Махмуд Чехраганлы: чужой среди своих

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Лидер национально-освободительного движения Южного Азербайджана Махмуд Чехраганлы в очередной раз попытался въехать в Турцию, но получил от турецких властей “от ворот поворот”. Гражданин США Махмуд Чехраганлы и его сын были без объяснения причин депортированы прямо из аэропорта Анкары. Как напоминает азербайджанское агентство “Туран”, Махмуд Чехраганлы впервые за последние шесть лет отправился в Турцию. Туда он был приглашен в качестве почетного гостя на съезд оппозиционной партии «Национального действия», который состоялся в воскресенье. Махмуд Чехраганлы - фигура довольно противоречивая. В свое время он был деканом в Тебризском университете, а также представителем Меджлиса ИРИ от Тебриза. И если на заре своей активной политической деятельности он ратовал лишь за федерализацию и демократизацию Ирана, то после его ареста и миграции в США его позиция стала радикальней. В своих интервью он отмечает неизбежность воссоединения Южного и Северного Азербайджана, и необходимость борьбы за независимость иранских азербайджанцев.
Махмуд Чехраганлы: чужой среди своих


Автор: Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «Вестника Кавказа»
Лидер национально-освободительного движения Южного Азербайджана Махмуд Чехраганлы в очередной раз попытался въехать в Турцию, но получил от турецких властей “от ворот поворот”. Гражданин США Махмуд Чехраганлы и его сын были без объяснения причин депортированы прямо из аэропорта Анкары. Как напоминает азербайджанское агентство “Туран”, Махмуд Чехраганлы впервые за последние шесть лет отправился в Турцию. Туда он был приглашен в качестве почетного гостя на съезд оппозиционной партии «Национального действия», который состоялся в воскресенье. Махмуд Чехраганлы - фигура довольно противоречивая. В свое время он был деканомв Тебризском университете, а также представителем Меджлиса ИРИ от Тебриза. И если на заре своей активной политической деятельности он ратовал лишь за федерализацию и демократизацию Ирана, то после его ареста и миграции в США его позиция стала радикальней. В своих интервью он отмечает неизбежность воссоединения Южного и Северного Азербайджана, инеобходимость борьбы за независимость иранских азербайджанцев.

Возможно, такая радикальная позиция пришлась бы по нраву экс-президенту Азербайджана, покойному Абульфазу Эльчибею, открыто проповедовавшего идею о “едином Азербайджане со столицей в Тебризе”. Но нынешнее руководство Азербайджана, проводящее прагматичный курс в отношении своихсоседей, дистанцируется от вмешательства во внутренние дела Ирана - во всяком случае, открытого. К тому же, и в дружественной Азербайджану Турции у власти теперь не националисты, подпитывавшие идею тюркского единства от Кавказа до Центральной Азии, а взращенные на идеях неоосманизма умеренные исламисты, чья запутанная внешнеполитическая концепция и ее довольно странная реализация запутала уже не одного аналитика.

Отметим, что с 2006 года Махмуд Чехраганлы не может въехать ни в Азербайджан, ни в Турцию, несмотря на предпринимаемые усилия. На прошлойнеделе он пытался получить визу в посольстве Турции в Вашингтоне на основе полученного приглашения, однако вновь получил отказ. Легализоватьприезд Чехраганлы в Турцию пытались и лидеры пригласившей его партии в Анкаре, передает азербайджанское агентство Haqqin.

“Мне сказали, если у меня имеется американский паспорт, то я смогу получить визу в аэропорту Анкары, никаких проблем не будет”,- сказал Чехраганлы. Более того, он ожидал, что в аэропорту Анкары его будет встречать множество людей с флагами Азербайджана и портретами МамедэминаРасулзаде и Абульфаза Эльчибея.

Но, как оказалось, не судьба. Турецкие власти, открыто выступающие против иранских интересов в регионе в таком важном вопросе как Сирия, все же не стали идти на такой провокационный шаг в отношении Тегерана как чествование в стране лидера движения за независимость иранского Азербайджана - пусть даже в качестве гостя на съезде оппозиционной партии.

Примечательно, что опального южноазербайджанского активиста не пускают ив Азербайджанскую Республику. Так, еще шесть лет назад, в 2006 году после депортации из Стамбула Чехранаглы прилетел в Баку. Однако прямо избакинского аэропорта его отправили обратно в США.

Тогда председатель Госкомитета по работе с азербайджанцами, живущими за рубежом, Назим Ибрагимов прокомментировал агентству Day.az этот инцидент. По его мнению, деятельность Чехраганлы представляет опасность для его жизни. Глава Госкомитета также не исключил возможность того, что“некоторые вражеские силы могли предпринять какие-либо действия в отношении Чехраганлы”. При этом он отказался назвать их. “Это понимает любой разумный человек. Нахождение его здесь – это лить воду на мельницусвоих же врагов. Мы не можем допустить это”, - заявил тогда Ибрагимов. При этом он подчеркнул, что “Азербайджан не вмешивается в дела дружественного Ирана. Да, в Иране есть люди, занимающиеся освободительным движением, но мы в их работу не вмешиваемся”, - заключилон.

Однако глава пресс-службы Движения пробуждения Южного Ирана в Баку Агры Гарадаглы заявил Day.az о том, что Чехраганлы был насильно сопровожден ваэропорт им.Гейдара Алиева вечером 10 июня вооруженными лицами. По его словам, это было мотивировано соображениями безопасности. Гарадаглы охарактеризовал тогда случившееся как «позорный предательский акт властей Азербайджана».

Понять гнев Гарадаглы хоть и можно, однако и мотив действий официальногоБаку также был ясен - небольшое южнокавказское государство не могло позволить себе перейти определенную черту в отношениях с непредсказуемым70-миллионным южным соседом. Эта черта определяется, между прочим, не впоследнюю очередь главной союзницей Азербайджана Турцией, которая не ввязывается в игры с движением иранских азербайджанцев за независимость -слишком сомнительны политические дивиденды и высоки риски.

Сейчас мы наблюдаем повторение событий шестилетней давности. И свою позицию Анкара, а соответственно и Баку, судя по всему, не изменили. Разница состоит лишь в том, что Чехраганлы пока еще не попытал счастья вбакинском аэропорту, хотя, по его собственному признанию, он планирует вскором времени попытаться приехать в Азербайджан. Осмелимся предположить, что дальше аэропорта им. Гейдара Алиева активисту за независимость иранских азербайджанцев пройти не удастся. С 2006 года региональное влияние Ирана лишь возросло. К тому же, вряд ли в Азербайджане захотят испытывать на прочность только вернувшиеся в нормальное русло после затяжного кризиса отношения с Тегераном.

Косвенно подтверждает это и жесткая реакция официального Баку на инициативу американского конгрессмена Рорабахера, готовящего резолюцию онеобходимости помощи движению южных азербайджанцев за независимость. Высокопоставленные члены правящей партии Азербайджана, включая вице-спикера парламента Зияфета Аскерова, назвали инициативу Рорабахера “вредной”, поскольку США преследуют исключительно свои интересы, инструментализируя для этого вопрос Южного Азербайджана. Трезвую оценку ситуации с готовящейся в кулуарах американского Конгресса резолюции по Южному Азербайджану высказал в интервью агентству 1news профессор форумапо международной безопасности при Академии ведущих кадров Бундесвера (Германия) Йоханнес Рау: «Американцы просто “забрасывают удочку”, чтобы давить и на Иран, и Азербайджан. Это была попытка давить, и ничего более. Американцев, на самом деле, совсем не интересуют права многомиллионного азербайджанского населения Ирана. Им важно найти лишниеповоды для давления. Кроме того, предложение Рорабахера – идея не новая, она выдвигалась еще Иосифом Сталиным и в 1946 году едва не была реализована – на севере Ирана уже создавалось свое правительство, создавалась своя армия, туда было введены войска. Так что американцы просто “украли” эту идею”».

Судя по всему, аналогичного мнения придерживаются и в политическом истеблишменте Азербайджана. Поэтому едва ли в таких условиях можно ожидать позитивной реакции Баку на возможный визит Чехраганлы.

Поделиться: