Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Транзитный потенциал как фактор экономического развития Узбекистана

31.10.2012

Автор:

Теги:

Транзитный потенциал как фактор экономического развития Узбекистана

 

В настоящее время в Узбекистанеосуществляются проекты по повышению транзитного потенциала транспортно-коммуникационнойинфраструктуры. До 2015 года за счет иностранных и внутренних инвестицийпланируется реализовать проекты на общую сумму в размере 8,5 млрд. долларовСША.

Так, настроительство и реконструкцию автомобильных дорог предусмотреныкапиталовложения на сумму 3,54 млрд. долларов США, развитие и электрификациюжелезных дорог – 2,2 млрд. долларов США, на воздушный транспорт - 1 млрд.долларов США, а также на телекоммуникацию и инженерно-коммуникационнуюструктуру – 1,8 млрд. долларов США.

Такие цифрыбыли озвучены на научно-практическом семинаре, состоявшемся в Законодательнойпалате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и посвященном вопросам выхода странрегиона на новые коммуникационные направления (транспортные коридоры) и мировойрынок.

         Спервых лет независимости Узбекистан осуществляет комплекс важных мер,обеспечивающих создание прочной основы экономического развития. Активнаяинвестиционная политика, коренная техническая модернизация инфраструктурыотраслей производства и промышленности создали возможность дальнейшего развитиявысокотехнологических отраслей автомобилестроения, электротехники,газо-химической, фармацевтической промышленности, машиностроения, производстватекстильной продукции, мебели и строительных материалов, что обеспечило в настоящеевремя превращение Узбекистана в один из ведущих промышленных центровЦентрально-азиатского региона.

На мероприятииподчеркивалось, что в нашей стране за последние 10 лет годовой прирост ВВПсоставил 7-9%, а рост экспорта - в среднем 30% в год. В свою очередь, темпыстабильного роста экономики и внешней торговли требуют ускоренного развитиятранспортно-коммуникационного комплекса республики, повышения его транзитногопотенциала, а также диверсификации международных транспортных коридоров. Напротяжении прошедших лет в этом плане проведена значительная работа.Реализованы целевые мероприятия по обеспечению интеграции республики вмеждународные транспортные коммуникации, формированию правовой базы данногопроцесса, что несомненно является результатом проводимой последовательнойполитики.

Сегодня вУзбекистане имеются более 20 международных транспортных коридоров, из которых 2крупные международные автомобильные дороги проходят через Узбекистан ипересекают лишь Бухарскую область Е-40 и Е-60, объединяя страны Западной Европысо странами Восточной Азии.

Участникисеминара отметили важность инициативы Президента Республики Узбекистанзаключения международного договора о создании транспортного коридора Узбекистан- Туркменистан – Иран – Оман – Катар, проходящего через другие страныперсидского залива, что будет способствовать установлению прочных связей странСредней Азии и Персидского залива.

В настоящеевремя функционирует Узбекская национальная автомагистраль, которая выходит взарубежные страны с северо-запада через Бейнеу, с юго-запада через Олот, с югачерез Термез и с востока через Ош. Его длина составляет 2 755 км. В первые годынезависимости перевозка экспортно-импортных грузов Узбекистана в основномосуществлялась на северном направлении через 2-3 транспортных коридора, асейчас имеется возможность доставки на мировой рынок грузов внешней торговлипочти по 10 направлениям. Тем самым, более 50% основных экспортно-импортныхгрузов республики перевозятся через альтернативные, экономически выгодные, посравнению с традиционными, коридоры.

Участникисеминара в своих выступлениях подчеркнули, что завершение в ближайшем будущемпроекта строительства и реконструкции железной дороги Баку – Тбилиси –Ахалкалаки – Карс, осуществляемого совместно Азербайджаном, Грузией и Турцией,создаст возможность прямой перевозки экспортных грузов Узбекистанажелезнодорожным транспортом через страны Кавказа в турецкие порты и черезтоннель Мармарай - в страны Европы.

Кроме того, вцелях уменьшения потребности использования традиционных коридоров втранспортном обеспечении взаимных экономических связей Китая и Узбекистанапроводится большая работа по организации перевозки экспортных грузов в Китайчерез международный пограничный пост Хоргос и Казахстан. Введение вэксплуатацию данного направления создаст возможность снижения транспортныхзатрат за счет сокращения расстояния между Узбекистаном и Китаем на 700 км и одновременно, будетспособствовать дальнейшему повышению конкурентоспособности экспортных товаровУзбекистана на рынке Китая.

Участникимероприятия также обратили внимание на реализацию крупных проектов,предусматривающих строительство в нашей стране новых автомобильных и железныхдорог, реконструкцию в соответствии с международными стандартами имеющихсятранзитных направлений, электрификацию железных дорог и обновление подвижногосостава, создание международных центров и терминалов логистики, модернизацию аэропортов.

В частности,проекты по созданию международного интермодального логистического центра"Навои", в Ташкентской области - "Ангренского логистическогоцентра", а также в Сергелиском районе г.Ташкента логистического центра"Ташкент" играют важную роль в повышении транзитного потенциаластраны и его использовании.

В настоящеевремя через аэропорт г.Навои осуществляются перевозки грузов в Милан, Брюссель,Шанхай, Дели, Мумбай, Бангкок, Франкфурт, Дакку, Стамбул. В ближайшем будущемпланируется перевозка грузов и в Дубай, Москву, Алматы.

Наряду с этимбыли высказаны предложения и рекомендации по дальнейшему повышению транзитногопотенциала Узбекистана, эффективному его использованию, обеспечению ростаобъемов оказываемых транспортных услуг, а также совершенствованию правовой базытранзитной сферы.

 

По материалам газеты «Бизнес-вестник Востока»

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение