Орда: Есть ли Бог?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пайпс в своей книга "Россия при старом режиме" пишет, что управлению государством русские учились у татар во время ига, и такая точка зрения во многом объясняет существующую сейчас картину. Власть князьями получалась во время конкурентной схватки с другими желающими, которые должны были доказать татарам, что способны собирать дань с собственного народа гораздо лучше, чем соперники
Орда: Есть ли Бог?

Орда

Пайпс в своей книга "Россия при старом режиме" пишет, что управлению государством русские учились у татар во время ига, и такая точка зрения во многом объясняет существующую сейчас картину. Власть князьями получалась во время конкурентной схватки с другими желающими, которые должны были доказать татарам, что способны собирать дань с собственного народа гораздо лучше, чем соперники. Подлость, обман, эксплуатация русских, подставы, лесть — княжил тот, кто проходил извращенный естественный отбор, демонстрируя лживость и искусство лизать чужие сапоги. То, что кто-то решил снять про это время фильм, меня сильно завело, хотя профинансирована "Орда" православной организацией и повествует о чуде, которое произвел митрополит Алексий. Но даже при знании этого фильм вызывает смешанное, очень интересное впечатление, ведь "Орда" трактует христианское чудо как что-то неоднозначное, невидное, неосознаваемое даже. Вера как нечто зыбкое, когда ты, вроде, и получил просимое, но не знаешь, то ли тебе и правда его дали, то ли просто удача и Бог молчит. Вера как неопределенность, невозможность испытать гордыню, так как ты не уверен в результате.

О реальном быте внутри Орды известно немногое, поэтому все, что мы видим в фильме, — фэнтезийная реконструкция на основе имеющихся материалов. Татары показаны диким, крайне жестоким, самолюбивым, наглым народом, которым правят беззаконные воинственные самодуры. Начинается "Орда" со сцены удавления предыдущего правителя его братом на глазах у католических монахов-посланников и всей челяди. Только что евшие с рук предыдущего хана степняки, по-рабски исполняющие все приказы, присягают новому правителю. Сцена жуткая, особенно тем, как по-бытовому она демонстрируется. В замашках татар, заставляющих ползти к ним на коленях через весь коридор, в их широких, сальных лицах и расползающихся фигурах, в прибаутках с хитрым прищуром в духе "а мы все ваши дворы пожжем" с легкостью можно увидеть современных чиновников. Т.е. то, на что Мирзоев потратил всего "Бориса Годунова" , здесь удается продемонстрировать в первой же сцене. Плюс эта неуютность — грязные покровы, стылые шатры, потертые овчины.

Сюжетная канва следующая: мать хана Тайдула слепнет, и хан делает все, чтобы исцелить ее. Призывают лекарей и шаманов из разных краев, но результат — неудача. Тогда хан вспоминает, что у русских тоже был какой-то шаман, и татары отправляются за митрополитом Алексием, угрожая в случае отказа поехать с ними сжечь город. Алексий едет, взяв служку, однако чуда не выходит. Долго, мучительно Алексий бродит по Орде, наказывая сам себя за неудачу, собирая помет, становясь самым последним рабом по собственной воле...

Трейлер обещал чуть ли не русскую вуксию, но это обманное впечатление. Фильм мучительно медленный, он малобюджетен, батальных сцен нет, хотя много жестоких убийств и отображений рабства. Словно скот, гонят русских работать на татар, — и они идут, беспомощные и уповающие только на бога, пока их не убьют или не отправят собирать кизяк. Нет здесь ни героев, ни храбрецов, только старый поп, рабы и татары.

Религия, с одной стороны, предлагает простые ответы, а с другой — помещает человека на зыбкую почву знамений и знаков. Невозможность однозначной трактовки происходящего доводит людей до исступления. Вызов к татарам — это испытание? наказание? награда? возможность подвига? Не получилось почему — из-за гордыни? из-за неверия? из-за слабости? Мир соткан из вопросов, из знамений, которые невозможно истрактовать. Что ни произойдет — все промысел божий. "Орда" в этом смысле очень мощно сделана, ведь нет "чуда". Факт, вроде бы, есть, а чуда нет. Но раз есть факт, значит и чудо есть? "Я ничего не делал", — бормочет Алексий, озираясь по сторонам.

Вряд ли "Орда" мне понравилась. Фильм раздражал внутренние язвы, медлил, медлил, полз по скупым мерзлым степям. Перед внутренним зрением разворачивалась панорама вечного подавления, рабства, круговорот лживого повиновения, траектории ненависти . После Пайпса, после оппозиционной возни, после книг по истории, предстающей бесконечной отталкивающей резней, где каждый использует одни и те же идеалы для массового убийства, после мучительных попыток придумать выход, придумать другой порядок вещей, — чаша переполнилась, стало невыносимо. В голове шагали оборванные, тощие и покорные русские рабы. Их подгонял один-единственный надсмотрщик-татарин на жидкой лошаденке. Я поправила пальто, спустилась на эскалаторе вниз, открыла дверь, вдохнула воздух, собираясь купить печенья, — и вдруг почему-то заплакала.

http://www.ekranka.ru/film/3191/

Поделиться: