До основания, а зачем? Еще раз о судьбе "Самрук-Казына".

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После декабря 2011 года и прихода новой команды во главе с Шукеевым была проведена чистка кадров, прошло сокращение штатов, началась последовательная борьба с зайчиками и живчиками, которая, впрочем, не рассеивала туман вокруг перспектив «Самрука».
До основания, а зачем? Еще раз о судьбе "Самрук-Казына".

До основания, а зачем? Еще раз о судьбе "Самрук-Казына".

______________________________________________________________________________

Структурные изменения в казахстанском правительстве могут затронутьэкономический блок не только кабинета министров, но и крупнейшего госхолдингастраны. Этот вывод можно сделать из сообщения информационного агентства КазТаг,которое было распространено в понедельник утром.

Если считать эту информацию (без ссылки на конкретный источник)достаточно репрезентативной, то получается, что заявленное перераспределение полномочий внутри правительства нельзя отнести кчислу «судьбоносных».

Так, например, вопрос слияния министерства экономическогоразвития и министерства индустрии и новых технологий не относится кчислу принципиально важных, как с точки зрения аппаратных раскладов, так и спозиции рациональности новой структуры кабинета министров. По мнению большинстваказахстанских экспертов, в данном случае речь идет о ситуации, которая полностьюукладывается в формулу: «От перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Гораздо больший интерес вызывают перемены в фонде “Самрук-Казына”. Неслучайно,что собеседник агентства, судя по всему, человек достаточно информированный,выдал готовое объяснение необходимости перемен, на основании которого, можно уже хоть сейчас приниматьрешение об «атомизации» ФНБ: “ Речь идет не только о кадровых изменениях,но и других преобразованиях. Его громоздкая структура уже не способствуетинвестиционной привлекательности, также страдают управленческие функции - отпринятия решения до реализации поставленных целей ”.

Вопрос о ликвидации госхолдинга уже неоднократно ставился в казахстанскихСМИ и обсуждался на экспертном уровне. Можно сказать, с первого дня существования мегаструктуры. Особенно активно эта дискуссия шла впериод, когда во главе ФНБ находился Кайрат Келимбетов, то есть в самые «жаркие»месяцы для казахстанской экономики кризисной поры.

В то время существование "Самрук-Казына"обосновывалось его действительно значимой ролью, как оператора антикризисныхпрограмм. И, кстати говоря, руководство госхолдинга в 2009-2010 годах уже обращалоськ вопросу о его перспективах, вплоть до возможного "саморазрушения", но компромиссного варианта "замены" в тот момент найденотак и не было. Тем более, что в основе претензий к работе "Самрука" часто лежало вполне понятное желание порулить самим.

Новое руководство холдинга более не возвращалось к теме его «атомизации»,поскольку после выхода национальной экономики из пике, было придумано новое предназначение для ФНБ. От антикризисных проектов "Самрук-Казына" плавно переходит в сферу поддержкиинновационной политики, "выращивания" новых точек роста для казахстанской экономики.

После декабря 2011 года и прихода к управлению "Самрук-Казына" новой команды во главе с Шукеевым былапроведена основательная чистка кадров, прошло сокращение штатов, началась последовательнаяборьба с "зайчиками и живчиками", которая, впрочем, не уменьшила разговоров вокругперспектив госхолдинга.

Напомним, что именно в этот исторический момент новый глава ФНБ сделал важное признание: "В центральном офисе «КазМунайГаза» будет сокращено 25% сотрудников. В компании РД «КазМунайГаз» было выявлено, что офис работает неэффективно, поэтому было принято решение о сокращении на 50%. Излишняя централизация организационной структуры привела к тому, что на местах не принимали решений, за каждым мелким вопросом они обращались по вертикали вверх, решения задерживались, а в некоторых случаях вообще не принимались".

Что же получается? Мало сократили? Или нужно было начинать не с персонала, а с самой системы? Кто же тогда определяет правила игры?

На самом деле, в оценке эффективности или неэффективности работы ФНБ не могли быть использованы те же критерии, что и в 2008-2009 годах, хотябы потому, что в самом факте существования мегахолдинга изначально были заложены минимум две составляющие.

Помимо собственноэкономического контекста, не меньшую важность представляет политический формат,а точнее говоря, тот ресурс, который получает в свои руки человек,возглавляющий холдинг, в данном случае Умирзак Шукеев. Поэтому, когда "информированный источник" КазТага смело критикует нынешнее положение вещей: “ Не секрет и то, что пришло время пересмотреть отношение государства к различным инвестиционным и инновационным фондам, другим институтам развития. У них нет конкретных результатов, кроме поедания бюджетных средств. Как правило, выделенные деньги они размещают на депозитах коммерческих банков и живут на проценты” , то адресат сразу становится понятен.

Большинству казахстанских экспертов очень хочется уловить истинную причину этой решительности - "искоренить проедание" - то ли реальную обеспокоенность за судьбу бюджетных средств, то ли, наоброт, вполне понятную по местным реалиям задачу для некоторых конкурирующих структур - "урезать полномочия" одному из самых перспективных политиков РК?

Любопытно, что если на ФНБ распространят действие системы госзакупок, то контролировать эту схему должен будет Счетный Комитет, который возглавляет Сам Знаете Кто. По крайней мере, судя по информации некоторых СМИ, так предлагает финпол и, безусловно, в этой схеме есть свой резон.Вот только выбор между сугубо экономической и политической составляющей в казахстанских реалиях - вещь не предсказуемая.

Поделиться: