"НГ": Узбекистан идет в Европу через Азербайджан. Ташкент хочет присоединиться к проекту Баку–Тбилиси–Карс

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В четверг в Баку с официальным двухдневным визитом ожидали приезда президента Узбекистана Ислама Каримова. Спектр вопросов, который он намеревался обсудить с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, очень широк: состояние и перспективы развития отношений между Баку и Ташкентом, региональные и международные вопросы, взаимодействие в области безопасности, энергетика.
"НГ": Узбекистан идет в Европу через Азербайджан. Ташкент хочет присоединиться к проекту Баку–Тбилиси–Карс
В четверг в Баку с официальным двухдневным визитом ожидали приезда президента Узбекистана Ислама Каримова. Спектр вопросов, который он намеревался обсудить с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, очень широк: состояние и перспективы развития отношений между Баку и Ташкентом, региональные и международные вопросы, взаимодействие в области безопасности, энергетика.

По сообщению посольства Узбекистана в Азербайджане, визит Ислама Каримова осуществляется по приглашению Ильхама Алиева. Согласно официальной информации, переговоры глав двух государств пройдут сегодня в загородной резиденции президента Азербайджана "Зугульба". У Алиева и Каримова есть много тем для обсуждения.

Надо учесть тот факт, что товарооборот двух стран по итогам восьми месяцев текущего года составил около 15, 5 млн. долл., что почти в четыре раза меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

По данным таможенного ведомства Азербайджана, положительное сальдо республики за рассматриваемый период составило около 6,5 млн. долл. против отрицательного сальдо за аналогичный период прошлого года в размере 28,12 млн. долл. Сложившаяся ситуация не устраивает Баку и Ташкент, которые намерены стать ключевыми звеньями в лоббируемом Западом транспортном коридоре Восток–Запад. Речь в данном случае идет об инициированном Баку проекте строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК).

Ташкент в последнее время проявил интерес к этому проекту. В начале октября президент Ислам Каримов посетил соседний Туркменистан, где со своим коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым обсудил и маршруты поставок энергоресурсов двух стран на западные рынки. В частности, реализацию транспортного коридора Навои–Туркменбаши с присоединением к маршруту Баку–Тбилиси–Карс, строительство которого запланировано завершить в этом году. Как считает узбекский независимый политолог Фарход Толипов, эта тема будет поднята на переговорах в Баку. "Было бы целесообразно продолжить обсуждение этого проекта, тем более что дорога будет начинаться в Азербайджане", – сказал он "НГ". По словам Толипова, для Узбекистана откроется прямая коммуникация в сторону Европы. Для Азербайджана проект железной дороги БТК также занимает особое место в увеличении транзитных возможностей и играет важное значение для развития регионального сотрудничества.

"В настоящее время продолжаются работы на 5,2-километровом приграничном участке Ахалкалаки–Турция, в том числе строятся здания вокзалов на станциях Ахалкалаки и Карцахи, 150-метровый мост на 101–103-километровом участке железной дороги, продолжается строительство 4,2-километрового туннеля на турецко-грузинской границе, реконструкционно-реабилитационные работы ведутся на 153-километровом участке железной дороги Марабда–Ахалкалаки", – об этом заявил министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов на состоявшемся в среду под председательством президента Азербайджана Ильхама Алиева заседании правительства.

Оппозиционный узбекский сайт uzMetronom высказал предположение, что Узбекистан интересуется азербайджанской нефтью. "Нефть в обмен на американские автомобили узбекской сборки", – полагают эксперты информационно-аналитического сайта. Однако накануне визита Каримова выяснилось, что дела в нефтяном секторе Азербайджана обстоят не столь хорошо, как принято считать.

На упоминавшемся заседании правительства президент Ильхам Алиев жестко раскритиковал компанию ВР – технического оператора разработки блока нефтяных месторождений Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия. Из речи президента стало ясно, что "с середины 2008 года, учитывая уже рентабельность нефтяных месторождений Азери и Чираг и условия контракта, долевой раздел (добытой нефти. – "НГ") изменился в пользу Азербайджана и с середины 2008 года по сегодняшний день составляет 75 на 25%, то есть 75% добываемой прибыльной нефти приходится на долю Азербайджана".

Однако после этих изменений добыча нефти с нефтяных месторождений АЧГ почему-то стала уменьшаться. Так, если в 2009 году прогноз добычи с месторождений составлял 46,8 млн. тонн, то уже в этом году он опустится до уровня 33 млн. тонн. В итоге за весь период после 2008 года Азербайджан фактически недополучил 8,1 млрд. долл.

"В прошлом месяце со стороны BP мне в официальном порядке было дано слово, что все негативные явления будут устранены в короткие сроки... Но я не вижу выполнения этих обещаний. Напротив, я считаю, здесь идет процесс затягивания времени. Поэтому я считаю, что это совершенно недопустимо. Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) уже дано поручение поднять этот вопрос в официальном порядке и принять необходимые меры", – заявил президент Алиев. Он предупредил все задействованные в энергетических проектах Азербайджана иностранные компании: неспособные выполнить свой служебный долг, условия контракта инвесторы должны сделать выводы – против них будут приняты строгие меры. По мнению экспертов, если в ближайшие дни BP не сделает соответствующие выводы, то Азербайджан инициирует процесс лишения этой компании функций технического оператора и участия в Азербайджанской международной операционной компании (AIOC). Напомним, что за время работы в Азербайджане консорциумом во главе с BP в проект Азери–Чираг–Гюнешли было вложено 28,7 млрд. долл. и получен доход в размере 73 млрд. долл.

Таким образом, с учетом некоторых сложностей можно было бы предположить, что нефтяная часть переговоров Каримова и Алиева может быть отложена. Однако узбекский эксперт Фарход Толипов полагает, что она могла и вовсе не планироваться. "Дело в том, что в Узбекистане для внутреннего потребления хватает своей нефти, а, по некоторым данным, определенные объемы можно и экспортировать. Поэтому разговоры об обмене машин узбекской сборки на азербайджанскую нефть похожи больше на надуманные, чем на имеющие реальную подоплеку", – сказал Толипов "НГ".

2012-10-12 / Сохбет Мамедов, Виктория Панфилова

Источник - ng.ru

Поделиться: