Нурлан Еримбетов vs Модест Колеров: взгляд из Астаны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
К большому сожалению, в последнее время некоторые российские коллеги-политологи предпочитают судить о серьезных вопросах, исходя не из конкретных фактов, а из собственных представлений о том -"как правильно". Так случилось и с российским экспертом Модестом Колеровым, который выстроил "сенсационный материал", отталкиваясь только лишь от вырванных из контекста четырех фразах, озвученных Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в ходе визита в Турцию.
Нурлан Еримбетов vs Модест Колеров: взгляд из Астаны

Кбольшому сожалению, в последнее время некоторые российские коллеги-политологи предпочитают судить о серьезных вопросах, исходя не из конкретных фактов,а из собственных представлений о том - "как правильно". Так случилось и с российским экспертом Модестом Колеровым,который выстроил "сенсационный материал", отталкиваясь от вырванных из контекста четырех фразах, озвученных Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в ходевизита в Турцию.

Рассуждая об отношении Президента Казахстана к интеграционной идее, уважаемыйМодест Алексеевич, видимо, забыл, что первым из лидеров стран СНГ идею о Евразийском союзе озвучилименно Нурсултан Назарбаев 18 лет назад в стенах МГУ им.Ломоносова. В1998 году Назарбаев направил своим коллегам по Совету глав государств СНГпроект полномасштабного Договора о едином экономическом пространстве, который был фактически проигнорирован.КогдаНурсултан Назарбаев в 90-х призывал российские компании инвестировать вКазахстан, создавая все необходимые условия для развития, мало кто из олигархов откликнулся. Теперь же, когда интеграционный проект заработал,отдельные российские эксперты ведут себя по принципу «Что имеем, не храним. Потерявши –плачем». А может еще проще - "бей своих, чтобы чужие боялись"?

Да, в казахстанскомобществе активно и открыто обсуждаются точки зрения - за и против ЕврАзЭС и ТаможенногоСоюза. Гражданские институты, а не только местная элита, задумываются над судьбой страны вусловиях новых союзных объединений и над тем, что конкретно интеграция на равноправных условиях принесет каждой казахстанской семье и всемугосударству. И это принимается властью.

Так стоит ли в данном случае заниматься изобретением ярлыков для стратегических партнеров России? Не так давно, в предвыборный период, многие СМИ растиражировали информацию о том,как кандидат в президенты РФ Михаил Прохоров предложил закрытьроссийскую южную границу со странами Центральной Азией, оставив маленькую калиткудля гастарбайтеров. И мотивировал свою позицию тем, что россияне не хотят убирать свои улицыи что их дети заслуживают лучшего, чем работа в сфере ЖКХ. Эмоциональные,но беспочвенные утверждения господина Колерова сильно напоминают предвыборные заявления российского олигарха.

Вероятно, что это реакция навысказывание Назарбаева о том, что за 150 лет казахи едва не лишились своих национальныхтрадиций, обычаев, языка, религии. Но, простите: «Требовательное отношение к защите языка,культуры, своих неотъемлемых гуманитарных прав и прав человека – этоединственный правильный путь», - говорит Колеров в своем другом интервью. И ктоздесь страдает от противоречий?

Казахстан,наконец-то, стал выстраивать свои отношения с соседними странами на основепрагматизма и реализма, не забывая о своих интересах и о своих традициях. Realpolitikвошел в обиход и наших дипломатов. В рамках этого подхода принципиальный выбор сделан - ТС и ЕЭП. И не нужно расшатывать доверительныеотношения и сталкивать наши народы.

А если всерьез говорить о«не до конца осознавшем свою истребительную судьбу на южной границе» Казахстане,следует все же помнить, что государственность на этих границах существуеттысячелетия, и служила она защитой для всего Евразийского континента, спасаяего от истребления. Поэтому могу дать полезный совет - нужно иногда перечитывать книги по истории, если уж позиционируете себя в качестве "профессионального историка".

Впоследнее время в некоторых российских СМИ встречаются негативные высказываниятаких экспертов как Модест Колеров о наиболее последовательном союзникеРоссии – Казахстане. Но мне кажется, что это не точка зрения экспертного сообщества, а проекция личного отношения не только к Казахстану, ко всему постсоветскому пространству Модеста Алексеевича - истовая вера в то, что один эксперт может обладать эксклюзивным знанием "о том, что есть, и о том, что будет".

Но для тех, кто не столь амбициозен и увлечен умозрительным конструированием "процессов на постоветском пространстве", очевидно, что подавляющая доля казахстанцев и россиян видят будущее наших отношений на совершенно иных основах - дружбы и сотрудничества .

ПолитологНурлан Еримбетов

Поделиться: