между властью и бизнесом,между чиновниками и гражданами, практически невозможно. Однако, инициаторкампании может вернуть себе высокий рейтинг внутри страны и даже намеждународном уровне. Во всяком случае, последнее удавалось Назарбаевунесколько раз за президентскую карьеру.

Путинпошел именно по этому пути. Пиар эффект для личного рейтинга Путина благодаряделу Сердюкова точно сформулировал коллаж народного «демотиватора»: под фотоСердюкова подпись: «Медведев сказал, Путин сделал». Смысл - только Путин смогосилить такого аппаратного князя как Сердюков, в то время как Медведев вел лишьразговоры о триллионной коррупции. В серьез попрекать Медведева этим нельзя. Онместоблюститель. Но при всей антикоррупционной демагогии именно президентуМедведеву удалось раскрутить акцию против «оборотней» в погонах, с его подачиудалось поставить на ноги общественную борьбу с различными бесчинствами надорогах, наконец, развить программу Госзакупки, этого важнейшего механизмапубличного контроля.

Теперьвсе бонусы этой игры у Путина. Ему в очередной раз удалось всех «обвести». Малокто ожидал от Путина такого шага. Еще 29 октября «Независимая газета», а вследза ней многие наблюдатели сомневались в возможности громкой отставки министра:«В его окружении не бывает случайных людей, с ним работают только преданныесоратники. Таким человеком является и Анатолий Сердюков. Зачем именно сейчасего убирать с поста министра? Это можно было бы безболезненно сделать ВладимируПутину полгода назад, когда он формировал новое правительство и уже знал о техфинансовых, скажем так, ошибках Сердюкова, о которых еще в марте ему докладывалСергей Степашин, и затем в августе, руководитель Главной военной прокуратуры(ГВП) Сергей Фридинский…»

Определенныйпериод времени бюрократия продолжат пережевывать путинские сигналы. Во-первых,Путин показывает всей вертикали, какими методами он теперь будет держать«единство рядов» правящих групп, раздираемых интригами и взаимными доносами.Во-вторых, переводом наиболее капиталоемкой сферы бюджета в рукидержавно-патриотической партии (Шойгу-Рогозин) он указывает стране «правильные»стратегические цели развития – технологический рывок в опоре на оборонку исвязанную с ней науку. Осуществится ли это, другой вопрос.

Путинв определенной степени повторяет ходы Назарбаева. Его переход в следующуювозрастную группу 60 + совпал по времени или породил новый взгляд на свою элиту. Теперьон, как и Назарбаев двенадцать лет назад, вдвойне над схваткой. Но его действияобусловлены окружением, сухими докладами спецслужб, постоянными просьбами ирацпредложениями о новом разделе пирога. Они навязывают свой контекстреальности, он, в свою очередь, пытается их обмануть, дабы продолжать игратьроль Путина-победителя. Он уже не гарант стабильности собственного ближнегокруга как им был первое десятилетие правления. Теперь он «меч карающий», символзапугивания для всех групп в независимости от степени близости к телу. Станетли это стратегией следующих лет, до очередных выборов, сказать трудно. Ноантикоррупционную активность можно очень эффективно использовать при ухудшенииэкономической ситуации. Можно быть уверенным, компромата на всю группу бывших идействующих министров накоплено достаточно («Росагролизинг» на очереди, кто дальше?).

Естьограничение - репрессивные ресурсы у системы, как и репрессивные ожидания вобществе, достаточно слабы чтобы представить в России серьезную аникоррупциннуючистку. Чуть более сильный нажим на эту педаль породит ответную реакцию, скоторой придется смириться (см. судьбу закона о зарубежной недвижимостигосчиновников). Кроме того, распространение сердюковского прецедента на другиегруппы высшей элиты может привести к озлоблению и появлению агрессивногоконкурента, с которым придется бороться более жесткими методами. Пусть иотдаленно, но такая дополнительная опасность для Путина возможна. С другойстороны, пример Назарбаева показывает, что ситуация гасится сравнительно легко.Благо возможностей, для дискредитации опасной фигуры, запугивания и подкупа окруженияпотенциального противника, во власти на порядок выше, чем за ее пределами.

Поэтомуточеные удары по среднему уровню бюрократии с демонстрацией гигантских суммхищений будут создавать картину очищения. А седативный эффект в российскомобществе, как и у Назарбаева в Казахстане, может растянуться на годы.

www.politcom.ru 28.11.2012

Поделиться: