РУКА МОСКВЫ ДЛЯ ТБИЛИСИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для дальнейшего развития взаимных инвестиций и торговли необходимо разработать модель функционирования торговых представительства на территории двух государств. В Торгово-промышленной палате РФ необходимо создание специального российско-грузинского Делового совета, в задачи которого должно входить оказание содействия в поиске деловых партнеров, информирование о конкретных проектах, организация выставок, конгрессов, круглых столов. Деловой совет должен концентрировать на себе программы возможные для реализации в Грузии, в том числе партнерами из Союзного государства и Таможенного Союза (на долю стран СНГ приходится 32% от всего внешнеторгового оборота Грузии).
РУКА МОСКВЫ ДЛЯ ТБИЛИСИ

РУКА МОСКВЫ ДЛЯ ТБИЛИСИ

Александр Караваев

За восемь лет в российско-грузинских отношениях случалось,пожалуй, все самое плохое, что вообще может произойти между двумя соседними,исторически близкими государствами. Торговые войны, личные оскорбления президентовв адрес друг друга, шпионские скандалы, целевые облавы на мигрантов. Вершиной,конечно, стала война и разрыв дипломатических отношений. Многие эти кульбитыстановились предметом самого высокого уровня внешней политики Москвы и долгоевремя оставались отдельной темой в повестке отношений с Вашингтоном. При этомсложилось стойкое ощущение того, что российско-грузинская интрига местами носитводевильный характер, собственно как и многие другие явления постсоветскойполитической жизни.

Вот, к примеру, часто упоминают о торговом эмбарго. При этомне является секретом, что торговля между нами активно ведется. По даннымМинэкономики Грузии ее объем составляет $426,3 млн., по данным ФТС РФ - $285,7млн. Разница возникает в связи с тем, что российские ведомства не учитываютреэкспорт грузинской продукции через страны СНГ (Украина, Азербайджан,Беларусь). Конечно, в этой торговле отсутствует грузинское вино, «Боржоми»,официально нет растительной продукции (первый запрет вступил в силу еще 19декабря 2005 года). Но почти три сотни миллионов долларов товарооборота это непохоже на удушающее эмбарго, допустим, как в отношении кубинских товаров в США.

Россия все эти годы подпитывала даже не столько грузинскуюэкономику, сколько крупный бизнес, наименее пострадавший в связи с ограниченнымэмбарго. Поэтому приход к власти фигуры типа Бидзины Иванишвили, имевшегомиллиардные активы в России и высокие связи с правящей элитой Кремля, былвопросом времени. Когда на рубеже 2007-2008 года в грузинскую политику вернулсяБадри Патаркацишвили, впервые стало видно, как в персоналиях может выглядетьреальная альтернатива Саакашвили. Хотя на президентских выборах в январе 2008тот получил чуть больше 7%, тбилисские эксперты расценивали его в качествесамого серьезного конкурента грузинскому младо-реформатору. Насколько выгоденМоскве человек калибра Патаркацишвили-Иванишвили покажет время. Но модельотношений с олигархами первого уровня у Кремля вполне выработана. Реальныйсоюзник Москвы теперь выглядит таким образом – чистый бизнес без сантиментовкультурно-языковых общностей, без раздражающей антироссийской риторики, как,впрочем, и признаний в геополитическом братстве «на век». Похоже, что этоправило имеет равное применение, будь то в Киеве, Минске, в Тбилиси, или любойдругой столице бывшего СССР.

Очевидно, что восьмилетний негативный циклроссийско-грузинских обострений имеет шансы подойти к концу. Нужно сказать, чтов борьбе с режимом Саакашвили Москва выбрала самые очевидные на тот моментэкономические рычаги. Эмбарго виделось достаточно легкой политикой, чтобыГрузия ощутила сожаление от разрыва с Россией. Сожаление было, и особенно втех, достаточно широких непривилегированных слоях, которые реально жили за счетэкономических связей с Россией. После масштабной административной люстрациичасть армии уволенных грузинских чиновников оказалась в двойной западне:лишившись коррупционной ренты и возможностей продвигать традиционные видыбизнеса в России.

К 2012 году Тбилиси и Москва заметно повзрослели. В томсмысле, что избавились от части иллюзий на свой адрес и стали заметнопрагматичней. С одной стороны, столицы не готовы любой ценой восстанавливатьотношения. Москва не отступит от итогов августа 2008 года в плане пересмотранезависимости бывших грузинских автономий: Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси всвою очередь объявил республики оккупированными территориями и вряд ли будетменять эту линию в дипломатических баталиях. С другой стороны, нормальныеотношения нужны не в меньшей степени обеим столицам.

Но целеполагания, конечно, разные. Тбилиси нужнадополнительная экономическая опора, старый-новый партнер. Москве нужно«закопать» геополитическую яму на своих черноморско-кавказских рубежах. Такимобразом, новый этап торгово-экономических отношений нужен в равной степени как правительствуИванишвили, так и Москве, если здесь еще считают, что влияние России незаканчивается на абхазо-грузинской границе. Каковы могут быть первые шаги?

Наиболее ясные очертания может иметь расширение ужесуществующих российских инвестиций в традиционные для Москвы сферы. В Грузииорганизованы достаточно комфортные налоговые условия для крупных внешнихинвестиций. Создание предприятий для роста экспорта рассматривается какприоритетная задача. Грузинская экономика пытается изменить баланс импорта-экспорта(импорт 2011 года – $7,1 млрд., экспорт – $2,2 млрд.). Один из элементов этойстратегии создание свободных индустриальных зон в Кутаиси, Поти и Тбилиси. Вних предусматривается максимально полное освобождение инвесторов от налогов иразличные льготы. Это конечно может стимулировать российские капиталы. Однако,капитаны отечественного бизнеса заинтересованы преимущественно в работающихактивах и вряд ли они готовы вкладывать в новые производства (в 2011 годуроссийские инвестиции в Грузию составили $290 млн. из общего объема грузинскихинвестиций в $9,3 млрд.).

Москва, скорее всего, ограничится уже работающимипредприятиями в разных отраслях. В годы российско-грузинской холодной войныроссийские компании оставались в секторе металлургии (горно-обогатительныйкомбинат «Маднеули»), на рынке ГСМ («Лукойл-Джоржия»), в банковской сфере(Внешторгбанк владеет контрольным пакетом одного из лидеров банковского сектора«Объединенного банка Грузии»). Также нужно упомянуть, что Внешторгбанкконтролирует крупнейшего регионального производителя минеральных удобренийкомпанию «Азот» в городе Рустави. Отдельной строкой всегда оставаласьэлектроэнергетика. Советская инфраструктура была создана таким образом, чтоГрузия является сезонным поставщиком электроэнергии для курорта Сочи иприбрежной части Краснодарского края. Поэтому не случайно Россия контролируетэту сферу. Российские компании владеют тбилисской энергораспределительнойкомпанией «Тэласи» (крупнейший в республике дистрибьютор электроэнергии),компанией «Мтквари энергетика», гидроэлектростанциями «Храми ГЭС-1» и «ХрамиГЭС-2» (общая мощность 240 МВт). Этот неполный перечень, опустим здесь газовыйсектор, показывает, что крупный российский бизнес достаточно неплохо чувствуетсебя в Грузии и по-прежнему оказывает влияние на экономику республики.

Улучшение политического фона наших отношений способноподнять Россию в рейтинге торговых партнеров Грузии (сейчас в тройке лидеровТурция, Азербайджан и Украина). Однако для этого необходимы немежолигархические договоренности, а решительные и в каком-то смыслереволюционные действия в плане поддержки активности среднего и малого бизнесадвух стран.

Для дальнейшего развития взаимных инвестиций и торговлинеобходимо разработать модель функционирования торговых представительства натерритории двух государств. В Торгово-промышленной палате РФ необходимосоздание специального российско-грузинского Делового совета, в задачи которогодолжно входить оказание содействия в поиске деловых партнеров, информирование оконкретных проектах, организация выставок, конгрессов, круглых столов. Деловойсовет должен концентрировать на себе программы возможные для реализации вГрузии, в том числе партнерами из Союзного государства и Таможенного Союза (надолю стран СНГ приходится 32% от всего внешнеторгового оборота Грузии).

Москва практически не пробовала внедрять программы развитияпо типу того, что делает МВФ или USAID. Новый грузинский «полигон» можнопопытаться использовать для пилотных программ развития. Здесь, прежде всего,важна поддержка сельскохозяйственного производства. Почти половина населениястраны работает в сельском хозяйстве, но оборот сельхозпродукции Грузиисоставляет только 9%. В части первых шагов экономического сближения междуРоссией и Грузией необходимо организация сети лизинга российской техники всельскохозяйственных районах Грузии, под умеренные кредитные ставки.Федеральному агентству «Россотрудничество» имеет смысл поручить организацию ипроведение семинаров с местными производителями с.х. продукции в использованииновых технологий. В качестве ведущих подобных форумов должны привлекатьсяруководители российских хозяйств, ученые, зарубежные партнеры российскихфермеров юга России. Почему бы нет? На прошлой неделе в Стамбуле состоялсяочередной раунд российско-грузинских экспертных консультаций «Стамбульскийпроцесс», начатый после кризиса 2008 года. Грузинские коллеги предложилиКонстантина Косачева в качестве координатора совместных проектов с российскойстороны.

Пока, эти предложения удел экспертных дискуссий, стороны неимеют конкретного плана. В отношении Грузии, об этом прямо сказал премьерИванишвили. Схожую растерянность демонстрируют и в Кремле, видимо, ожидая, чемзакончится грузинский кризис власти и как будет «наказан» Саакашвили. Однакороссийско-грузинским отношениям как никогда нужна позитивная динамика, новыеинициативы и определенная смелость. Москва уже достаточно ожидала, порапереходить к более активным созидательным действиям.

http://www.politcom.ru/14868.html

Поделиться: