Т. Кусаинов: Национальная доктрина.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Однако, наряду с блестящими потенциальными возможностями и проспектами, Республика уже сегодня сталкивается с реальными вызовами, продиктованными эпохальными изменениями планетарного уровня. Цивилизационные проекты, осуществляемые мировыми элитами (в первую очередь американскими) близятся к своему завершению. В грядущем катаклизме, первые раскаты которого мы уже слышим, мир будет перекроен и изменен. Сохранить себя и занять свое место в Новом Мировом Порядке сумеет только нация, заложившая основы победы заранее, то есть сегодня. Мы убеждены, что сейчас наше государство и наш народ, как никогда раньше, обладают всеми возможностями для выхода на качественно новый уровень самоосознания и самореализации. Однако, действовать надо немедленно.
Т. Кусаинов: Национальная доктрина.

Определение национальной идентичности и создание универсальной духовно-интеллектуальной методологии освоения мира для граждан Республики Казахстан в XXI веке.

Введение.

Мы считаем, что в сегодняшнем мире наша страна обладает уникальным шансом для реализации своего потенциала. Огромные природные ресурсы, исключительный сплав западного рационализма, восточной традиции и единобожного авраамического мировоззрения, небольшое, легко мобилизуемое население, достаточные географические территории позволяют с уверенностью утверждать, что Казахстан имеет коллоссальные перспективы для развития.

Однако, наряду с блестящими потенциальными возможностями и проспектами, Республика уже сегодня сталкивается с реальными вызовами, продиктованными эпохальными изменениями планетарного уровня. Цивилизационные проекты, осуществляемые мировыми элитами (в первую очередь американскими) близятся к своему завершению. В грядущем катаклизме, первые раскаты которого мы уже слышим, мир будет перекроен и изменен. Сохранить себя и занять свое место в Новом Мировом Порядке сумеет только нация, заложившая основы победы заранее, то есть сегодня. Мы убеждены, что сейчас наше государство и наш народ, как никогда раньше, обладают всеми возможностями для выхода на качественно новый уровень самоосознания и самореализации. Однако, действовать надо немедленно.

В мировом разделении труда Казахстану отведена третьестепенная роль поставщика сырья для развитых стран Запада, для Китая, Индии, экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Все остальные ниши заняты, будь то высокие технологии или массовое производство потребительских товаров. Место, которое занимал СССР (а вместе с ним и мы, как часть Советской Цивилизации), стремительно заполнили, с одной стороны, Запад, с другой - динамично развивающиеся "новые индустриальные" страны. Сырьевая ориентация нашей экономики делает Казахстан неавтономным и зависимым от коньюктуры мирового рынка. Участь же сырьевой страны печальна: в этом случае РК не сможет долго удерживать свою территорию, в недрах которой хранится значительная часть ресурса выживания всего человечества.

Распад СССР стал глубочайшей геополитической катастрофой, причины которой обсуждаются до сих пор. Различные школы мысли, западные и восточные, предлагали множественные объяснения причин этого события. Мы считаем, что СССР распался не столько из-за слабостей экономического, политического или военного характера, но прежде всего из-за поражения (разрушения) миропонятийного аппарата советской интеллектуальной элиты (и шире - народа) в результате неадекватности марксистско-ленинского дискурса, усиленной применением против нее "консциентального оружия" - медийных и политических технологий, поражающих сознание и разрушающих способность объективно оценивать реальность и принимать адекватные решения. Крах единого интеллектуального метода объяснения реальности, коим для нашего народа был марксизм, создало благоприятные условия для проникновения в коллективное сознание казахстанцев множества чужеродных нам духовных и интеллектуальных учений, от неолиберализма и протестанского сектанства до религиозных идеологий «ваххабизма», мистических традиций средневекового суфизма и дальневосточных трансовых практик. Такая тенденция является неприемлемой, так как последовательно ведет не только к расслоению общества по религиозному и политическому признакам (до ста тысяч казахов уже формально перешли в иные конфессии), но и создает препятствия для выработки единой духовно-интеллектуальной площадки объединения гражданской нации. В перспективе, дальнейшее бездействие и апатичность властных структур по отношению к религиозно-политической и интеллектуальной экспансии «чужих» идейных концептов может привести к полной потере потенциала народа к возрождению и развитию, то есть к исчезновению Казахстана с геополитической и культурной карты мира.

Однако, несмотря на плачевное развитие событий последних лет, в среде интеллектуальной элиты Казахстана и соседних стран, являющихся нашими собратьями по несчастью, непрерывно шли попытки мобилизации духовных и интеллектуальных сил для создания «оружия сознания» - универсальной философско-мировоззренческой методологии объяснения мировых процессов. Настоящая доктрина есть попытка раскрыть предельную сущность событий, происходящих в современном мире, создать системную картину миропорядка в индивидуальном и коллективном сознании наших соотечественников, выработать целостную систему национальной идентичности, защитить собственный национальный менталитет от разрушительного воздействия извне.

Чем является Национальная Доктрина:

  • площадкой для выработки национального мировоззрения и определения национальной идентичности;
  • интеллектуальным продуктом, который, решая предельные по сложности задачи, может быть адаптирован для любой аудитории и разъяснен всей нации;
  • "оружием сознания", способным защищать национальный менталитет от разрушительных воздействий;
  • совокупностью различных сценариев, каждый из которых призван не только описать один из вариантов будущего, но и предостеречь от таящихся в нем опасностей (создание карты угроз);
  • комплексом стратегических разработок, очерчивающих образ желанного Казахастана, каким он может и должен быть;
  • проектом реально объединяющим всех неравнодушных к судьбам Казахстана людей.
  • 1. Преамбула.

Нынешний миропорядок стремительно разрушается, человечество входит в полосу долгого и тотального кризиса. Он вызван завершением индустриальной фазы современной западной цивилизации. Эпоха господства индустриализма уходит так же, как до нее уходили античный строй и Средневековье. В такие переходные моменты наступают затяжные периоды "темных времен".

На смену индустриализму идет новый строй - когнитивная эпоха или Эра Знаний (кто-то предпочитает называть ее информационной, однако, мы с этим несогласны - существует принципиальная разница между понятиями «информация» и «знание»). Что это такое? Это устройство жизни, где ведущую роль играет не земледелие (как в древние и Средние века) и не машиностроение (как в индустриальном обществе), а "человекостроение". Главным будет способность людей развивать заложенные в них Богом огромные интеллектуальные возможности к освоению этого мира. Цивилизация, которая сумеет сконцентрировать такой человеческий капитал, сможет все: создать саморазвивающуюся инновационную экономику, организовать сложнейшие корпорации и кооперационные схемы производства, заработать значительные средства и одержать неслыханные военные победы. Резко вырастает роль интеллектуальных методологий, мировоззрения, воображения, способности придумывать и воплощать новое. Та цивилизация, которая разовьет этот высший творческий человеческий потенциал экономики будет доминировать над промышленными, сырьевыми и аграрными странами. Как? С помощью организационных технологий, синтеза традиционных иерархических и новых сетевых принципов организации взаимодействия и мощи интеллекта. Но всему этому потенциалу должна быть создана надежная основа, все это должно получить достойный базис и стартовую площадку в виде обновленной государственности, собирающей силы нации в кулак.

В 1991 году американский идеологический гуру, высокопоставленный сотрудник госдепартамента США Фрэнсис Фукуяма выдвинул тезис о "конце истории". Основная мысль его опуса, переведенного, наверно, на большинство языков мира, проста и изящна: с крахом коммунистической идеологии и "самороспуском" ее главного носителя - СССР - История как борьба мировоззрений и геополитических проектов окончательно уходит в прошлое и наступает Новая Эра - эра глобального торжества либерального миропорядка.

Лишь немногие тогда решились усомниться в истинности этих утверждений, предвидя трагические катаклизмы. Для большинства магия слов об "однополярном мире", о единственной сверхдержаве затмила способность к критическому анализу, а инерция мышления стала препятствием к тому, чтобы просчитать ситуацию хотя бы на шаг вперед.

Но после 11 сентября 2001 года, после "победы" в Ираке, обернувшейся "новым Вьетнамом", после того как "старая Европа" дерзко отказалась принять участие в иракской авантюре, впервые поставив под сомнение трансатлантическое союзничество и все увереннее заявляя о своей самостоятельности, в условиях нарастающего грохота шагов "разворачивающегося в марше" Китая, чья реальная экономика уже является крупнейшей в мире, а геополитические претензии растут не по дням, а по часам, - при ярких вспышках всех этих знаков времени становится абсолютно очевидным, что История не только не закончилась, но, напротив, вступила в острую фазу своего развития - в фазу перелома.

Суть и содержание этой фазы лаконично выразил живой классик социологии, почетный доктор более пятидесяти университетов мира, исследователь экономик и цивилизаций Иммануил Валлерстайн: «нынешний этап геополитических сдвигов, начавшийся с 2001 года, характеризуется окончательным преодолением мировой гегемонии США и вытеснением их с геополитической арены...в условиях кризиса даже слабые воздействия "второстепенных" стран могут оказать сильный эффект, вплоть до критического, решающего воздействия. Поэтому, в ближайшие два десятилетия самый большой успех будет сопутствовать тем странам, чья политика отличается наибольшей твердостью, жесткостью, упорством и последовательностью».

Подхватывая слова Иммануила Валлерстайна, мы хотели бы добавить, что успех и победа будут на стороне тех наций, которые сумеют разработать и применить свой собственный духовно-интеллектуальный метод объяснения и освоения реальности. Такой метод должен:

    • иметь в своем ядре единое духовное основание;
    • целостно описывать бытие мировых процессов;
    • предлагать адекватные решения проблем на всех уровнях;
    • учитывать успехи и неудачи альтернативных методологий.

Примером успешного применения духовно-интеллектуальной методологии на практике являются США. Америка началась как и во многом продолжает быть сугубо религиозным образованием, выработавшим в качестве своего духовного ядра динамичную и победоносную доктрину. Что представляет собой эта доктрина? Первосновой, алмазным стержнем американизма является протестантство - духовный продукт европейской Реформации, в Новом Свете получивший абсолютный шанс на самореализацию. Протестантство представляет собой набор духовных концепций, вращающихся вокруг единого центра - принципа авраамического единобожия. Ключевыми концепциями, формирующими сознание протестанта являются:

  • антиклерикализм;
  • прямое, непосредственное духовное общение с Богом, отсутствие мистерий, литургий, упрощение ритуалов;
  • самостоятельное прочтение священного текста (Библии), без монопольного посредничества церкви на толкование;
  • индивидуальное спасение через веру и труд, личная ответственность;
  • осознание своей избранности Богом, концепция мессианства, «града на холме», призванного спасти мир от хаоса и неверия.

Религия в США является духовным стержнем подавляющего большинства коренного (неиндейского) населения. В Америке формула WASP - «white anglo-saxon protestant», «белый англо-саксонец протестант» - это знак принадлежности к корневому ядру нации, к историческому проекту, к истинно американским цивилизации и культуре. Практически вся общественно-политическая жизнь в этой стране вращается вокруг христианских (протестантских) символов и идей. Например, государственная символика США буквально пропитана идеями единобожия.

  • государственный (национальный) девиз США - «In God we trust», «На Бога мы уповаем», принятый Указом Конгресса в 1956 году. До того времени девизом был «E Pluribus Unum», «Из множества - Один», также имеющий религиозное значение. Этот девиз написан на всех долларовых банкнотах.
  • Декларация Независимости США, основополагающий документ американской государственности, имеет в своем тексте следующие слова: «...согласно законам природы и ее Творца... все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами... с твердой верой в покровительство Божественного Провидения, мы даем взаимный обет жертвовать своими жизнями и своим состоянием и свято блюсти нашу честь.».
  • государственный (национальный) гимн США имеет религиозно-мессианский смысл и заканчивается куплетом: «И пока будем жить, будем благодарить Силу, что сотворила нас единым народом. Этот выбор- священен, выиграть должны мы. Наш девиз неизменен: «Лишь Богом мы живы».
  • Государственная Печать США на одной стороне имеет надпись на латыни -«AnnuitСoeptis», «Он (Бог) одобряет начатые нами дела».
  • ежедневно, во всех школах миллионы молодых американцев присягают в верности символу их страны, американскому флагу, повторяя следующие слова: «Я присягаю на верность флагу и республике, которую он воплощает, - единой и неделимой перед Богом, свободной и справедливой для всех».
  • официальная присяга Президента США происходит в религиозной обстановке: свидетелями выступают известные христианские деятели, присягающий кладет руку на Библию, заканчивает словами «Да поможет мне Бог».
  • присяга при получении гражданства Соединенных Штатов также предусматривает произнесение слов «Да поможет мне Бог».
  • за всю историю США все, кроме одного (Дж.Ф.Кеннеди), президенты были протестантами. Религиозность претендента на пост президента США выступает в глазах огромного количества избирателей (40 млн. семей-членов южно-баптистской конвенции, например) обязательным и неотъемлемым качеством достойного кандидата на высший государственный пост в стране. Джордж Буш мл., нынешний президент США, является последователем наиболее радикального течения в протестантизме, «зановорожденных христиан». Сам Буш открыто заявляет о своей религиозной принадлежности, публично отправляет религиозные обряды, регулярно посещает церковь, в официальных речах демонстративно применяет религиозную риторику.

В совокупности с философскими, научными и мировоззренческими технологиями Просвещения американское протестанство образует мощный духовно-интеллектуальный метод объяснения и освоения реальности. Применяя этот метод американцы, а точнее американская англосаксонская элита сумела построить всего за два столетия самое могущественное цивилизационное образование на планете, одержавшее сокрушительную победу над всеми внутренними и внешними врагами:

  • Французской колониальной империей;
  • Индейскими племенами;
  • Британской колониальной империей;
  • Мексикой;
  • Испанией;
  • Германским рейхом в двух мировых войнах;
  • Японской империей;
  • Континентальной Европой в целом (по итогам Второй Мировой Войны);
  • СССР (по итогам Холодной Войны).

На сегодняшний день можно выделить два системообразующих продукта американского интеллектуального метода, представляющих собой одновременно орудие (или оружие) могущества американизма в мире.

Первый продукт - геополитический принцип или геополитическая наука, впервые разработанные в Европе, но приобревшие в США законченно-совершенный вид, реализованный сегодня на практике в форме военных доктрин и ядерных авианосных групп. Понимание антропологии человека и философии истории сквозь призму противостояния морского и сухопутного типов сознания и цивилизации позволило англосаксонам углубленно и адекватно интерпретировать мировые процессы и выстроить на основе этого понимания эффективную систему взаимоотношений с внешним миром, при которой США занимают лидерские позиции. На сегодняшний день, могущество американской военной машины превосходит совокупный силовой потенциал армий всех стран мира взятых вместе. Это является прямым следствием теоретических разработок американских геополитиков вроде капитана А. Мэхена, на чьих книгах воспитывалась военная элита США. Идеологическое же обоснование доктринам Пентагона придают мыслители вроде С. Хантингтона. Первым литературным трудом этого писателя стала книга «Солдат и государтво», название которой говорит само за себя.

Второй продукт англосаксонского духовно-интеллектуального метода - финансово-спекулятивный капитал, основные институты которого, Федеральная Резервная Система и Международный Валютный Фонд, контролируются США. Отвязав деньги от золота и лишив их какого-либо твердого содержания и монополизировав глобальный печатный станок (эмиссию мировой валюты - доллара), финансовая элита в последней трети XX века нашла способ, который тщетно пытались отыскать средневековые алхимики, - делать деньги из воздуха. Потребляя 40% мировых ресурсов при 5% мирового населения, Америка расплачивается за них ничем не обеспеченными долговыми расписками. Материальное благополучие США последних десятилетий базируется на экспоненциальном росте американских долговых обязательств, которые весь остальной мир - в отсутствии твердой меры стоимости - почитает за самый надежный вид инвестиций. Немаловажно упомянуть, что присутствующее в коллективном сознании мировых масс убеждение в превосходстве американского цивилизационного проекта, подкрепленное совокупной мощью американской военной машины, выступает дополнительным механизмом легитимизации стоимости долларов в глазах потребителей «зеленых денег». Для поддержания системы в состоянии стабильности в условиях стремительно падающей нормы прибыли на капитал мировая (прежде всего, американская) финансовая олигархия, обогащающаяся на спекулятивных операциях, с каждым годом вводит в оборот все новые и новые производные финансовые инструменты - фьючерсы, опционы, варранты, свопы и др. Суммарный нарост этой "пустоты над пустотой", "пустоты в квадрате" уже исчисляется сотнями триллионов долларов, то есть на порядок больше всего мирового производства товаров и услуг. Система мировых финансов в буквальном смысле слова стала виртуальной и эфемерной. При таком раскладе дел, международные финансовые круги, ведущая роль в которых принадлежит англосаксам, сумели захватить контроль над основными секторами реальных, физических экономик национальных государств (источники ресурсов, промышленное производство). Именно стремлением к господству над реальными активами мира обусловлено создание пространства финансово-спекулятивной экономики. Контроль над реальными активами позволяет американской элите накапливать энергетический потенциал для устранения конкурентов - альтернативных англосаксонско-протестанскому проектов мироустройства.

Растущая в геометрической прогрессии перевернутая пирамида виртуальных финансов, так же как и вызываемые ее ростом глобальные экономические диспропорции, уже достигли таких масштабов, что вся система готова рухнуть в любую минуту. Крах англосаксонского либерального глобального проекта, который проводит в жизнь американская финансовая олигархия, неминуем и очень близок.

Мы далеки от моральных оценок происходящих в мире событий-результатов военно-экономической политики Соединенных Штатов. Для этого у нас просто нет времени. Что реально важно осознать, так это необходимость выработки собственного духовно-интеллектуального метода, который позволит нам, казахстанцам XXI века активно и, что более важно, эффективно использовать ситуацию в свою пользу.

Еще недавно казалось, что история усмирена, введена в культурное, облицованное гранитом русло, зарегулированое всякими блоками НАТО, международными фондами и центрами, договорами и союзами. А тут - такая неожиданность. Это в стабильную эпоху невозможно свернуть события с накатанной колеи. А в зыбкости Эпохи Перемен достаточно даже легкого толчка в нужной точке, чтобы рушились целые царства. Наступает время цивилизационных бурь, зарождается мировой тайфун. Старый мир умирает. В крови и муках нарождается новый миропорядок.

2. В предверии Нового Мирового Порядка.

Глобализация - процесс при котором происходит культурное взаимопроникновение различных миров. Важнейшими двигателями глобализации всегда выступали империи, в этом смысле миссии Александра Македонского, Древнего Рима, Византии, Халифата, Британской и Российской империй могут быть обобщены как в разной степени "глобализационные". В XIX веке начался качественно новый процесс глобализации - она пошла в глубь обществ, проявляя себя в виде "революций", "реформ", спровоцированных новейшими международными силами и тенденциями. Смысл такой "глобализации" уже не имперский, он связан с выстраиванием для государств "интернационального" стандарта.

В XX веке возникает новое явление - "глобализм", вбирающий в себя многие старые идеологии и преодолевающий их в себе. В начале 70-х гг. Римский клуб, созданный и финансируемый несколькими международными корпорациями и ставящий своей задачей прогнозирование и разработку стратегии для человечества в XXI веке, обнародовал несколько наделавших шуму исследований - "Мировая динамика" Дж. Форрестера, "Пределы роста" Д. Медоуза и др. Главный вывод исследователей был прост - Земля перенаселена, ресурсы ее стремительно истощаются, а между тем конца краю людскому размножению и стремлению завтра жить богаче, чем вчера не предвидится. По мнению теоретиков из Римского клуба, Земля просто не может обеспечить достойный уровень существования для всех на ней живущих. И продолжение жизни такого числа людей, с использованием все возрастающих ресурсов, приведет к скорой экологической катастрофе.

Концепция "глобальных проблем", провозглашенная Римским клубом, стала первым шагом на пути формирования новейшей "глобалистской" парадигмы в международных отношениях. Были провозглашены несколько рецептов урегулирования "глобальных проблем":

- промышленное производство надо сделать более "экологичным", щадящим природные ресурсы, а стало быть, несоизмеримо более трудным для освоения слабо- и даже среднеразвитыми странами;

- общий экономический рост следует приостановить, чтобы избежать катастрофы, а количество людей, хотящих есть, пить, развлекаться, кататься в автомобилях, надо сократить, разумеется, не за счет Запада, а за счет Китая, Индии, Африки и евразийских стран;

- ресурсы планеты ограничены и в значительной части невоспроизводимы, поэтому их нужно передать под контроль тем, кто сумеет ими лучше распорядиться, т. е. странам Запада;

- на смену спонтанному развитию эпохи индустриализма должно прийти "устойчивое развитие", которое осуществляется в интересах транснациональных структур и в конечном счете контролируется ими.

Современные манипулятивные мифы "глобальных проблем человечества": СПИД, терроризм (международный), "глобальное потепление", "нарушение прав человека" - представляют собой нечто вроде смысловых таранов, призванных пробить бреши в национальных государствах. Вслед за пропагандой "глобальных проблем" как важнейших забот человечества движется уже и новая - политическая - глобализация. В конечном счете, "глобализация проблем" нужна для того, чтобы обосновать необходимость глобального контроля и программирования.

Ложь об угрозе перенаселения опровергли сотни ученых. В их числе один из крупнейших в мире демографов-экономистов Колин Кларк, произведший ревизию пахотных угодий на земном шаре и пришедший к выводам, что высокотехнологичные методы ведения сельского хозяйства позволяют прокормить минимум от 35 до 100 млрд человек. Кларку вторит бывший директор Гарвардского Центра демографических исследований Роджер Ревел. По его подсчетам, сегодняшнее мировое сельское хозяйство при необходимых и вполне реальных преобразованиях могло бы обеспечить полноценным питанием (2500 калорий в день) до 40 млрд человек.

Что касается демографических "глобальных проблем", то сокращение населения или просто уничтожение "лишних людей" (в частности, путем разрушения института семьи, абортов, контрацепции и стерилизации) интенсивнее всего проводится в тех странах, ослабление которых выгодно США. В "Меморандуме национальной безопасности США" 1974 года (NSSM 200), определившем мировую политику до конца XX века, прямо указывались страны, которые надо демографически ослабить, в числе которых Индия, Бангладеш, Египет, Нигерия, Таиланд, Колумбия, Мексика, Филиппины. Активность международных организаций, связанных с идеологией ограничения рождаемости, в этих странах действительно была в эти годы необычайно высокой.

В свою очередь правозащитные международные организации строят свои сети в целях ужесточения политического контроля и "одергивания" непослушных политиков, отслеживания настроений, противоречащих транснациональной сверхидеологии. Защита прав отдельного человека тесно связана с попиранием международного права. Упадок концепции "суверенитета" как основы вестфальского мироустройства шел через концепции сначала "ограниченного суверенитета", затем "эффективного суверенитета" к новейшей философии полной десуверенизации национального государства как принципа. В 2000 г. незадолго до своей смерти американский сенатор Алан Крэнстон написал книгу под символичным названием "Революция в концепции суверенитета". В книге говорилось, что человечество может выжить в XXI веке, только если пересмотрит концепцию суверенитета и признает приоритет индивидуума и верховенство транснациональных организаций и транснационального законодательства. Необходимо, писал сенатор, заложить в основу понимания гражданства еще один слой - "граждан мира". Идея глобального гражданства должна заменить идею национального гражданства, а вместо присущего национальному гражданству патриотизма с его преданностью своему Отечеству должна быть внедрена идея "планетарного патриотизма и преданности человечеству".

В странах прежнего так называемого "третьего мира" постепенно осознают коварство идеологии "глобальных проблем", цель которой - стабилизировать и зафиксировать международный дисбаланс, выгодный нынешним развитым державам. Становится понятно, что многие страны не получают никакой выгоды от участия в мировом рынке и процессе глобализации в ее нынешних параметрах. Осознается опасность отхода от традиционной иерархической формы организации общества и жизни человека. Осознается угроза утраты культурной идентичности, кризиса и упадка традиционных ценностей в условиях торжества "глобализма". Культурная база "глобализма" чрезвычайно слаба - столкнувшись с духовной мощью восточных цивилизаций, она разбивается о них. Сегодня, когда и материальная мощь Востока, в первую очередь Китая, уже превосходит западную, сложение двух этих факторов - духовной культуры и физического, технического, социально-экономического могущества - делает перспективы "глобалистской манипуляции" все менее оптимистическими. Отсюда - силовое решение «афганской», «иракской», а в будущем «иранской» проблем. Не следует исключать и перспективу тотальной войны против Китая. Некоторые эксперты прогнозируют начало военного (термоядерного) удара по этой стране на третье десятилетие XXI века. Массовый, апокалиптический исход сотен миллионов китайских беженцев в северо-западном и западном направлении (Россия, Средняя и Центральная Азия, Восточная Европа) просто сметет и без того слабые государства этого региона, разрушит их экономики, создаст предлог для западных армий взять под контроль ядерные арсеналы России и источники минерального сырья Сибири и Казахстана.

Перед Казахстаном в XXI веке встает задача выработки новой сетевой политики, поскольку для эффективного достижения дипломатических и военно-политических целей необходимо научиться работать не с традиционной замкнутой иерархией государственного управления, а с сетевой структурой, построенной на специфических духовных представлениях и убеждениях. То есть, иными словами, мы должны научиться влиять на сеть, воздействуя на духовное пространство, которое является главным фундаментом сети, т. е. вести борьбу на высшем уровне глобализации - духовном театре глобальной "холодной войны".

Перед казахской "смыслократией" стоит задача научиться управлять глобалистской манипуляцией, использовать ее в интересах страны, опровергать ее мифы и разоблачать их, тем самым создавая на основе негативной критики "глобализма" не столько общественную, сколько межгосударственную, сверхнациональную альтернативу "новому мировому порядку". При этом важно не столько отрицать пороки глобального мироустройства, сколько убедить всех, что правильно то, за что мы выступаем.

Одним из способов создания новейшего стандарта сверхнациональной глобализации, противостоящего иным, агрессивным видам "глобализма", является внедрение в условиях нарастающей многополярности новой концепции качества жизни, нового духовно-социального идеала, учитывающего многосторонний характер благополучия и счастья человека.

Разработанный в рамках Программы развития ООН "Индекс развития человеческого потенциала", принятый в качестве критерия оценки эффективности социально-экономических программ, является неудовлетворительным для определения стандарта многополярной глобализации. Он представляет собой среднее взвешенное значение четырех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня грамотности взрослого населения, совокупного валового коэффициента поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения и реального ВВП на душу населения.

Исследования независимых ученых в 39 государствах мира показали, что по уровню самоубийств, росту упадочных настроений и чувства безысходности впереди оказываются страны с высоким "индексом развития". Прямые связи обнаружены также с убийствами, изнасилованиями, разводами, не говоря уже о демографическом упадке.

Мы предлагаем ввести другой индикатор благополучия общества, который учитывал бы фактор "внутреннего состояния" человека. "Счастье у всех народов всегда ставилось выше богатства, - пишет профессор Гундаров. - Однако понятием "счастье" обычно обозначают сугубо индивидуальные ощущения. Поэтому для общества предлагается использовать эквивалентное понятие "качества жизни". (...) Когда в бытность СССР эскимосов переселили из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился. Однако они стали вымирать от тоски. Поэтому именно качество жизни в силу его первостепенной значимости должно стать главным показателем прогресса цивилизации".

К составляющим индикатора "качества жизни" относятся:

- здоровье человека, его трудоспособность и долголетие;

- способность и желание иметь детей и продолжать род, оцениваемые по уровню естественного воспроизводства населения;

- радость жизни, удовлетворенность индивидуальными условиями бытия и положением дел в государстве, определяемые с помощью социологических опросов;

- уровень нравственных аномалий в данном обществе: убийств, грабежей, разводов, брошенных детей.

К четырем названным факторам можно добавить еще один: сознание чести и достоинства - как своих лично, так и своей страны, удовлетворение положением своей нации и культуры (включая, для верующих, и религиозную веру), сознание торжествующей справедливости в обществе и в мире.

На основе такого всеобъемлющего индекса можно было бы предложить свой - казахский или казахстанский - стандарт для сверхнациональной коалиции народов в многополярном мире.

Национальная доктрина претендует на реформацию таких направлений общественно-политического бытия как:

  • 1. Духовно-политическая:
  • религиозная, конфессиональная, вероисповедная политика, ориентированная на установление гармонии между традиционными вероисповеданиями;
  • развитие и подъем духовного, единобожного самосознания граждан в целом и молодежи в частности;
  • привязка духовных принципов единобожия к патриотизму;
  • символы собирания нации;
  • идеология сверх- или наднационализма.
  1. Образовательная:
  • консервативный поворот в педагогике;
  • новая систематизация школьных знаний и предметное содержание образования;
  • общеобразовательная школа;
  • альтернативное раздельное обучение;
  • элитарная школа;
  • профессиональное обучение;
  • высшее образование;
  • развитие образовательного статуса казахского языка;
  • сохранение русского языка как инструмента познания русско-европейской культуры и цивилизации;
  • развитие программ обучения других европейским языкам (английского, французского, немецкого и пр.) как инструмента познания западно-европейской культуры и цивилизации;
  • развитие программ обучения восточным языкам (арабского, китайского, персидского и пр.) как инструментов познания восточных культур и цивилизаций;
  1. Информационная:
  • принципиальная политика в области масс-медиа;
  • три миссии СМИ (прямая информационная, политико-идеологическая, образовательно-просветительская);
  • три вида СМИ (государственные, общественные, частные);
  • радио- и интернет вещание;
  • реклама и «индустрия развлечений».
  1. Культурная:
  • достоинство казахской (казахстанской) культуры, гордость от осознания принадлежности к ней;
  • иерархия видов искусства.
  1. Геополитическая:
  • основные черты сложившейся мировой ситуации;
  • контуры будущей Евразии;
  • Казахстан - лидер исламского и тюркского миров;
  1. Национальная безопасность:
  • общие принципы национальной безопасности;
  • карты национальных угроз;
  • ключевые задачи национальной безопасности;
  • реорганизация институтов национальной безопасности.
  1. Национальная военная доктрина:
  • обеспечить право народа на жизнь;
  • особенности современной войны;
  • угрозы и объекты нападения (защиты);
  • понятие агрессии;
  • вероятные противники;
  • общие наброски устройств новых казахстанских ВС;
  • военная промышленность;
  • новая оборонная политика.
  1. Экономическая.
  2. Научная.
  3. Правовая.
  4. Государственная.

Председатель

Общественного объединения

«Ізгі амал»

GEO.KZ

Кусаинов Т.

Теги: Казахстан

Поделиться: