Е. Наумова. Финляндия: рубль наступает

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Недавно стало известно о планах крупных торговых сетей Финляндии разрешить принимать к оплате российские рубли. Прежде всего, речь идет о Восточной Финляндии, совершать расчеты в российской валюте планируется с декабря текущего года, однако окончательного решения пока не принято. В любом случае вопрос не лежит в политической плоскости, являясь бизнес-инициативой крупнейших ритейлеров Финляндии, расплатиться рублем можно будет лишь в сетях-участниках проекта. Инициатором "рублевого" проекта является "Стокаманн" - главный игрок на финском рынке, чья сеть и бренды наиболее полно представлены в России. Таким образом рубль будет приниматься к оплате наряду с евро, хотя и не повсеместно.
Е. Наумова. Финляндия: рубль наступает

Недавностало известно о планах крупных торговых сетей Финляндии разрешить принимать коплате российские рубли. Прежде всего, речь идет о Восточной Финляндии,совершать расчеты в российской валюте планируется с декабря текущегогода, однако окончательного решения пока не принято. В любом случае вопрос нележит в политической плоскости, являясь бизнес-инициативой крупнейшихритейлеров Финляндии, расплатиться рублем можно будет лишь в сетях-участникахпроекта. Инициатором "рублевого" проекта является "Стокаманн"- главный игрок на финском рынке, чья сеть и бренды наиболее полно представленыв России. Таким образом рубль будет приниматься к оплате наряду с евро, хотя ине повсеместно. Финляндия может стать первой страной ЕС, где рубль получитстатус платежного средства, пусть лишь как бизнес- проект.
Решение, кажущееся поворотным для статуса российской валюты, является логичными даже ожидаемым для многих аналитиков. Во-первых, подобная практика вовсе неявляется для Финляндии чем-то необычным - в приграничных со Швецией районах(Аландские острова) принимается к оплате крона. Во-вторых, экономическаяконъюнктура делает данный шаг логичным, а сам он демонстрирует прагматичныйподход финского бизнеса к партнерству с Россией. На фоне рецессии и европейскогодолгового кризиса, доходы крупнейших финских сетей во многом стали определятьсяспросом на российском рынке и потребительской активностью россиян, причем нетолько в самой России, но и на территории Финляндии.
Обороты финского гиганта Стокманн в прошедшем году выросли на 10.1%, превысив 2млрд евро, рост был достигнут прежде всего за счет открытия нового торговогокомплекса в Петербурге и деятельности магазинов сети в Екатеринбурге и Москве.Строительство новых площадей в России увеличило издержки, снизив операционнуюприбыль ритейлера в 2011 году, однако такая инвестиция в будущее казаласьСтокманн оправданной, поскольку повысить доходность за счет европейского рынкав ближайшее время не представляется возможным. По дынным сети на сентябрь 2012года российский рынок продолжил демонстрировать лучшие показатели:обороты выросли на 6.9%, а по отдельным сегментам на 12.4%, таким образом,операционные доходы сети с января по сентябрь текущего года выросли почти на20% в сравнении с предыдущим. Несмотря на положительную динамику, компанияможет не достичь запланированных показателей роста, виной тому будет ухудшениеситуации на европейском рынке, что показывает верность выбранной стратегииосвоения рынков России и Украины, также демонстрирующей уверенный рост. Финскиеаналитики придерживаются мнения, что данная тенденция сохранится при учетевысокой цены на нефть. В самой Финляндии доходы ритейлеров также растут, причемв столичных городах и административных центрах восточной и юго-восточнойФинляндии значительная часть продаж приходится на долю туристов.
По данным Совета по туризму Финляндии доля россиян среди прочих иностранцев,посещающих Финляндию, - 45%, что составляет 3.3 млн человек (население самойФинляндии около 5,5 млн. ) Причем большая часть наших соотечественниковприбывает в Финляндию наземным транспортом, что говорит о приграничномхарактере российского туризма, и, как следствие, частых поездках в страну.Главное направление среди россиян: столица, восток и юго-восток страны. Почти30% российских туристов бывают в Финляндии несколько раз в месяц. А 70% из нихограничивается однодневными визитами: за покупками и провести выходные.Россияне оставляют в Финляндии больше всего денежных средств, в основном засчет шопинга, тогда как расходы пребывающих из стран ЕС или Азии большей частьюприходятся на рестораны, кафе и отели. В прошлом году на покупателях из РоссииФинляндия заработала около 858,5 млн евро. Большая часть этой суммы приходитсяна долю крупных торговых сетей. Причем, каждый год этот показатель растет.
В свете этих фактов решение финских ритейлеров выглядит обоснованным, посколькупозволит покупателям из России не зависеть от количества обмененных евро,позволив привыкшим к кэшу россиянам тратить больше запланированного бюджета,однако немаловажную роль сыграет обменный курс, установленный магазином. Великшанс, что стремление обезопасить себя от колебаний российской валюты, зависящейот цены на нефть, может привести к тому, что "рублевая" инициативаостанется незамеченной из-за невыгодного внутреннего курса торговых сетей.
Финские потребители восприняли намерение ритейлеров насторожено, что связано сопасением резкого увеличения и без того плотного туристического потока вприграничных областях. Уже сегодня на границе скапливаются многокилометровыеочереди из машин, а возможности пропускных пунктов не соответствуют объему ихработы. Инфраструктура небольших приграничных городов, куда устремляютсяроссийские покупатели также не справляется с их количеством, что создаеттрудности для местного населения и приезжающих туристов. Меры по модернизации,предпринимаемые финской и российской стороной не успевают за ростомтуристической активности, оказываясь недостаточными.
Политическое измерение этой проблемы - растущая популярность правых партий. Напрошедших выборах в Сейм сенсацией стало третье место "Итиныхфиннов", одним из предвыборных обещаний которых было ограничитьтуристический поток из России и запретить россиянам покупку недвижимости.Ключевыми регионами, обеспечившими партии успех на парламентских выборах, сталирегионы востока и юго-востока страны. Впрочем, стоит заметить, что главнымпунктом программы "Perussuomalaiset" стало требование пересмотраотношений с ЕС и миграционной политики в целом.
В данном контексте решение Стокманн и прочих игроков сегмента ритейла можетповлиять на расстановку политических сил и дальнейший рост популярности"Истиных финнов", в приграничных с Россией областях, в связи с чемлучшим вариантом для коалиционного правительства является оставить"рублевый" вопрос в плоскости бизнеса, не позволив ему перейти вполитическую плоскость. История российско-финских отношений показывает умениефинской стороны соблюдать баланс между коммерческой выгодой и политикой, всегдаследуя национальным интересам. Удастся ли на этот раз - покажет время.

http://about-fi.ru/

Поделиться: