КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В своем выступлении я хотел бы отметить лишь некоторые инициативы Президента РК Н.А. Назарбаева, которые важны в модернизации не только казахстанского общества, но и имеют глобальное значение.
КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ

29 ноября 2012 года Министерство образования и науки Республики Казахстан и ГУ «Назарбаев центр» проводят Международный форум «Первые Назарбаевские чтения «Новый Казахстан в новом мире».

________________________________________________________________________________

Власов А.В. – генеральныйдиректор Информационно-аналитического Центра по изучению постсоветскогопространства МГУ им.М.В.Ломоносова

КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ:

ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНН.А. НАЗАРБАЕВА

В своемвыступлении я хотел бы отметить лишь некоторые инициативы Президента РКН.А. Назарбаева, которые важны в модернизации не только казахстанскогообщества, но и имеют глобальное значение.

1. Сточки зрения международных экспертов, Казахстан входит в число государствсредних размеров с населением от 10 до 50 миллионов человек. По сложившейсяноменклатуре, такие страны не должны оказывать сильного влияния на мировоеразвитие. Например, германский геополитик Карл Хаусхоффер считает, что всесредние государства неизбежно примкнут к сильным, найдут там себе место.Получается, Казахстан должен примкнуть к какому-то мировому центру силы и следоватьв фарватере его политики. Но в современном мире сила средних государствнеожиданно возросла. Почему? Возьмем маленький Сингапур и большой понаселенности Пакистан или гигантские по территории и численности населенияафриканские страны и небольшую по размерам Японию. Что является мериломэффективности и силы государства? Территория, природные запасы или женаселение? Мне кажется, критерий должен быть комплексным - эффективностьполитического руководства и факторы единения граждан с руководством. Естьбольшие страны, наподобие динозавров, которые имеют крупное тело и медленнореагирующий мозг и мышцы, а бывают малочисленные, но более «качественные»государства. Именно к такому качественному превосходству, конкурентоспособностив современном мире стремится Казахстан.

ГолосКазахстана на международной арене становится все более слышен, страна являетсявыразителем интересов очень большой группы средних государств, которые образуютмировой средний политический класс. Есть такая аналогия - если средний классявляется хребтом сильного государства, точно также страны среднего размерастановятся базисом, своего рода фундаментом стабильной мировой системы.Казахстан в одном ряду с Малайзией и Сингапуром, другими такими жегосударствами, готов воспринимать технологические новшества мира и увеличиватьсвой политический вес, не оставаясь в архаичной жизни прошлых веков.

Управленческое кредо Н.А. Назарбаева можносформулировать так: «Не подлаживаться под политические процессы, а направлятьих и управлять будущим». Именно поэтому за два десятилетия после распада СССРмолодая энергичная Республика Казахстан демонстрирует замечательный примердинамичного и вместе с тем эволюционного развития.

2. Долгое время наша постсоветская интеграциянапоминала «броуновское движение» - находилась в непонятномподвешенном состоянии. «Откуда мы пришли?» - с этим вроде всёясно! Из общей советской шинели. А вот внятных ответов на другиевечные вопросы - «Кто мы? Куда мы идём?» - не было.У многих лидеров стран СНГ отсутствовало видение общей цели - кудадолжно двигаться постсоветское пространство. Публичная дискуссия главгосударств Таможенного союза (ТС) чётко указала привлекательную для большинствастран Содружества конечную цель. Это Евразийский союз государств (ЕСГ).

Евразийский союз - любимое «детище» НурсултанаНазарбаева, дело всей его жизни. Напомню, что сама идея о созданииЕвразийского союза изначально принадлежит Президенту Казахстана. Де-факто«авторские права» на ЕСГ - у Нурсултана Назарбаева. Именно Н.А. Назарбаевещё в 1994 году заявил, что странам СНГ необходимо создать Евразийскийсоюз государств. Причём по образцу Евросоюза, где будет консенсусный путьпринятия решений. Все два десятилетия Президент Казахстана неизменно подталкивалобъединительный процесс и неустанно повторял: «Интеграция - воткратчайший путь к процветанию». Время показало, что Назарбаевым былапрозорливо указана надёжная и достижимая цель.

Точка зрения Президента Казахстана такова: «ЕвразийскийСоюз должен изначально создаваться как конкурентоспособное глобальноеэкономическое объединение». Оно должно формироваться «исключительноэволюционным и добровольным путём». Определено и место ЕСГв мире - он призван стать «мостом, соединяющим динамичныеэкономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии». «Еслимы твёрдо намерены создавать Евразийский союз, то хватит говорить -давайте формировать наднациональные координирующие центры», - считает НурсултанНазарбаев.

О чём идёт речь? Казахстанский Президентпредлагает создать Евразийскую ассамблею, объединяющую парламентариев нашихстран. А также ряд общих бизнес-структур - Евразийский конгресспромышленников и предпринимателей и Евразийскуюторгово-промышленную палату. Кроме того, Н.А. Назарбаев готов разместитьисполнительные органы ЕСГ в Астане как географическом центре Евразии. Эторазумно, поскольку позволит избежать досужих разговоров о том, что «Москваопять возрождает Советский Союз» и так далее...

Н.А. Назарбаев считает, что евразийскаяинтеграция не должна идтиверхушечным, сугубо бюрократическим путём. Нельзя население «осчастливитьсверху»! «Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкойобщественной поддержки», - уверен Нурсултан Назарбаев . Присоздании евразийского пространства казахский президент всегда активно действуетв человеческом измерении. «Интеграция - слишком важное дело, чтобыдоверять его только политикам», - не раз говорил ПрезидентКазахстана. Поэтому он предлагает «укреплять народную вертикальевразийской интеграции». Речь идёт «о расширении числа евразийскихобщественных объединений»: по сути, об опоре проекта ЕСГна энергию масс.

Есть ещё один принципиальный момент.За прагматикой и экономикой, за волнующим объединением нефтегазовыхтруб и финансовых активов нельзя забывать об идеалах. Интеграционнаямиссия по созданию ЕСГ не будет успешной без привлекательнойобъединительной идеологии. Без всякого сомнения, ей может быть только«новое евразийство» Нурсултана Назарбаева.

3.Задача, которую поставил перед своей страной Президент Казахстана, - статьодним из индустриальных локомотивов новой посткризисной экономики XXI века. Посвоему историческому значению этот замысел я бы сравнил разве что с эпохальнымрузвельтовским Новым курсом, который начал осуществляться в 1933 году длявывода Соединенных Штатов из Великой депрессии. Эта стратегическая программа нетолько помогла быстро стабилизировать ситуацию во времена тяжелейшего кризиса1930-х годов, но и на многие десятилетия вперед задала путь развития Америки,превратив ее в ведущую мировую державу. И самое главное - Новый курс создал вСША широкий средний класс, опору современной либеральной демократии иконкурентоспособной рыночной экономики.

НурсултанНазарбаев предельно четко формулирует контуры «большого проекта» дляКазахстана: это новая индустриализация страны. Стратегический курс нареиндустриализацию имеет ряд неоспоримых преимуществ. Он даст возможностьосуществить долгожданный технологический рывок, создаст новые рабочие места инаконец, снимет опасную зависимость экономики от сырьевого сектора.

«Мыдолжны жить и работать так, как будто у нас нет нефти» - такое неординарноерешение казахстанский Президент принял еще после первого «азиатского кризиса»конца 1990-х годов. Эта здравая идея легла в основу национальной стратегии «Казахстан-2030».Поэтому спустя десятилетие, в ситуации уже нынешнего мирового кризиса,Казахстан оказался готовым к структурной перестройке своей экономики ирадикальному снижению цен на нефть. Сегодня у республики есть все возможности исилы совершить новый индустриальный рывок в будущее.

В новомкурсе Казахстана воедино связались две главные составляющие будущего «казахстанскогочуда»: социальная направленность и широкая опора национальногомодернизационного проекта на энергию масс. По сути, речь идет о создании в покаеще сырьевой стране принципиально иной, самой современной структурыпроизводительных сил, дополненной более справедливой системой разделения труда,которая вместит основную часть дееспособного казахстанского общества на вполнедостойных условиях. Основа этого курса - продуманная промышленная политика сопорой на внутренний рынок, которая поможет органично связать экономическийрост с повышением уровня и качества жизни. Проще говоря, неоиндустриальнаяэкономика Казахстана - это высокопроизводительные рабочие места и новоекачество жизни для максимально возможного числа сограждан.

Приоритетными отраслями были определеныагропромышленный комплекс, стройндустрия, нефтепереработка, металлургия,химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, развитие транспортной ителекоммуникационной инфраструктур. Все это - базовые элементы национальнойэкономики, которые вместе создадут надежный индустриальный хребет Казахстана. ВКазахстане сегодня уверены в исторической необходимости форсированнойиндустриализации: «В условиях мирового кризиса мы убедились, что у нас нетальтернативы индустриализации, мы не можем уповать на недра, нефть, газ иметаллы. Мы должны создать индустрию, которой практически не было», - заявил Президентстраны 3 июля 2009 года на открытии завода по сборке локомотивов в Астане -первенца новой казахстанской «индустриальной пятилетки».

Параллельно в Казахстане идет работа и по созданиюсекторов «экономики будущего», основой которой должна стать результативная иэффективно функционирующая национальная инновационная система. Многие известныеэкономисты, российские и западные, часто говорят, что Республике Казахстан ненадо изобретать «инновационный велосипед». Мол, для успешного развитияэкономики Астане достаточно провести проверенную догоняющую модернизацию. Тоесть попросту скопировать испытанный рецепт успеха «азиатских тигров» исоседнего Китая, быстро ставших сборочными цехами мировой фабрики.

Однако и здесь почти все выгодные ниши уже плотнозаняты новыми индустриальными гигантами - странами Азиатско-Тихоокеанскогорегиона. Так что по инерции проскочить в ряды самых-самых у Казахстана неполучится. Чтобы ближайшие лет десять-пятнадцать развиваться высокимикитайскими темпами, Казахстану следует брать пример не с соседнегоиндустриального Китая, а с далекой инновационной Финляндии. Для этого, считаютв Астане, нужно тратить нефтедоллары не на престижные мегапроекты и скупкупростых сборочных производств, а кропотливо вкладывать в национальноеобразование. Тогда новое поколение казахстанских инженеров и менеджеров самосоздаст конкурентоспособные на мировом рынке оригинальные продукты. Если ужвкладываться в перспективный экономический рост, то грамотно - через созданиеинститутов развития, инфраструктуры «новой экономики» при одновременном ростерасходов на образование и науку.

И в заключении хотелось бы отметить, что Казахстансостоялся как успешное государство и в этом огромная и основная заслуга первогоПрезидента и института президентства. Опыт постсоветского политическоготранзита показал, что те страны становятся успешными, строят фундаментдемократических преобразований, где есть сильная президентская власть. Я бысказал даже больше: там, где сильный национальный лидер, пользующийся полнымдоверием народа, воспринимающий свою собственную судьбу и судьбу страны какединое целое.

Поделиться: