Л. Ахметова: Ответ на статью "СКАНДАЛЬНЫЙ ТЕНДЕР ДВП г. АЛМАТЫ"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я, как ученый и как лидер от имени НПО, несколько раз выступала и на круглых столах, и в печати по социально-значимым лотам.Здорово, что НПО Алматы консолидируются и обсуждают общие темы в Инете, в СМИ, на встречах и круглых столах, чего не происходит в других регионах. Этим мы еще раз показываем, насколько развит гражданский сектор в мегаполисе страны.А проблем у нас гораздо больше, чем казалось бы. Теперь по существу (не по приоритету - очередность поставленных проблем!).
Л. Ахметова: Ответ на статью "СКАНДАЛЬНЫЙ ТЕНДЕР ДВП г. АЛМАТЫ"

Коллеги! Я, как ученый и как лидер от имени НПО, несколько раз выступала и на круглых столах, и в печати по социально-значимым лотам. Здорово, что НПО Алматы консолидируются и обсуждают общие темы в Инете, в СМИ, на встречах и круглых столах, чего не происходит в других регионах. Этим мы еще раз показываем, насколько развит гражданский сектор в мегаполисе страны. А проблем у нас гораздо больше, чем казалось бы. Теперь по существу (не по приоритету - очередность поставленных проблем!). Сначала поговорим о своих ошибках и некоторых положительных сторонах, потом и работе со стороны государства. 1. Мы не владеем информацией в должной степени по ряду причин, в том числе и собственных просчетов. Практически везде созданы информационно-ресурсные центры НПО, имеющие поддержку государства. Обращались ли мы туда, с какими вопросами, что ими сделано в этой отрасли. Если мы не сумели получить их консультации и помощь, почему и пр. 2. Имеется большое количество НПО, дающих бесплатно юридическую консультацию, обращались ли туда лидеры, получившие отказ, прежде чем писать, и в некоторых случаях что-либо огульно говорить? (Ко мне обращалось за помощью, как товарищу, имеющему опыт, более 10 лидеров НПО, получивших отказ в первом туре. Во всех случаях их претензии были с точки зрения закона неправомерны. Я не говорю, что другие - неправы!) 3. Многие лидеры не владеют работой с Интернет, что создало многочисленные проблемы, не могут оперативно владеть информацией. Некоторые не имеют компьютеров и другой техники. 4. Многие НПО не имеют юристов и бухгалтеров, менеджеров, умеющих писать заявки на участие в тендере и грантовой поддержке других структур. Таким образом, имеются неравные возможности и условия. 5. Ассоциации, конфедерации, форумы и пр., объединяющие бизнес-структуры, также являются НПО по статусу, и, успешно участвуя в проектах, являются сильными конкурентами для социальных НПО. 6. Альянсы, конгрессы, конфедерации НПО имеют гораздо больше шансов получить лот, чем просто НПО. 7. Устойчивые НПО имеют гораздо больший шанс получить лот, чем другие НПО (пример НПО "Эльдани"). 8. Есть НПО, которые только работают по лотам, но нигде не засвечиваются. Они - профессионалы в своей отрасли; возможно, и нет. Их деятельность - также никто не отслеживает! Мое мнение, что лидер НПО должен иметь еще и активную жизненную позицию! 9. Зачастую амбиции лидеров превосходят какие-то немыслимые горизонты. 10. Всегда предлагала и предлагаю, тем, кто будет в комиссиях по траспарентности и другим моментам по выдаче лотов, самим не участвовать в получении лотов. Активно выступать в печати и разъяснять свою позицию по спорным вопросам. 11. Согласна с НПО "Эльдани" - по ряду вопросов. Транспарентность при тендерах должна быть другой. В связи с появлением госсоцзаказа увеличилось количество НПО-однодневок и НПО непонятного происхождения. В законе оговаривается, что в течение первого года работы новые НПО не имеют право подавать на тендер, но, удивительное дело, ровно через год, эти НПО получают социально-значимые лоты. Понимаю, что можно раскрутиться так, что тебя знает вся республика, как в пока единственном случае, на моей памяти, произошло с ОФ "Аман-саулык", занявшей сразу достойное место среди НПО Алматы и Казахстана. Они уже имеют свою историю славных дел, которые могут положить в копилку реальных историй успеха НПО Казахстана. Про остальных - трудно судить, так как действительно чрезвычайно тяжело раскрутиться в течение года. Я думаю, именно выделение проектов таким НПО, надо взять под особый контроль со стороны общественного сектора и государства также. Деньги кончились и закрылись НПО и темы - знакомая картина практически всех молодых НПО, неустойчивых и не имеющих историю. Но у нас есть НПО, которые выполняли социально-значимые проекты по мониторингу выполнения лотов? Где они? Или тоже закрылись, так как нет денег? Давайте зайдем на их сайты и сайты информационно-ресурсных центров (ИРЦ), министерств и ведомств, ДВП. Посмотрим реальную картину дел, истории выполнения лотов, проверим, назовем имена таких НПО и спросим с них. Сделаем свой список недобросовестных партнеров. Будем знать "героев в лицо". Теперь ошибки со стороны государственных структур. 1. Не выполняются указания Президента страны по работе с выделением тендеров социальных министерств и ведомств. Министерство культуры и информации должно заниматься вопросами идеологии, СМИ, НПО. Работают по тендерам для НПО МОН РК и министерство экологии. Где работа других министерств? 2. Сегодня формируется трехлетний бюджет. Министерства вновь отсидятся, и снова не будут решены многие социальные проблемы. Со стороны государства должен быть контроль именно сегодня и персональная ответственность этих министерств за то, что они планируют вновь не работать все три года (нет финансирования, нет проблем!) 3. Слабое законодательство, не помогающее потребителю (в данном случае НПО), а создающее дополнительные препоны и рогатки. 4. Изучить опыт выделения грантов международных структур. Взять положительные моменты и внедрить в нашу законодательную систему. 5. При выделении лотов учитывать в первую очередь, миссию организации. Ассоциации, объединяющие бизнес, должны получать только лоты по их теме, провизоры - только по фармацевтике и пр. 6. Слабое знание законов со стороны ряда представителей государственных структур, которые обязаны консультировать по этой теме, как на казахском, так и на русском языках! 7. Не умение работать с людьми и лидерами 8. Не знающие кризис-менеджмента, не умеющие работать в предконфликтных и конфликтных ситуациях. 9. Нет преемственности 10. Плохо работают или не работают сайты госструктур (раньше я думала, что только сайты оппозиции блокируются нечаянно!) 11. Названия лотов иногда вызывают недоумение, и их выполнение тоже. 12. Недостаточный мониторинг выполнения общественно-значимых лотов 13. Не было ни одного случая отзыва и недобросовестного выполнения лотов. Не было обсуждения взаимодействия и партнерство. Получил, значит все хорошо! 14. Под государственные программы (например, по патриотизму) выделяются деньги. При анализе выполнения программ, отдельной строкой показывать, как улучшилось положение дел после выполнения этой задачи НПО. 15. Ярмарки и отчеты, в основном, происходят ради тех же НПО, а не для населения в целом. Таким образом, недостаточность информации вызывает негативную реакцию. 16. Если мы говорим о коррупции, то должны приводить конкретные примеры. Я же говорю только о непрофессионализме и недостаточности опыта работников, как со стороны НПО, так и госструктур, несовершенстве законов! Предложения: 1. Предлагаю отменить разные законы и дополнения к ним и принять один Закон о грантах с учетом опыта разных стран, международных структур, выделяющих проекты в нашей стране и имеющих опыт 15 и более лет, опыт Министерств и Акиматов. 2. Продолжить дискуссию с выработкой конкретных предложений по изменению законодательства 3. Провести республиканскую конференцию по этой проблеме, и именно в Алматы, так как именно мы могли открыто заявить об этой проблеме, и можем вскрыть собственный нарыв, не прикрываясь песней-скороговоркой "Все хорошо, прекрасная маркиза!". Естественно, за счет ГСЗ. Это будет партнерство всех! 4. На данном этапе - сделать какие-то переходные дополнения к существующим законам. Выработать общую позицию. Сделать максимально открытыми организацию и проведение тендеров с участием общественности. Провести тендер. (Время идет, и работает не в нашу пользу!) 5. На сайтах, в СМИ открыть: оперативную рубрику "вопрос-ответ" по этой теме 6. Горячие телефоны доверия прокуратуры, силовиков, ДВП и др. на данный период 7. Провести обучение государственных служащих кризис-менеджменту, переговорным процессам, умению работать с людьми и лидерами и др. 8. В СМИ - выступления успешных НПО: реальные истории выполнения реальных лотов. Анализ в СМИ неудачного партнерства. Выступления аналитиков, ученых, лидеров НПО. За этот период ни в одном СМИ не было разбора неудачного решения проблем. 9. Везде - публикация адресов и телефонов ИРЦ, юристов НПО, дающих бесплатные консультации по этому вопросу. 10. Обучение молодых лидеров НПО (может, как название лота!) 11. Мониторинг и анализ прошлого, учет достижений и ошибок, рекомендации на будущее. Подвести черту и начать новый этап работы с новыми правилами игры. 12. Мониторинг сайтов и всей информации по теме. 13. Активная жизненная позиция лидера НПО. 14. Список недобросовестных НПО Это только наброски - отклик на переписку. По ходу дискуссии, конечно, еще вспомню, о чем не написала. Но это - в другой раз. Теперь поделимся своим опытом. Краткая история ОО "Союз женщин интеллектуального труда". Создана - в июне 1993 г. Первый грант получен от Фонда Сорос-Казахстан в 1998 г. Наше мнение в то время было таким же, как у многих сейчас молодых НПО (у нас к этому времени было 5 лет работы, и мы, как и все в то время немногочисленные НПО, считались молодыми!): - Международники выдают деньги по знакомству, только одним и тем же, и прочее-прочее! (Было разочарование и некоторая апатия, неверие в работу международных структур, в собственные силы, иногда и здоровая злость, и т.д.). Благодаря Каунтерпарт Консорциуму прошли более 30 тренингов по разным темам. Обучились. Написали 6 заявок в разные международные структуры, и везде получили отказ. Заявку в Фонд Сорос-Казахстан написали на 5000 долларов США. Увидев нашу историю, Фонд Сорос-Казахстан принимает решение дать нам поощрительный грант на 200 долларов США. Работу мы выполнили в два раза больше и на отлично, чем несказанно удивили их. Спасибо Фонду Сорос-Казахстан! Отсюда началась наша финансовая история успехов! И цифра 7 для нас стала счастливой цифрой! На 7 попытке мы получили грант. С государственными структурами с финансовой стороны впервые начали работать в 2005 году. Раньше, то есть 12 лет, работали только на волонтерской основе, то есть бесплатно. В 2008 году за 5 месяцев мы написали 24 проекта на гранты и для участия в тендерах. Получили только три, и первый из них начал работу с 1 июня. 5 месяцев не было денег, но мы работали на волонтерской основе, писали заявки, участвовали в других проектах. По 12 проектам уже получили отказ. Остальные - на стадии рассмотрения. В среднем, наш выход 1:5. Обращаюсь ко всем молодым НПО! Получить проект - сложное дело вообще, а не только для Вас! В нашем НПО имеются успешные истории и опыт 15 лет работы, мобильные группы работающих людей по проекту, в основном, ученые и студенты. Партнеры во всех регионах страны: НПО, профсоюзы, СМИ, государственные служащие, ученые, с которыми успешно работаем по проектам уже много лет. С уважением, ко всем лидерам НПО и государственным служащим. Мы делаем одну и ту же общественно-значимую и социальную работу! Давайте объединимся и будем работать вместе на благо и процветания страны! Профессор и общественный деятель, Лайла Сейсембековна Ахметова

Теги: Казахстан

Поделиться: