Социальная модернизация для стран евразийского проекта: опыт Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вопрос о создании некого общего формата социальной модернизации для стран СНГ достаточно остро стоит в повестке дня. Но сейчас более реально говорить о социальной модернизации не столько для СНГ в целом, сколько для будущего евразийского союза. Поскольку если мы говорим о формировании евразийского союза как о большом проекте, то важной составляющей этого проекта должна стать успешная социальная политика.
Социальная модернизация для стран евразийского проекта: опыт Казахстана
Выступление на круглом столе "СНГ: новые тренды социальной политики".
РИА Новости, 22 октября 2012 г.

Вопрос о создании некого общего формата социальной модернизации для стран СНГ достаточно остро стоит в повестке дня. Но сейчас более реально говорить о социальной модернизации не столько для СНГ в целом, сколько для будущего евразийского союза. Поскольку если мы говорим о формировании евразийского союза как о большом проекте, то важной составляющей этого проекта должна стать успешная социальная политика. Так или иначе синхронизация экономик предполагает и синхронизацию социальных систем. Мне представляется, что обращение к социальной сфере в рамках евразийского проекта поможет решить две задачи:
Во-первых, через объединение потенциалов и обмен опытом решить проблемы, стоящие перед национальными социальными системами.
Во-вторых, в рамках большого евразийского проекта создать евразийский стандарт качества жизни по примеру европейского социального стандарта, который станет мощным стимулом для интеграции.
В то же время, каждая из этих задач ограничена целым рядом объективных проблем. Главным препятствием для объединения потенциалов стран евразийского проекта, я уже не говорю об СНГ, является очевидные расхождения в моделях социального развития трех государств. Например, сейчас актуален вопрос о создании единой пенсионной системы для СНГ.
Казахстан первый из стран СНГ по чилийской модели перешел к накопительной системе и сейчас эту пенсионную систему развивает и реформирует.
России планируется либо полный, либо частичный отказ от накопительной части, при этом будет разработана новая формула вычисления размера пенсионных отчислений, основанная на стаже работы. Продолжаются дискуссии о повышении пенсионного возраста.
В Беларуси по-прежнему действует солидарная система, и руководству республики удалось сохранить приемлемое соотношение между количеством работающих и пенсионеров.
Поэтому вопрос синхронизации социальных моделей стоит очень остро, и возможно, Казахстан может стать одним из модераторов этой дискуссии.
Отталкиваясь от тезиса, что социальные реформы в Казахстане - наиболее эффективны среди стран СНГ, можно сказать, что Казахстану есть чем поделиться со своими партнерами по евразийскому союзу. Очень важно, что еще до объявления масштабной социальной модернизации и выхода в свет статьи Нурсултана Назарбаева «Общество всеобщего труда» в Казахстане большое внимание уделялось развитию человеческого капитала, вложениям в молодежную политику, в образование и науку.
Позволю себе привести высказывание Уинстона Черчиля: «Империи будущего – это империи интеллекта». Успех в новых реалиях будет сопутствовать к новым технологиям и инновациям.
Здесь уже говорилось о вложениях в образование и науку, многократно увеличенные за последние годы. Я бы хотела отметить, что президент Казахстана очень правильно расставил акценты, ориентируя казахстанцев на то, что секрет успеха государства в личной конкурентоспособности каждого. То есть государство дает людям возможности для самореализации, но каждый человек сам ответственен за свою жизнь и благополучие. В соответствии с потребностями рынка, президент дал поручение приоритетно поддерживать «точные» и «естественные» специальности. Причем еще на уровне дошкольного обучения. Важным подспорьем в этом процессе является и внедрение трехъязычного обучения, начиная с детского сада.
Для России, где расходы на науку и образования остаются на крайне невысоком уровне следует не только задуматься о собственной конкурентоспособности, но и совместных с Казахстаном проектах в научной сфере, в сфере инноваций. Пока возможности для этого это очень широкие.
Назарбаев-университет развивает сотрудничество по естественнонаучным специальностям с ведущими научными центрами мира, и российским вузам в этом ряду принадлежит далеко не первое место. При том, что потенциал российской науки в сфере естественных и гуманитарных наук, фундаментальной медицины, может быть использован для налаживания эффективного взаимодействия между международным университетом в Астане и ведущими российскими инновационными центрами, в первую очередь, МГУ и наукоградом «Сколково».
В сфере инноваций у наших стран есть очень благоприятные условия для сотрудничества. Здесь объединение потенциалов может дать мощный синергический эффект. Например, и в России и в Казахстане практически отсутствует рынок инноваций. Совместная разработка специальных законодательных норм в рамках евразийского проекта будет стимулировать развитие высоких технологий от идеи до реализации.
Кроме того, учитывая сырьевую направленность наших экономик, общей задачей для наших стран может стать развитие инновационного потенциала нефтегазового сектора.
Решение этих задач усилиями одного государства представляется очень сложным, и здесь как раз интеграция может стать условием повышения конкурентоспособности России, Казахстана и других стран евразийского проекта в глобальной экономической системе.

Поделиться: