Путеводные ориентиры развития страны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Исполняется 15 лет с момента принятия важнейшего документа в жизни нашей страны – Стратегии «Казахстан-2030». По историческим меркам срок не столь значительный, однако за это время в экономической, политической, социальной сферах произошли по-настоящему масштабные изменения.Можно с уверенностью говорить о судьбоносном значении Стратегии-2030 для всей истории развития независимого Казахстана.
Путеводные ориентиры развития страны
Путеводные ориентиры развития страны
Исполняется 15 лет с момента принятия важнейшего документа в жизни нашей страны – Стратегии «Казахстан-2030». По историческим меркам срок не столь значительный, однако за это время в экономической, политической, социальной сферах произошли по-настоящему масштабные изменения.

Можно с уверенностью говорить о судьбоносном значении Стратегии-2030 для всей истории развития независимого Казахстана. Если в 1997 год наше государство еще только вступало на путь стабильного и устойчивого развития, и контуры будущего, которые были определены этим стратегическим документом, казались отдаленной перспективой, то уже спустя несколько лет стало очевидно, что все основные точки роста, позволившие национальной экономике сделать мощный прорыв в рейтингах конкурентоспособности, были сформированы еще в конце 90-х, в момент, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил приоритетные направления развития казахстанского общества.

Стратегия «Казахстан-2030» является содержательно целостным, методологически выверенным документом, который соединил в себе все лучшее из мировой практики и одновременно воплотил уникальность казахстанского пути, прочертив вектор движения к реализации высоких миссий, обеспечивших в настоя­щее время значимое место, занимаемое Казахстаном, как с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках, так и позиционирования на международной арене.

В логике Стратегии-2030 максимально ясно и отчетливо воплотился политический стиль национального Лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева. Взвешенность, последовательность, четкое видение сильных сторон, на которые можно опереться в решении любой, даже самой сложной проблемы.

Когда в феврале 2007 года Глава государства подводил итоги первых десяти лет реализации Стратегии-2030, он особо подчеркнул, что благодаря поступательному движению страны в рамках приоритетных направлений развития был успешно завершен переходный период и создана надежная база для решения принципиально новой задачи: вхождения в мировую экономику в качестве ее полноправного, конкурентоспособного, динамично развивающегося субъекта, эффективно реализующего национальные интересы.

К этому моменту было очевидно, что многие задачи, сформулированные в рамках Стратегии «Казахстан-2030», были досрочно выполнены. Но в то же время появились вызовы, ответ на которые был представлен в стратегических проектах нового поколения, таких, например, как программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, Кластерные инициативы, Стратегия территориального развития, «30 корпоративных лидеров Казахстана».

К концу первого десятилетия XXI века можно было говорить о целом комплексе стратегических программ, которые так или иначе были связаны с курсом, определенным Стратегией-2030. В то же время они дополняли и обеспечивали новым наполнением те элементы стратегии, которые затрагивали перспективы вхождения Казахстана в глобальную экономическую систему.

Актуальность и своевременность этих программ экономического и социального развития особенно ярко проявились во время мирового финансового кризиса. Именно в этот момент последовательность и взаимосвязанность стратегии казахстанского руководства позволили успешно преодолеть возникшие проб­лемы в отдельных сферах экономики. Эти риски были связаны с негативным влиянием разнонаправленных колебаний на мировых фондовых и валютных рынках. Помимо антикризисной составляющей новые стратегии развития формировали точки роста, отталкиваясь от которых, казахстанская экономика смогла уверенно продвинуться в сторону развития несырьевого сектора и усиления инновационной составляющей.

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» в 2008 году отмечалось, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса государства и общества. Но для последующего усиления конкурентных преимуществ казахстанской экономики, с одной стороны, необходимо форсировать темпы модернизации тех секторов, где уже есть определенные успехи, а с другой стороны, приоритетной задачей является распространение модернизации на все, без исключения, сферы экономики и социальной жизни Казахстана.

В настоящий момент приоритетным направлением реализации президентских установок является социальная модернизация. И здесь можно с уверенностью сказать, что линия преемственности со Стратегией-2030 прочерчена максимально отчетливо. Этот документ был проникнут мыслью о том, что в центре казахстанских реформ должен находиться человек, и те преобразования, которые проводятся во всех областях общественной жизни, так или иначе направлены на решение насущных задач для каждой казахстанской семьи, для каждого гражданина нашей страны.

В дальнейшем логика приоритетного внимания к человеческому измерению реформ получила свое развитие в новой программной работе Президента Казах­стана Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда». В этом цикле статей и выступлений, посвященных теме социальной модернизации, национальный Лидер Казахстана раскрывает новые направления, углубляющие те положения, которые были сформулированы еще в Стратегии-2030.

Концепция движения к Обществу Всеобщего Труда стала результатом системного анализа развития мировой цивилизации в посткризисный период. К важнейшим положениям, сформулированным Нурсултаном Назарбаевым, можно отнести следующие слова: «Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу».

Работы Нурсултана Назарбаева «Ключи от кризиса» и «Пятый путь» убедительно доказали, что кризисные явления, происходящие в современном мире, являются не только результатом серьезных дефектов мировой финансовой и экономической архитектуры, но также носят более глубокий, цивилизационный характер. Во многом этот кризис связан с утратой или искажением ценностных ориентиров – изменившимся отношением к фундаментальным понятиям, таким, например, как уважение к труду, которое на протяжении столетий являлось основой «правил поведения» в жизни цивилизованного общества.

Аналогии с подходами, заявленными в Стратегии-2030, в данном случае про­сматриваются закономерно. В середине 90-х годов казахстанскому обществу необходимо было поверить в собственные силы, возможности для новых свершений, способности перейти от «стратегии выживания» к «стратегии развития». Высокие цели, сформулированные в Стратегии «Казахстан-2030», стали своего рода путеводными ориентирами как для казахстанского общества в целом, так и для каждого гражданина страны, который одновременно с верой в собственные возможности обретал уверенность в способность осуществления прорыва к новым рубежам государства Казахстана, своей Родины.

В этом отношении логика реформ, сформулированная Президентом Казахстана, объединяла индивидуальный и общественный успех, не противопоставляя их друг другу. Но в основе этих достижений, как в конце 90-х годов, так и сейчас, лежит Труд. Как отмечает Лидер нации, «Идея Общества Всеобщего Труда не придумана в заоблачной выси. Это практическая, прагматическая идея. Сегодня труд – как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции – должен быть выдвинут на первый план». Эти слова Президента Казахстана, который начинал свой путь у доменной печи, своего рода обращение к новому поколению казахстанцев. Прежде всего к тем юношам и девушкам, которые родились уже в независимом Казахстане. Ведь именно от них будет зависеть – на какие ценностные ориентиры будет нацелено поколение тех, кто продолжит строительство сильного и независимого Казахстана в 2030 году.

Действительно, задачи социальной модернизации нельзя воспринимать в ограниченном контексте только лишь как набор неких контрольных цифр, которые должны быть достигнуты к определенному сроку. Масштабы задач, которые в настоящий момент стоят перед страной и обществом, выходят за рамки круга проблем, связанных только лишь с социальной политикой. В перспективе успех социальной модернизации в том формате, который был предложен Президентом Нурсултаном Назарбаевым, будет означать выход на принципиально новые рубежи как с точки зрения более сбалансированной социальной структуры общества, так и с позиций гармоничного решения комплекса проблем, которые существуют сейчас в сфере образования, здравоохранения, экологии, демографии.

В сущности, это и есть системный подход, который, по мнению многих экспертов, стал одним из главных факторов, обеспечивших успех казахстанских реформ за 20 лет существования независимого государства, – от Стратегии «Казахстан-2030» к Обществу Всеобщего Труда по пути строительства успешного и конкурентоспособного государства.

Кайрат КЕЛИМБЕТОВ

КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

Поделиться: