Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Для Армении переход к парламентской республике – худшее, чего можно ожидать

24.11.2012

Автор:

Теги:

 Александр Цинкер

Различные варианты «спасения нации» и кардинальной государственной перестройки особенно часто и, скажем прямо, не к месту, озвучиваются во время предвыборной кампании. Армения в этом отношении не исключение. Партия «Процветающая Армения» (ППА) решила, что главной проблемой, не позволяющей Армении процветать, является президентская форма правления в государстве. Руководство ППА даже обратилось к другим партиям, с целью провести политические консультации для обсуждения возможности перехода страны на парламентскую форму правления.

Обсуждение этой темы уже привело к тому, что редко высказывающийся второй президент Армении Роберт Кочарян счел нужным озвучить свое мнение по этому вопросу. «Если бы я был убежденным сторонником парламентской формы правления, то, вероятнее всего, она уже функционировала бы в Республике Армения после конституционного референдума 2005 года. Бездарно или мудро управлять государством можно как из президентского кабинета, так и из премьерского», - сообщил Кочарян на своем сайте. Очень верное замечание.

На мой взгляд, в сложившейся сегодня политической системе Армении, переход к парламентской республике – худшее, чего можно ожидать. При такой форме правления, с учетом существующей в Армении «политической разношерстности», в стране будет постоянная смена правительства, которое не сможет ни разработать и осуществить стратегические национальные программы развития государства, ни взять под контроль решение социально-экономических вопросов, не говоря уже о текущих нуждах населения. И, как следствие, отток населения из страны только увеличится. Уже сейчас по данным Государственной миграционной службы при правительстве РА за первые 10 месяцев этого года из Армении выехало 1 млн. 880 тысяч человек, приехало же в страну 1 млн. 791 тысяч человек. Отрицательное сальдо составило 88 тысяч 241 человек.

Далее. Выборы при такой системе обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Президент, являясь главой государства, не является главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента. При парламентской республике в случае с Арменией будет отсутствовать система сдержек и противовесов, что неминуемо приведет к постоянным правительственным кризисам.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов, а это позволяет поддерживать относительно устойчивое функционирование всех ветвей власти, что так необходимо сегодня армянскому государству.

Так что прежде чем инициировать подобные «обсуждения», ППА не мешало бы просчитать все плюсы и минусы обеих систем правления. Накануне президентских выборов следовало бы больше внимания уделять разработке содержательной предвыборной программе и путям ее реализации. Программе, которая реально позволяла увеличить открытие новых рабочих мест, повысить жизненный уровень населения и снизить инфляцию. Народу, по большому счету, все равно, как организована система управления государством – ему нужна стабильная трудовая занятость, социальные гарантии и обеспеченная старость. При решении этих вопросов, можно надеяться, что отток населения из страны наконец-то остановится. А это, на мой взгляд, стратегическая задача любого органа власти, как его ни назови.

источник: PanARMENIAN.Net

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение