Ерлан КАРИН, политолог: “Убийство” порождает веру

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Несмотря на появившееся несколько дней назад сообщение о гибели в Пакистане лидера террористической организации “Джунд аль-Халифат” (“Солдаты Халифата”), политолог Ерлан КАРИН, специализирующийся на вопросах безопасности, по-прежнему склонен считать группировку “виртуальной”. Напомним, ранее в нашей газете (см. “Бойцы виртуального фронта”, “Время” от 4.10.2012 г.) он утверждал: большинство экспертов считают “Солдат” группировкой, работающей исключительно в информационной плоскости.
Ерлан КАРИН, политолог: “Убийство” порождает веру
Несмотря на появившееся несколько дней назад сообщение о гибели в Пакистане лидера террористической организации “Джунд аль-Халифат” (“Солдаты Халифата”), политолог Ерлан КАРИН , специализирующийся на вопросах безопасности, по-прежнему склонен считать группировку “виртуальной”. Напомним, ранее в нашей газете (см. “ Бойцы виртуального фронта ”,“Время” от 4.10.2012 г.) он утверждал: большинство экспертов считают “Солдат” группировкой, работающей исключительно в информационной плоскости.

- Как вы оцениваете сообщение о гибели лидера группировки? Повлияет ли это на активность “Солдат”?
-Ничего принципиально не поменяется. Да и потом, мне кажется, что эта новость нами же самими сильно раздута, мы чересчур активно ее подхватили. “Исламское движение Узбекистана”, впрочем, как и многие другие террористические организации, активно применяет такую информационную тактику: периодически вбрасывается сообщение, что лидер этой организации якобы погиб, а затем через некоторое время выясняется, что он жив, о чем лично сообщает в своем видеообращении, попутно обещая продолжить борьбу против “врагов”. Тем самым формируется ореол неуловимого мстителя, а-ля Робин Гуд, которого не могут уничтожить даже спецслужбы.
Я уже неоднократно говорил, что силовики должны выработать свой определенный алгоритм информационной работы. Ведь сегодня сообщения о “Солдатах Халифата”, вбрасываемые из каких-то непонятных источников, становятся первополосными темами в нашем информационном пространстве. Тогда как к информации спецслужб общество относится скептически. Получается, что какая-то непонятная группировка информационно переигрывает все силовые структуры, вместе взятые.

- Мне показалось, вы сомневаетесь, что ликвидированный лидер “Солдат Халифата” на самом деле являлся таковым?
-Я уже говорил, что в деятельности “Солдат Халифата” очень много нестыковок. Взять, к примеру, путаницу с лидерами: спецслужбы называют одних людей, интервью в качестве руководителя дает другой человек, а ликвидируют вообще третьего!

-Когда появилась новость о гибели лидера “Солдат Халифата”, некоторые СМИ писали, что отряды “Солдат” якобы на 90 процентов сформированы из казахстанцев…
- Опять же это может быть информационной уловкой. Конечно, есть факты участия граждан Казахстана в боевых действиях на территории Афганистана или, скажем, их вовлечения в деятельность незаконных бандформирований, действующих на Северном Кавказе. Но когда говорят о 90-процент­ном “казахстанском содержании” боевиков, может создаться впечатление, что речь идет чуть ли не о целой армии, условно говоря, из 1000 человек 900 якобы граждане нашей страны.Как я уже говорил, вероятнее всего, “Солдаты Халифата” - небольшая группа людей. Но нам все время пытаются внушить, что это разветвленная организация. Нельзя простодушно принимать за правду любую информацию. Сейчас нас должно беспокоить то, что уже внутри страны формируются источники и предпосылки терроризма и экстремизма.

- До сих пор неофициальная информация о “Солдатах” впрыскивалась в публичное поле, по сути, через один канал - SITE Intelligence Group. В последний раз информация о гибели лидера группировки тоже была выложена там. Вы отслеживали эту тенденцию, изучали канал “поставки” информации?
- Да, вброс идет черезодин и тот же канал. Есть еще один веб-ресурс (который я не буду называть, чтобы лишний раз его не рекламировать), через него также осуществляется вброс информации от “Солдат Халифата”. С помощью этих информационных вбросов предпринимается попытка институализации “Солдат Халифата” как некой серьезной силы. Ведь современный терроризм наряду с силовыми инструментами активно использует и информационное оружие.

- Вместе с тем КНБ заявил о необходимости создания в регионахантитеррористических комиссий. Зачем они нужны? Разве не хватает в стране профильных силовых ведомств?
- На мой взгляд, речь должна идти не о создании каких-либо новых структур, а об упорядочении исистематизации работы уже действующих. Сегодня достаточно часто ссылаются на опыт России, где был создан Национальный антитеррористический комитет, при котором действует федеральный оперативный штаб, а в субъектах федерации - региональные штабы. Но подобная структура продиктована федеральной структурой российского государства. В нашем же случае всю антитеррористическую работу можно выстроить в рамках уже существующих институтов. Еще в 2003 году в Казахстане при КНБ был создан Антитеррористический центр, при котором действует оперативный штаб. Существует также межведомственная комиссия, осуществляющая координацию силовых структур. То есть не надо изобретать велосипед - достаточно просто систематизировать все по вертикали так, чтобы координацией, профилактикой и оперативной работой занимались в едином центре. Этим летом я как эксперт, специализирующийся на вопросах безопасности, посещал российский Национальный антитеррористический комитет. В нем как раз объединены все основные направления борьбы с терроризмом - то есть все собрано в один кулак. Кстати, если мы будем создавать или менять существующую антитеррористическую структуру, в ней надо обязательно предусмотреть отдельный информационный блок, чтобы противостоять таким информационным вбросам, как в случае с “Солдатами Халифата”.

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=30040


Поделиться: