В.Никифоров: Таджикско-киргизский тандем амбиций и безответственности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Не зря говорят в народе: дурной пример заразителен. Аналогичная "трагикомедия" разыгрывается и властями Киргизии. Там вдруг вспомнили, что помимо авиабазы в Манасе, можно последовать примеру соседнего Таджикистана и поставить на политический кон новую "козырную карту" и блефовать ею, испытывая терпение соседних стран - Казахстана и Узбекистана. Этой картой, по их мнению, может стать строительство Камбаратинской ГЭС на реке Сырдарья.
В.Никифоров: Таджикско-киргизский тандем амбиций и безответственности

Именно так сегодня можно охарактеризовать позицию Душанбе и Бишкека по вопросу строительства гигантских гидротехнических сооружений. Читатель,видимо, уже догадался, о чем пойдет речь. Да сегодня уже в который раз поднимается и горячо обсуждается избитая тема строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. Несмотря на призывы международных организаций, в томчисле и ООН, о необходимости детальной проработки данного жизненно важного вопроса для огромного количества людей, проживающих в бассейне реки Амударьи, таджикские власти и, прежде всего, президент Рахмон, не желают считаться с их интересами. Не зря говорят в народе: дурнойпример заразителен. Аналогичная "трагикомедия" разыгрывается и властямиКиргизии. Там вдруг вспомнили, что помимо авиабазы в Манасе, можно последовать примеру соседнего Таджикистана и поставить на политический кон новую "козырную карту" и блефовать ею, испытывая терпение соседних стран - Казахстана и Узбекистана. Этой картой, по их мнению, может статьстроительство Камбаратинской ГЭС на реке Сырдарья. Таким образом, сложился таджикско-киргизский тандем амбиций и безответственности, призванный, главным образом, обострить и без того донельзя напряженную обстановку в Центрально-азиатском регионе. Прикрываясь популистскими, а главное нереальными лозунгами о благополучии своих народов, эти горе-президенты ставят во главу угла, прежде всего свои собственные амбиции и интересы, а также запросы местной политической элиты. Ради чего, спрашивается, тужится-пыжится президент Атамбаев. Возможно, ему не дает покоя, что кто-то из его предшественников, сумел набить карманы, прежде чем быть сброшенным со своего кресла. Общеизвестно, что в 2009 году Россия выделила Киргизии безвозмездную помощь в размере 150 млн. долларов, льготный кредит в размере 300 млн. долларов и пообещала еще один кредит всумме 1,7 млрд. долларов на строительство одной из крупнейших в регионеКамбаратинской ГЭС-1. Преследуя свои геополитические интересы, российские власти рассчитывали путем новых щедрых финансовых вливаний добиться закрытия американской базы в Манасе. Но так этого и не дождались. А деньги, разумеется, исчезли бесследно с банковских счетов. Хорошо еще, что кредитная линия на строительство ГЭС не была открыта, а то финансовые потери (а для кого-то приобретения) были бы более ощутимыми… В силу этих "киргизских шалостей", вопрос о военном присутствии американцев в аэропорту "Манас", уже перестает быть разменной картой в руках местных политиков. Да и сам президент Киргизии А.Атамбаев, на поверку оказался весьма болтливым и беспринципным политиком. В ходе предвыборной кампании в августе 2011 года он заявил, что американские военные должны покинуть Киргизию в 2014 г. Затем, во время визита в Турцию в январе 2012 года, изменил свою позицию, заявив, что базу в "Манасе" ликвидировать не обязательно. Достаточно преобразовать ее в "Центр гражданских транзитных перевозок". А уже 2 апреля с.г., в ходе встречи с помощником Госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Робертом Блейком в Бишкеке, А.Атамбаев высказался в том смысле, что военные США должны покинуть "Манас" до конца лета 2014г., а база может быть сохранена, но только под другой вывеской. Ну прямо самое настоящее политическое хамелеонство киргизскогопошиба. А теперь вот, скорые на получение "манны небесной" и падкие до "геополитических интересов" супер-держав местные политические "брокеры" раскручивают новый киргизский "бренд". Это строительство Камбаратинской ГЭС с плотиной высотой 275 метров, что на 75 метров ниже Рогунской. Здешние политики, по примеру своих таджикских "друзей по несчастью", рассматривают этот объект, как судьбоносный для киргизского народа. Да, можно сказать, судьбоносный, также как и Рогун в Таджикистане. Но только в иной и, думается, более реальной и безрадостной для всех перспективе. Она наступит как гром среди ясного неба, когда уже все возможные рычаги взаимодействия будут исчерпаны, а терпение соседей достигнет предела… В ходе своей недавней поездкив Казахстан Президент Узбекистана И.Каримов не мог обойти этот актуальный для всего Центрально-Азиатского региона вопрос. "Мы просим: прежде чем начать строить, прежде чем подписывать с какими-то великими государствами (договора) о строительстве, давайте предварительно проведем объективную экспертизу и дадим четкое разъяснение нашим народам, нашим людям, а что тогда завтра будет с теми,кто живет ниже по стоку реки?", - цитирует "РИА Новости" заявления Каримова на пресс-конференции в Астане. "Тем более, эти проекты -и Рогун, и Камбарата, были созданы в одно и то же время, в 1970-80 годах, когда СССР был и мы все, живущие в Союзе, страдали одной бедой - гигантоманией. Но время меняется, прошло не менее 40 лет, сегодня абсолютно другие нормативы и стандарты, сегодня гидротехнические сооружения должны строиться абсолютно на другой основе, почему нельзя провести экспертизу - и тогда давайте сядем и обсудим", - добавил президент Узбекистана. Важность и злободневность этой темы признается и мировым сообществом. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун всвоем послании по случаю 21-й годовщины независимости Узбекистана призвал глав государств Центральной Азии решить водные и энергетические проблемы региона. По его словам, Центральная Азия находится на пороге новой эры, которая требует регионального сотрудничества и поиска совместных подходов к решению общих задач. "Я полагаюсь на Ваше лидерство, вместе с главами государств других стран Центральной Азии, в поиске взаимоприемлемых решений водных и энергетических проблем региона", - заявил Пан Ги Мун. Что мешает Душанбе и Бишкеку поступить так, как того требует здравый смысл? Почему поиску взаимоприемлемых решений там предпочитают спекуляции на тему "защиты интересов государства и народа"? Кто и что дает им право подвергать опасности жизнь и благополучие миллионов людей? Оставить эти и другие вопросы без ответа, значит косвенно признать абсурдность и преступность своих действий и умыслов, за которые придется ответить.

Вадим Никифоров

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: