Ислам. Ответы на актуальные вопросы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В своде хадисов Сахих Бухари и в других сводах хадисов передаются сахих хадисы, в которых Посланник Аллаха (с.а.в.) предупреждал о том, что «часть «изара» (одежда наподобие брюк), которая ниже щиколоток, будет (гореть) в аду». Некоторые мусульмане понимают этот хадис в буквальном смысле и считают грехом носить брюки ниже щиколоток, поэтому носят укороченные брюки. Как следует понимать этот хадис?
Ислам. Ответы на актуальные вопросы


|


–В своде хадисов Сахих Бухари и в других сводах хадисов передаются сахиххадисы, в которых Посланник Аллаха (с.а.в.) предупреждал о том, что «часть «изара» (одежда наподобие брюк), которая ниже щиколоток, будет (гореть) в аду». Некоторые мусульмане понимают этот хадис в буквальном смысле и считают грехом носить брюки ниже щиколоток, поэтому носят укороченные брюки. Как следует понимать этот хадис?

– Какой хадис Пророка (с.а.в.) мы не брали бы, прежде всего мы должны обращать внимание не на прямой смысл хадиса, а на то, с какой целью этотхадис был сказан. Довольно часто для того, чтобы понять смысл одного хадиса, бывает необходимым анализировать и другие хадисы, касающиеся этого вопроса.

При рассмотрении приведенного в вопросе хадиса Посланника Аллаха (с.а.в.), гласящего, что часть «изара» (одежда наподобие брюк) ниже щиколоток будет гореть в «аду», возникают уместные вопросы: «Почему Посланник Аллаха (с.а.в.) предупредил о наказании в аду человека, опускающего подол своей одежды на несколько сантиметров ниже? Почему по причине такого незначительного действия должно следовать такое большое наказание? Или все-таки человека влечет к такому суровому наказанию не просто ношение длинной одежды, а что-то более существенное и фундаментальное, которое, проявляясь в подобном одевании, и ведет человека к грехопадению и соответственно делает его достойным наказания ваду?».

Для того чтобы дать ответ на эти вопросы, мы должны проанализировать и другие хадисы Посланника Аллаха (с.а.в.), касающиеся этой темы.

Хадис, переданный Абдуллаһ ибн Омаром: «Однажды Пророк (с.а.в.) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из-за высокомерия!» Услышав это, Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!» На это Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!».

Из ответа, данного Пророком (с.а.в.) Абу Бакру (р.а.), следует, что запрет на ношение одежды ниже щиколоток не является общим запретом, а запретным является подобное ношение одеж­ды с чуством высокомерия, c кичливоcтью. Так как во времена Пророка (с.а.в.), согласно арабской традиции, одеж­да, надеваемая ниже пояса, например брюки, были короткие ине достигали щиколоток, те, кто одевал одежду, опускавшуюся ниже щиколоток и волочившуюся по земле, были людьми высокомерными, считавшимисебя выше других. Поэтому Пророк (с.а.в.) запретил носить одежду ниже щиколоток. То есть запрет был наложен не на одежду, спускающуюся ниже щиколоток, а на греховное намерение, с которым такую одежду носят, т. е.на ношение с высокомерием.

Некоторые придерживаются того мнения, что Посланник Аллаха (с.а.в.) разрешил носить одежду ниже щиколоток только Абу Бакру (р.а.), а к остальным это не относится. Однако это мнение вообще необоснованно и неуместно. Так как Посланник Аллаха (с.а.в.), обращаясь к Абу Бакру (р.а.), не сказал: «Это разрешено только тебе». Наоборот, Посланник Аллаха (с.а.в.) сказав: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия», дал знать, что запрет, наложенный в хадисе, не относится ктем, кто, подобно Абу Бакру (р.а.), надевает одежду, спускающуюся ниже щиколоток, без чувства высокомерия и кичливости. Т. е. мусульманин, надевающий одежду, спускающуюся ниже щиколоток, без какого-либо чувства надменности и высокомерия, должен рассматриваться вне рамок запрета гласящего, что «часть «изара» ниже щиколоток будет в аду».

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.), говорится, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Всевышнийне посмотрит в Судный День (не проявит Свою милость) на того, кто высокомерно опускает «изар» (верхняя одежда наподобие брюк) до такой степени, что она волочится по земле».

Из этого хадиса ясно видно, что грехом является не ношение одежды ниже щиколоток, а ношение с высокомерием.

Воистину, высокомерие – очень опасная болезнь души, ведущая человека к аду. Т. е. из-за этого пагубного качества человек становится достойным наказания в аду. Об этом Пророк сказал (с.а.в.):

«Тот, у кого в сердце имеется хоть частичка гордыни, не попадет в рай». Посланника Аллаха (с.а.в.) спросили: «А тот, кто любит носить красивую одежду и обувь (является ли это тоже гордыней?)». Пророк (с.а.в.) ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное. А гордыня – это отрицание истины и презрение других людей».

Основной критерий для одежды Пророк (с.а.в.) объясняет в другом хадисе: «Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте подаяние («садака»), избегая расточительства (исрафа) и высокомерия». Этот хадис приводится у Имама Бухари.

Один из ученых среди сахабов Ибн Масуд так пояснил этот хадис: «Ешьте,пейте, одевайте все, что пожелаете. Только не делайте двух вещей: не впадайте в расточительство (исраф) и не впадайте в высокомерие». Каквидно из сказанного, основные два запрета относительно одежды для мусульман это: во-первых, запрет расточительства (исрафа) и, во-вторых, запрет высокомерия. Если эти два условия будут соблюдены, то мусульманинможет одевать что угодно, конечно же, в соответствии с нормами шариата относительно прикрытия «аурата» (соответственно отдельные нормы для женщин и мужчин).

Передается от Абу Зарра (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Стремя не заговорит Аллах в День воскрешения (не выкажет Своего милосердия), и им уготовано мучительное наказание! Первый – это тот, ктопопрекает своими благодеяниями людей, второй – сбывающий свой товар с помощью ложных клятв, третий – тот, кто носит длинный изар, опускающий края одежды до земли!»

Хадисы, в которых говорится: «поднимите подол изара, опускающийся до земли, носить длинный изар – от высокомерия», или «Аллах не любит тех, кто отпускает подол изара до земли и тех, кто волочит подол одежды по земле» и другие сахих хадисы, в которых Пророк (с.а.в.) возбраняет ношение длинной одежды, волочащейся по земле, следует понимать в соответствии с эпохой, в которой жил Посланник Аллаха (с.а.в.), т. е. следует понимать в контексте того времени.

Как было сказано выше, во времена Пророка (с.а.в.), соглас­но арабской традиции, одежда, надеваемая ниже пояса, например брюки, была короткая ине достигала щиколоток, а те, кто надевал одежду, которая опускалась ниже щиколоток и волочилась по земле, были людьми весьма горделивыми, высокомерными, считавшими себя выше других. Учитывая это обстоятельство,Посланник Аллаха (с.а.в.), не поясняя и не конкретизируя, что «именно из-за высокомерия надевающие длинную одежду будут наказаны в аду», в некоторых хадисах обобщенно сказал, что «надевающие длинную одежду будутнаказаны аду». На сегодня в арабских странах традиции сильно изменились, и эта традиция – высокомерно, кичливо носить одежду с низкимподолом – также канула в Лету.

Ну а в нашем обществе этой пагубной традиции испокон веков и в помине небыло. Сегодня никому и в голову не придет подумать о человеке, который носит брюки, опускающиеся до щиколоток, что он это делает от высокомерия, и, соответственно, никто не будет проявлять своего высокомерия, выставляя напоказ свои брюки, опускающиеся до щиколоток. Наоборот, сегодня могут посчитать за высокомерного того человека, который носит завернутые брюки в виде шорт и ступает с важностью. Об этом говорится в книге Абдур-Раззака «Мусаннаф» и книге Байхаки «Шугабуль-иман», в которых передаются следующие слова Айюба (р.а.): «В прошлом считалось предметом гордости носить длинную одежду. А сегодня предметом гордости стало носить укороченную одежду».

Следовательно, мы должны не забывать о том, что традиции и привычки могут изменяться от народа к народу, от общества к обществу и от периодак периоду.

Если бы ношение длинной одежды, спадающей ниже щиколоток, вело бы к наказанию в аду, то Пророк (с.а.в.) запретил бы делать это своему самомублизкому другу Абу Бакру (р.а.).

А уровень приведенного ниже хадиса, в котором говорится, что «намаз, совершенный будучи одетым в «изар со спадающим подолом», не будет принят», является «слабым» (даиф) хадисом.

Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) передал: «Как-то раз, когда один человек, слишком низко опустивший края своего «изара», совершал намаз, Посланник Аллаха (с.а.в.) велел ему: «Ступай и соверши омовение!» И он пошел и совершил омовение, а потом вернулся обратно. Но Пророк (с.а.в.) снова велел ему: «Ступай и соверши омовение!» Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха, почему вы приказали ему совершить омовение, но ничего другого не сказали?» Пророк (с.а.в.) сказал: «Поистине, он молился, опустив края своего «изара», а Аллах не принимает молитву опускающего подол своей одежды, кто волочит края своей одежды по земле!»

Мы должны учитывать, что этот хадис является «слабым» как в отношении содержания, так и в отношении передатчиков. «Слабость» в отношении содержания хадиса видна в том, что если намаз не принимался бы по причине длины «изара», то Пророк (с.а.в.) не стал бы тянуть время, приказывая ему два раза совершить омовение, а сразу же сделал бы замечание насчет длины «изара».

«Слабость» в отношении передатчиков заключается в том, что Имам Шавкани указывал на то, что среди передатчиков этого хадиса есть человек по имени Абу Джафар, который никому не известен. Слабость данного хадиса отметили многие ученые. Даже Альбани, считавший ношение брюк ниже щиколоток за грех, также оценил его как «слабый». А в хадисоведческой науке к хадису, переданному неизвестным, относятся с большой осторожностью. Имам Шавкани в своей книге «Найлул-аутар» сказал: «Носить длинную одежду без высокомерия не является «харамом». А Имам ан-Навави в своем сборнике «фатв» под названием «Аль-мансурат фиуниль-масаайлиль-мухиммат» говорит следующее: «Если длинную одежду и штаны носят из высокомерия, то это харам. А если нет такого намерения – то макрух».

Ученый факх современности Вахбатуз-Зухайли также придерживается мнения Имама ан-Навави.

Как следует из мнения этих ученых, ношение длинной одежды, спадающей ниже щиколоток с чувством высокомерия, является «харамом», а в других случаях – «макрухом». Но и положение «макрух» не является абсолютным решением. «Макрух» будет в том случае, если в обществе не распространен обычай носить длиную одежду, спадающую ниже щиколоток, и если ношение такой одежды будет порождать непонимание окружающих или какую-либо другую негативную реакцию. И наоборот, если в обществе является привычным делом носить брюки и другую одежду, спадающую ниже щиколоток, иесли это не будет вызывать ни у кого мысли о возможном чувстве высокомерия и кичливости у носящего подобную одежду человека, то это не является «макрухом». Об этом Хафиз Ахмад Ибн Али ибн Хаджар аль-Аскаланиговорит в своем комментарии свода хадисов Имама Бухари под названием «Фатхуль-Бари би шархиль-Бухари»: «...Носить длинную одежду, одежду с низким подолом, согласно традициям и обычаям не является «харамом». Главное, чтобы эта одежда не волочилась по земле. Ученый Гиад передал нам, что ученые единогласны во мнении, что «макрухом» является превышение норм традиционной длины и ширины одежды, принятой в обществе».

К тому же носить без какого-либо высокомерия чересчур длинную одежду, спадающую и волочащуюся по земле, является «макрухом» с точки зрения соблюдения чистоты и сохранения одеж­ды от преждевременного износа.

Посланник Аллаха (с.а.в.) в одном из хадисов сказал:

«Поднимай одежду выше. Потому как поднимать одежду повыше – залог чистоты. К тому же и одежда носится долго».

Передается, что Имам Ахмад ибн Ханбал сказал: «Если нет намерения надменности, высокомерия, то носить длинную одежду не является «харамом».

Ибн Таймия, напомнив о том, что человек, при совершении определенного деяния, зарабатывает либо грех, либо саваб в зависимости от своего намерения: «Если кто-либо не будет носить красивую одежду из чувства жадности, то ему не запишется саваб, если кто-либо не будет носить красивую одежду, посчитав это за харам, то он будет грешником. Если кто-либо будет носить красивую одежду, чтобы показать этим дары Аллаха ис целью использования для поклонения и служения Ему, то воздастся ему от Аллаха большим савабом. А если кто-либо будет носить красивую одежду,чтобы похвастаться и показать свое высокомерие и гордыню, то он будет грешником. Так как Аллах не любит тех, кто бахваляется и проявляет высокомерие. Вот поэтому Аллах запретил носить с таким намерением длинную одежду». Далее он приводит ответ Пророка (с.а.в.) на вопрос заданный Абу Бакром (р.а.), в хадисе о запрете носить длинную одежду, который мы пояснили выше: «О Посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!» На это Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!»

В заключение хотелось бы сказать, что в подобных второстепенных вопросахислама следует быть более гибкими, не стоит брать буквальный смысл хадисов, а следует руководствоваться «фатвами», учитывающими особенностиобщества, страны и периода времени. Также не стоит забывать о жизненныхпринципах, изложенных в хадисах Пророка (с.а.в.): «Аллах не смотрит на ваши лица и внешность, а смотрит Он на ваши сердца и ваши дела», «Ваши деяния оцениваются согласно вашим намерениям...».

Кайрат ЖОЛДЫБАЙУЛЫ,

имам мечети «Хазрет Султан»

Поделиться: