От Ферганской долины до Актобе: кто угрожает Казахстану? Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последнее время ситуация в Казахстане находится под сильным воздействием разнонаправленных факторов, которые, с одной стороны, способствуют появлению новых рисков и вызовов, а, с другой, ставят под вопрос перспективы сохранения главного достижения республики за годы независимости – внутриполитической стабильности.
От Ферганской долины до Актобе: кто угрожает Казахстану? Ч.1

Впоследнее время ситуация в Казахстане находится под сильным воздействиемразнонаправленных факторов, которые, с одной стороны, способствуют появлениюновых рисков и вызовов, а, с другой, ставят под вопрос перспективы сохраненияглавного достижения республики за годы независимости – внутриполитическойстабильности.

Важноотметить, что эти риски практически никак не связаны с действиями оппозиции,которая фактически находится на обочине политического процесса и пытаетсякаким-то образом «войти в тему», но никак не в состоянии направлять или влиятьна те сложные процессы, которые происходят сейчас в стране.

Внутренниериски в значительной мере связаны с общим, центрально-азиатским контекстом. Запоследние годы во всех странах региона заметно усиление позиций радикальных религиозныхгруппировок. Но если 5 – 6 лет назад эта тема казалась актуальной только дляФерганской долины, то теперь и на западе Казахстана и в южных регионах страныобнаруживаются очаги угроз со стороны тех сил, которые нацелены на реализациюсобственного проекта, отличного от светской модели государства, которуюКазахстан строит на протяжении двадцати лет с момента обретения независимости.

Втечение 2011 – 2012 годов в Актобе, Атырау, Астане было осуществлено несколькотеррористических актов, что побудило президента Казахстан Н. А. Назарбаевазаявить: «Растет риск межрелигиозных конфликтов. Высокой остается угроза новогонатиска международного терроризма».

Когдаэксперты и политики предъявляют претензии представителям силовых структур, делаютакцент на недоработки специальных служб, обращают внимание на недостатки, сточки зрения силового воздействия на религиозных экстремистов, то сразувспоминаются аналогичные проблемы Северного Кавказа, где на протяжении долгоговремени борьбу с терроризмом также пытались вести, ограничивая проблемную зонудействиями МВД, ФСБ и других подобных структур.

Нопо прошествии времени, к началу 10-х годов, стало очевидно, что подобный подходне исчерпывает проблему, поскольку помимо прямой и явной угрозы со стороны тех,кто с оружием в руках противостоит законной власти, не менее острым вопросомявляется борьба за сердца и умы молодых людей. Именно молодежь становится жертвой проповедников, которые внушают имложные ценности, превращая в послушное оружие для реализации собственных целей.

Еслидва года назад масштабы этой проблемы не казались столь значительными дляКазахстана, то после последних событий, взрывов и самоподрыва группы боевиков,которые, по данным КНБ, располагали значительным арсеналом оружия, даже самымзаписным оптимистам стало понятно, чтоне только соседи по региону, но и сам Казахстан испытывают сильнейшее давлениесо стороны религиозных экстремистов.

Ещев 2001 году казахстанский ученый Бахыт Жусупов сделал удивительный по точностипрогноз: «Работают в Казахстане имиссионеры из многих мусульманских стран (Саудовская Аравия, Пакистан, АРЕ,Турция и др.), хотя их деятельности менее заметна, чем у вышеназванныхконфессий. Деятельность зарубежных миссионеров даже в тех случаях, когда она непротиворечит законодательствуРеспублики Казахстан, имеет определенные негативные последствия. В республикеувеличилось число иностранных религиозных миссий, посещающих республику с цельюраспространения религиозно-мистических учений и создания предпосылок дляконфликтов на религиозной и этнической основе. Отсюда следует, что их вторжениеспособно резко усилить межконфессиональную напряженность».

Запрошедшие 10 лет ситуация, судя по всему, развивалась по негативному сценарию. Те риски, которые находились в латентном состоянии перешли в активную фазу, что, похоже, оказалось неожиданностью для многих представителей власти. Кто должен противостоять нарастающим угрозам? Этим вопросом задаются и российские управленцы на Северном Кавказе, понимая, что питательная среда для религиозного экстремизма, это и неэффективные социальные лифты и отсутствие должного авторитета у официальных духовных лидеров.

А, в конечном счете, соединение рисков в религиозной и социальной сфере и есть главная угроза с точки зрения политических элит Казахстана и России.

Продолжение следует.

Поделиться: