О незаконной блокировке сайта «Фергана» на территории Кыргызстана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
19 ноября 2012 года юрист Нурбек Токтакунов, защищающий интересы информационного агентства «Фергана» в Кыргызстане, зарегистрировал два заявления в Бишкекском межрайонном суде об оспаривании действий и бездействий органов государственной власти. Напомним, что речь идет о незаконной блокировке сайта «Фергана» на территории Кыргызстана.
О незаконной блокировке сайта «Фергана» на территории Кыргызстана.

19 ноября 2012 года юрист Нурбек Токтакунов, защищающий интересы информационного агентства «Фергана» в Кыргызстане , зарегистрировал два заявления в Бишкекском межрайонном суде об оспаривании действий и бездействий органов государственной власти. Напомним, что речь идет о незаконной блокировке сайта «Фергана» на территории Кыргызстана.

«Фергана» публикует заявление Н.Токтакунова практически полностью.

* * *

Межрайонный суд г. Бишкек

Заявители : Автономная некоммерческая организация «Центральноазиатский информационный центр», г.Москва

Ответчик : Государственное агентство связи при Правительстве Кыргызской Республики

Заявление об оспаривании действий и бездействий органов государственной власти

5 ноября 2012 года в адрес Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики (далее по тексту ГАС) было направлено письмо с просьбой устранить длящееся нарушение законности, выражающееся в ограничении доступа на территории Кыргызстана к веб-сайту российского информационного агентства Фергана.Ру .

8 ноября 2012 года ГАС ответило , что блокировка web-ресурса произошла во исполнение пункта 30 постановления Жогорку Кенеша (парламента страны - ред.) от 9 июня 2011 года № 567-V со ссылкой на пункт 1 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», о том, что нормативные правовые акты действуют на всей территории и подлежат исполнению. Доводы ГАС несостоятельны по нижеизложенным основаниям.

Государственные органы правомочны регулировать отношения только в сфере своей компетенции. Если нормативный правовой акт, изданный каким-либо госорганом, направлен на регулирование отношений, выходящих за пределы компетенции этого госоргана, то такой нормативный правовой акт не подлежит исполнению. Пределы компетенции ЖК четко расписаны в главе 2 Конституции Кыргызской Республики, в которой не предусмотрено правомочие распоряжаться об ограничении доступа к информационным ресурсам.

Из нашей переписки с Генеральной прокуратурой Кыргызской республики нам стало известно, что основанием парламентского решения, по мнению прокуратуры, послужили отдельные сведения недостоверного характера и признаки пропаганды национальной вражды в статьях «Ошская резня 1990 года. Хронология трагедии» и «Парламентская республика, непарламентская республика». Пропаганда национальной розни в соответствии Законом Кыргызской Республики «Об экстремисткой деятельности» входит в перечень различных видов и форм экстремисткой деятельности (абзац 4 части 1 статьи 1 закона). В соответствии со статьей 13 этого же закона предусмотрен следующий порядок борьбы с распространение экстремистских материалов – по представлению прокурора суд рассматривает вопрос о наличии в материалах признаков экстремизма. При установлении таких признаков, материалы признанные экстремистскими, включаются в список экстремистских материалов и с этого момента запрещается их распространение. При соблюдении такого порядка, ГАС была бы действительно обязана ограничить доступ к конкретным материалам на информационном ресурсе на основании решения суда.

Таким образом, ГАС, своими действиями нарушили законный порядок ограничения доступа к информационному ресурсу, предусмотренный Законом Кыргызской Республики «Об экстремисткой деятельности», а также своими бездействием по жалобе, выразившиеся в отказе распорядится о разблокировке сайта, ограничивают с одной стороны доступ граждан к информационному ресурсу, нарушая право свободно искать, получать, использовать информацию, гарантированное пунктом 1 статьи 33 Конституции КР и статьей 3 Закона КР «О гарантиях и свободе доступа к информации, с другой стороны, ограничивают право каждого на свободное выражение своего мнения, гарантированное пунктами 1, 2 статьи 31 Конституции.

Прошу признать нарушение Государственным агентством связи при Правительстве Кыргызской Республики прав граждан на доступ к информации и свободное выражение своего мнения, нарушение ст. 13 Закона «Об экстремисткой деятельности» и обязать Государственное агентство связи при Правительстве Кыргызской республики восстановить законность и нарушенные права и распорядится об устранении препятствий для граждан Кыргызской республики в доступе к сайту «Фергана.ру» на информационном пространстве страны».

* * *

Второе заявление подобного же содержания было подано Нурбеком Токтакуновым лично от себя как от гражданина Кыргызстана. В этом втором заявлении уточняется, что общественно-политический сайт «Ферганы» «пользовался определенной популярностью среди кыргызстанцев. Многие гражданские активисты, правозащитники, эксперты, в том числе и я, имели возможность на страницах этого сайта выразить свое мнение по тем или иным вопросам и довести его до сведения не только кыргызстанцев, но и до сведения иностранных читателей. В то же время кыргызские читатели сайта, в том числе и я, имели возможность увидеть различные, нередко спорные мнения по тем или иным проблемам общественно-политической жизни. Сайт, как и любой другой, представляя определенные интересы, имеет определенную миссию и идеологический курс, но ценности свободомыслия и транспарентности как раз и подразумевают возможность каждого, имея доступ к различным мнениям, путем сопоставления и анализа сформировать свое и также иметь возможность его выразить. Предоставление площадки для различных мнений является важнейшим принципом журналистики и деятельности СМИ в широком смысле этого слова (сайт не СМИ по закону, но информацию распространяет массово). Будучи внимательным читателем сайта «Фергана.ру», я не замечал в нем материалов, имеющих признаки экстремисткой деятельности, описанные в статье 1 Закона КР «Об экстремисткой деятельности». Также мне еще не удалось ознакомиться с каким-либо аргументированным обоснованием экстремизма со стороны Генеральной прокуратуры.

Таким образом, ГАС, своими действиями нарушили законный порядок ограничения доступа к информационным материалам, предусмотренный статьей 13 Закона Кыргызской Республики «Об экстремисткой деятельности», а также своими бездействиями по жалобе, выразившиеся в отказе к разблокировке сайта, ограничивают:

- мою возможность доступа к информационному ресурсу, нарушая право свободно искать, получать, использовать информацию, гарантированное пунктом 1 статьи 33 Конституции КР и статьей 3 Закона КР «О гарантиях и свободе доступа к информации»;

- возможность выражать свое мнение, нарушая мое право на свободу выражения своего мнения, гарантированное пунктами 1, 2 статьи 31 Конституции Кыргызской Республики.

На основании изложенного, прошу признать нарушение Государственным агентством связи при Правительстве Кыргызской Республики моих прав на доступ к информации и свободное выражение своего мнения, нарушение ст. 13 Закона «Об экстремисткой деятельности» и обязать восстановить законность и нарушенные права и распорядится об устранении препятствий для граждан Кыргызской республики в доступе к сайту Фергана.ру на информационном пространстве страны».

Согласно законодательству Кыргызстана, судебный процесс по данному заявлению должен начаться в течение месяца со дня регистрации заявлений.

Международное информационное агентство «Фергана»

Поделиться: