Федерация Молдовы и Приднестровья – да или нет?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Явится ли федерализация выходом из тупиковой ситуации и возможна ли она в принципе? Ответы на эти вопросы нужно искать, исходя из реального положения вещей на обоих берегах Днепра.
Федерация Молдовы и Приднестровья – да или нет?

20-23июня 2012 года в Баварии под эгидой ОБСЕ прошла встреча молдавскогопремьер-министра Влада Филата и лидера Приднестровской Молдавской республикиЕвгения Шевчука. Речь шла о сближении между двумя государствами и возможностяхвзаимодействия в ряде областей. Хотя это уже далеко не первая по счету встречаднестровских лидеров, румынская и молдавская пресса только сейчас заговорила осоздании федерации Приднестровья и Молдовы как разрешении многолетнего кризиса,связанного с приднестровским конфликтом.

Явитсяли федерализация выходом из тупиковой ситуации и возможна ли она в принципе?Ответы на эти вопросы нужно искать, исходя из реального положения вещей наобоих берегах Днепра.

Экономическая политика, проводимая руководством Приднестровья с1990 года, была основана на принципах приватизации собственности ииспользования практически бесплатного российского газа. К слову сказать, доходыот этой приватизации в 2008 году составили не более 0,02 % от доходной частибюджета. Половину доходов Приднестровья дает одно предприятие – металлургическийзавод в городе Рыбница, находящийся в собственности российских и украинскихструктур. Одна из двух электростанций Приднестровья – Кучурганская ГРЭС –принадлежит России, которая также поставляет для нее сырье.

Уязвимостьтакой экономической модели показали торговые санкции, введенные Украиной в 2006году: производство сразу же сократилось натреть, торговля на 40%, а дефицит госбюджета превысил 25% ВВП. Неразвитые рыночные механизмы и вмешательство в экономикуместной политической элиты фактически привело к экономическому коллапсу. Даже вслучае применения «шокотерапии» и ее успеха 60-70 % экономики отомрет, апоследствия для простых приднестровцев будут катастрофическими. Единственнымподспорьем для Приднестровья остаются российские финансовые дотации. Так,на днях на эти цели было выделено более полумиллиарда рублей.

Несильно лучше экономическая ситуация и в Молдове. Дефицит бюджета в 2011 годусоставил 1,4 млрд. леев (порядка 110 млн. долларов США). Нелегальноетрудоустройство и «серые» зарплаты, по данным Института развития и социальнойинициативы «Вииторул», нанесли государству ущерб примерно в 2,1 млрд. леев.Экономика Молдовы зиждется в основном на сельском хозяйстве (90 %промышленности с советских времен находилось на левом берегу Днестра),продукция которого сталкивается с жестким контролем и конкуренцией наевропейских рынках, куда в основном идет экспорт. Рост экспорта при этом вянваре-апреле 2012 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2010года на 56,2 %. Нынешней экономической ситуацией в Молдове недовольно 82%населения. В далеких от идеала экономических условиях Кишинёв, в случаеутверждения федеративного сценария, едва ли сможет принять поток рабочих рук изсоседнего субъекта, не говоря уже о возможности воспользоватьсяприватизированной приднестровской промышленностью.

Неменее сложной ситуация предстает и в политическом отношении.

Вотличие от Молдовы (где титульная нация составляет около 75 % населения)этнический состав Приднестровья неоднороден: 32% населения составляютмолдаване, 30% – русские и 28% – украинцы. С одной стороны, нельзя бытьуверенным в том, что после образования федерации эти этнические группы нестолкнутся между собой в очередной гражданской войне. С другой стороны,несмотря на наметившееся потепление в диалоге между Кишинёвом и Тирасполем, обестороны четко придерживаются собственных идеологических установок: так,Приднестровье выступает против потенциальной румынизации края, а в Молдовеопасаются распространения на страну современного российского сценария. Да исоединить вместе парламентскую Молдову и президентское Приднестровье – задачане из легких чисто в техническом отношении.

Переменчивуюпозицию демонстрируют и другие, более крупные игроки, имеющие свои интересы вднестровском регионе.

Так,Россия последние двадцать лет в целом ведет политику взаимного сдерживания двухберегов Днестра, однако складывающееся и без того достаточно шаткое равновесиепериодически осложняется различными резкими шагами. Например, остаетсянепонятным, на что был нацелен референдум по вопросам независимости и возможноговхождения в состав РФ, прошедший в Приднестровье в сентябре 2006 года. Тогдабольшинство жителей высказалось за государственный суверенитет и присоединениек России, но официальный Кишинёв не признал результатов голосования и обратилсяза поддержкой к Европе и США. В свою очередь Евросоюз и ОБСЕ заявили, чтоприднестровский референдум является недействительным, а президент США ДжорджБуш призвал Россию не признавать его итоги.

Известно,что план федерализации Молдовы был предложен еще в 2003 году будущим вице-премьеромДмитрием Козаком, но не был принят под давлением ОБСЕ. В 2007 году СовбезРоссии предлагал другой вариант – создать конфедерацию или «мягкую федерацию»боснийского типа, в которой парламент и высшие должности формировались бы попринципу, действовавшему в Боснии и Герцеговине (резервирование частидепутатских мандатов и министерских портфелей для представителей ПМР), однако ион не был принят в связи в виду напряжения обстановки, связанного сразвертыванием системы ПРО в Восточной Европе.

Пристальныйинтерес проявляют к положению Приднестровья и Молдовы и США, для которыхравновесие в регионе представляется не менее важным. Это связано не в последнююочередь с геополитическими амбициями Румынии, периодически поднимающей вопрособ объединении с Молдовой. В таком случае весь юго-запад Украины, на которуюСША по-прежнему делает ставку в своей стратегии, окажется на румынской границе,что снова поднимет вопрос о статусе Буковины. При этом, как уже было сказано,Тирасполь будет сопротивляться распространению румынского влияния всемисилами.

Такимобразом, наметившееся сближение Молдовы и Приднестровья обусловлено скореезаинтересованностью в выработке механизмов взаимодействия, но не оформленного территориальногосоюза, для которого отсутствуют и экономические, и политико-идеологическиепредпосылки и перспективы. Более того – сохранение статуса кво будет выгоднобольшинству сил, задействованных в приднестровском урегулировании.

Игорь Баринов

Поделиться: