Азербайджано-иранские отношения

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После затянувшегося кризиса в ирано-азербайджанских отношениях, достигшего пика после отказа Ильхама Алиева от участия в саммите стран Движения неприсоединения в конце августе этого года, сейчас обе страны проводят политику, направленную на внесение разрядки в двусторонние отношения. В частности, потепление стало возможным после освобождения в начале сентября по прямому указанию верховного аятоллы Хаменеи двух азербайджанских поэтов, в течение нескольких месяцев удерживавшихся в иранской тюрьме.
Азербайджано-иранские отношения


Автор: Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «ВК»
Послезатянувшегося кризиса в ирано-азербайджанских отношениях, достигшего пика после отказа Ильхама Алиева от участия в саммите стран Движения неприсоединения в конце августе этого года, сейчас обе страны проводят политику, направленную на внесение разрядки в двусторонние отношения. В частности, потепление стало возможным после освобождения в начале сентября по прямому указанию верховного аятоллы Хаменеи двух азербайджанских поэтов, в течение нескольких месяцев удерживавшихся в иранской тюрьме.

Проправительственные СМИ обеих стран также значительно сбавили оборот антииранских и, соотвественно, антиазербайджанских публикаций. Так, Высший совет национальной безопасности (ВСНБ) Ирана запретил телеканалу Sahar-2 подготовку и показ политических передач, направленных против Азербайджана. Каналу поручено работать только над культурными и общественными программами. Об этом сообщил кандидат на пост посла Ирана вАзербайджане Мохсин Пак Айин на встрече с официальными лицами иранской провинции Восточный Азербайджан, сообщает иранский информационный порталİNN. "К сожалению, канал Sahar-2, касаясь политических тем, создал у руководства Азербайджана впечатление, что якобы этот канал хочет осуществить переворот в Азербайджане. Поэтому в Высшем совете национальной безопасности было принято решение о том, чтобы на этом канале транслировались передачи только общественно-культурного содержания", - сказал Пак Айин. Кроме того, ВСНБ запретил каналу брать интервью у лиц, которые своими высказываниями наносят ущерб ирано-азербайджанским отношениям, добавил он. "Надеемся, что это решениеВСНБ укрепит доверие азербайджанской стороны к Ирану и продемонстрируетполитическую волю Тегерана развивать сотрудничество", - сказал Пак Айин.

В Азербайджане после освобождения поэтов также была свернута антииранская кампания в СМИ. Более того, американский конгрессмен Дана Рорабахер, планирующий в скором времени представить на рассмотрение Конгресса США резолюцию по поддержке движения иранских азербайджанцев занезависимость, был жестко раскритикован за это намерение официальными лицами в Азербайджане. «Между Ираном и Азербайджаном существуют дружеские отношения. Если у кого-то имеются проблемы, пусть придет и решит их», - заявил первый вице-спикер Милли меджлиса Зияфет Аскеров, комментируя проект по Южному Азербайджану. Он обвинил «некоторые стороны» в создании проблем с Азербайджаном и азербайджанцами, желании испортить отношения между Азербайджаном и Ираном.

«Иран признает территориальную целостность Азербайджана, а Азербайджан –Ирана. Направление того законопроекта в Белый дом, обсуждение в Конгрессе исходит не из искренности в отношении Азербайджана. Лучше бы этот конгрессмен поднял вопрос о давлении США, президентом этой страны, Минской группой ОБСЕ на Армению из-за оккупации 20% азербайджанских земель, решении нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан не зарится на земли ни одного государства», - отметил он. Схожее мнение озвучил и исполнительный секретарь правящей партии «Новый Азербайджан» Сиявуш Новрузов.

Однако, несмотря на подчеркнутую дружелюбность, которую сейчас демонстрируют две страны, в их отношениях, как и ранее, остались существенные раздражители: без изменений остался умеренно прозападный курс правительства Азербайджана. Не изменилось и положение Ирана, на который группа государств во главе с США оказывают усиленно давление путем экономических санкций, одновременно пытаясь устранить режим БашараАсада — единственного союзника Тегерана на Ближнем Востоке.

Геополитические факторы, в значительной степени определяющие конфронтационный характер отношений между Баку и Тегераном, никуда не исчезли. Одним из таких факторов является поддержка Азербайджаном европейских и американских энергополитических интересов в регионе. В частности, речь идет о проекте Транскаспийского газопровода, по которомупланируется доставлять туркменский газ на европейские рынки. Эта позиция Баку была недавно вновь подтверждена министром энергетики страныНатиком Алиевым. В проекте Транскаспийского газопровода позиция Туркменистана играет большую роль. Если Ашхабад считает его важным для выхода на западные рынки, то Азербайджан поддерживает эту идею и создаствсе условия для его прокладки по своей территории. Об этом журналистам заявил министр энергетики Азербайджана Натик Алиев. В то же время, он отметил, что данный проект не принадлежит Азербайджану, и его реализацияот Баку не зависит. «В реализации проекта заинтересован Евросоюз. Транскаспий является элементом Южного энергетического коридора, призванного доставлять энергоресурсы Каспия в Европу. Азербайджан участвует в трехсторонних консультациях и работа в этом направлении продолжается», - сказал он. Далее Алиев коснулся тех вопросов, которые требуют прояснения и уточнения. «Есть определенные трудности. Так, Туркменистан хочет экспортировать и продавать не менее 30 млрд кубометров газа. Евросоюз должен дать гарантии о закупке такого объема. Наконец, до сих пор не решен вопрос о финансировании строительства трубопровода. Также не ясно, кто будет строить трубу», - отметил Алиев. Касаясь позиции прикаспийских стран по данному проекту, Натик Алиев сказал, что Транскаспий – это проблема Азербайджана и Туркменистана.

Ранее Москва и Тегеран неоднократно высказывались против реализации проекта Транскаспийского газопровода, обосновывая эту позицию предполагаемой экологической угрозой для каспийского водоема и нерешенностью правого статуса Каспия. На деле же речь идет о желании России сохранить газовую монополию в Европе, которая может быть поставлена под угрозу в случае самостоятельного выхода Туркменистана на европейские рынки. Сам по себе азербайджанский газ с перспективного месторождения «Шахдениз-2», значительная часть которого будет закупатьсяТурцией, в виду его малых объемов не является конкурентом для «Газпрома» в Европе по умолчанию. В отличие от Азербайджана, Туркменистан является газовым гигантом и занимает четвертое место в мирепо запасам газа. Это и объясняет желание Москвы не допустить потенциального конкурента на щедрый европейский рынок.

Иран (вторые по величине газовые резервы в мире), хоть в данный момент инаходящийся в международной изоляции, ориентирован в своей газовой политике на будущее. Поэтому он, также как и Россия, не заинтересован в том, чтобы европейский рынок был занят еще одним серьезным игроком в лице Туркменистана. Туркменский газ может быть доставлен в Европу, однако, тогда газопровод должен проходить через территорию Ирана, считают в Тегеране.

Еще одним фактором, негативно сказывающимся на азербайджано-иранских отношениях, является диаметрально противоположная позиция двух стран по сирийскому вопросу. Азербайджан, являясь непостоянным членом СБ ООН, регулярно поддерживает западные резолюции, направленные против режима Башара Асада. Однако в этом вопросе официальный Баку следует в фарватереТурции и играет скорее символическую роль, поскольку все резолюции и без того обречены на вето со стороны России и Китая. До сих пор Баку также не отличился какими-то громкими заявлениями, направленными против сирийского режима, пытаясь по мере сил дистанцироваться от этого щекотливого вопроса.

Наконец, как и прежде, ирано-армянское сотрудничество с одной стороны и азербайджано-израильская кооперация с другой, продолжают негативно воздействовать на ирано-азербайджанские отношения. Впрочем, к этим темамв последнее время все меньше обращаются как в Иране, так и Азербайджане, в рамках «новой политики добрососедства» предпочитая обходить их стороной.

Следует, однако, отметить, что азербайджано-израильская кооперация, еслии имеет какую-либо антииранскую направленность, то речь тут идет определенно не о предоставлении азербайджанских военных аэродромов израильским ВВС для нападения на Иран. Такой сценарий описывался в нашумевшей статье американского военного эксперта Марка Перри в журнале Foreign Policy в марте этого года. Тогда эта статья вызвала серьезный резонанс во всем мире, а Азербайджану пришлось опровергать ее на всех уровнях. Возможная военная операция НАТО или США против Ирана стала бы «катастрофой для Азербайджана» - согласно документам «Викиликс», именно такой позиции придерживается азербайджанский президент Ильхам Алиев.

В самом деле, у Азербайджана есть серьезные основания для того, чтобы опасаться возможной войны западной коалиции против Ирана. С одной стороны, Азербайджан столкнулся бы с огромным потоком беженцев — этнических азербайджанцев, которые бы попытались обосноваться в независимом Азербайджане. При этом необходимо помнить, что в самом Азербайджане около миллиона вынужденных переселенцев, ставших жертвами оккупации Арменией Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов. По количественному соотношению вынужденных переселенцев на общее число населения Азербайджан и без того занимает первое место в мире.

С другой стороны, вся западная инфраструктура в регионе, в том числе, в Азербайджане, находящаяся в зоне досягаемости иранских ракет, может стать целью для ответных ударов Ирана, в случае, если он подвергнется нападению. Поэтому абсолютно не в интересах Азербайджана вовлекаться в антииранскую коалицию, а уж тем более, предоставлять Израилю военные аэродромы для бомбежек Ирана.

Это, однако, вовсе не означает, что Азербайджан не может кооперировать сИзраилем на других уровнях. Исламистское подполье в Азербайджане растетиз года в год, и этот устойчивый процесс предположительно управляется из Ирана. Недавняя акция протеста против запрета хиджаба в средних школах, состоявшаяся 5 октября перед зданием министерства образования в центре Баку, показала неплохую организацию и готовность радикальных исламистов вступать в серьезную конфронтацию с силами правопорядка. В результате спонтанной и несанкционированной властями демонстрации были задержаны более 70 активистов, несколько полицейских получили ранения и были госпитализированы. Примечательно, что Исламская партия Азербайджана, которую многие эксперты называют «пятой колонной Ирана» в стране, дистанцировалась от данной акции, заявив, что не имеет с ней ничего общего. Позже выяснилось, что организовала акцию другая радикальная группировка шиитов, базирующаяся в бакинском поселке Маштага.

Поэтому нельзя исключать сотрудничества между азербайджанскими и израильскими спецслужбами в области совместной борьбы против подпитываемого из Ирана религиозного радикализма в Азербайджане, в чем не заинтересован ни Баку, ни Тель-Авив — ведь для Израиля Азербайджан является на данный момент фактически единственным союзником в мусульманском мире. Помимо этого, как Азербайджан, так и Израиль обеспокоены перспективой превращения Ирана в атомную державу. Такой вариант событий неизбежно усилил бы региональное влияние Ирана и поставил Азербайджан перед новыми вызовами, вплоть до необходимости переосмысления своего внешнеполитического курса. И тогда уже становится вполне понятно, почему новоназначенный посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар назвал Иран «главной проблемой безопасности Азербайджана».

Поделиться: