В Казахстане евразийские инициативы воспринимаются сдержаннее...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Казахстане все наоборот. Инициатива отдельных чиновников или создание евразийских НПО пока что дело малореальное. Все контролируется гораздо более жестко. Почему? Да потому что есть опасения, что через создание политических надстроек Россия сможет навязать свою политику и ограничить независимость Казахстана.
В Казахстане евразийские инициативы воспринимаются сдержаннее...

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ИАЦ - ЮЛИЕЙ ЯКУШЕВОЙ

______________________________________________________________________________

ИАЦ МГУ : С чем, по-вашему,связано желание казахстанских политиков и экспертов обменяться мнениями сосвоими российскими коллегами?

Юлия Якушева: Прежде всего, потому,что интеграционная составляющая не может ограничиваться только бюрократическойработой, как, например, деятельностью Евразийской Экономической Комиссии.Неизбежно в повестку дня входят и вопросы идеологии, и проблемы политических надстроекнад проектом Экономического Союза, и гуманитарные миссии.

Создается впечатление, чтовозникли определеннее разночтения в Москве и Астане, касающиеся динамикиинтеграционного проекта. Кремль в каких-то вопросах искренне полагает, чтоАстана «притормаживает», а в Ак Орде также искренне убеждены, что некоторые«обиды» со стороны Москвы ничем не обоснованны. Есть документ, определяющийформат действий в рамках ЕЭП, и пока что Казахстан действует строго в рамкахуже достигнутых договоренностей.

ИАЦ МГУ : Почему, в таком случае,возникли эти противоречия?

Юлия Якушева: Потому что это процессне только экономический, но и политический. И логика политиков очень часторасходится с точкой зрения управленцев-хозяйственников.Почему, например, сталивозникать многочисленные евразийские партии или евразийские молодежныедвижения?

С одной стороны, это,действительно, отражение общественной поддержки проекта. С другой, совершенноеочевидное желание встроиться в более выгодную карьерную и аппаратную нишу. Этоесли смотреть на ситуацию через призму российских реалий.

В Казахстане все наоборот.Инициатива отдельных чиновников или создание евразийских НПО пока что деломалореальное. Все контролируется гораздо более жестко. Почему? Да потому чтоесть опасения, что через создание политических надстроек Россия сможет навязатьсвою политику и ограничить независимость Казахстана.

Я сейчас не обсуждаю, мнимыеэто страхи или реальные – не в этом дело. Проблема, скорее, в том, чтоизначально не была составлена развернутая дорожная карта, которая бывключала в себя не только блокэкономических вопросов, но и дополнялась бы гуманитарным, идеологическим содержанием.

Потому что чем дальше мы будем строитьэкономический союз, чем отчетливее станет ясно, что без общих ценностей,мотививации, социокультурных ориентиров нам будет нелегко удерживатьевразийское пространство в равновесии. Я подчеркиваю, что это моя точка зрения.И на встрече с господином Ертысбаевым я постараюсь ее максимально четкообосновать.

ИАЦ МГУ : То есть иными словамивы считаете, что только лишь договоренности по экономическому блоку не способныобеспечить успех проекта? Как же тогда с прагматическими основами евразийскойинтеграции?

Юлия Якушева: На первом этапе мы,безусловно, должны отталкиваться от экономической составляющей. Но рано илипоздно возникает ситуация, когда спектр проблем будет значительно расширен.Вот, например, возможное вхождение Кыргызстана в Таможенный Союз.

Этапроблема, изначально связана сэкономикой, но неизбежно из нее будут вырастать и вопросы социальногохарактера, и разного рода психологические аспекты, ну, например, как убедитьпростых граждан Кыргызстана в том, что на первом этапе вхождения в Таможенныйсоюз им придется перетерпеть неизбежные издержки, для кого-то даже угрозуразорения и без того не самого большого бизнеса.

Какие мотивации для этих людеймогут считаться значимыми7 А ведь в Казахстане столкнулись с точно такими жепроблемами в ряде секторов малого и среднего бизнеса. И голым экономическимпрагматизмом этих людей, вряд ли, удастся убедить.

Значит, все-таки идеология,ценности более высокого уровня и более откровенный разговор на тему, зачем намвсе это нужно. Именно с этих позиций приезд Ермухамета Ертысбаева мне кажетсяочень важным событием в развитии экспертного диалога. Давайте, наконец, открытоскажем друг другу, в чем именно состоят наши опасения по поводу интеграционныхперспектив и посмотрим, как именно можно эти сложности преодолеть, подчеркиваюна взаимовыгодной основе.

Поделиться: