Экономической интеграции не хватает информационной политики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Интеграция и глобализация стали трендами современного мира. Тот, кто не равняется под него, проиграет борьбу за лидерство.Однако политики, говоря о сближении экономик, нередко впадают из одной крайности в другую: либо вовсе отрицают ее, либо начинают превратно воспринимать интеграцию. Не так давно спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин предложил создать в рамках Единого экономического пространства наднациональный орган – евразийский парламент. Идея заимствована из европейского опыта, но на постсоветском пространстве, где интеграция на порядок слабее, столкнулась с политическими фобиями и вызвала бурную реакцию. С другой стороны, Казахстан предпочитает не торопить события и придерживается правила: вначале экономика, потом политика.
Экономической интеграции не хватает информационной политики


Интеграция и глобализация стали трендами современного мира. Тот, кто не равняется под него, проиграет борьбу за лидерство.
Однако политики, говоря о сближении экономик, нередко впадают из одной крайности в другую: либо вовсе отрицают ее, либо начинают превратно воспринимать интеграцию. Не так давно спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин предложил создать в рамках Единого экономического пространства наднациональный орган – евразийский парламент. Идея заимствована из европейского опыта, но на постсоветском пространстве, где интеграция на порядок слабее, столкнулась с политическими фобиями и вызвала бурную реакцию. С другой стороны, Казахстан предпочитает не торопить события и придерживается правила: вначале экономика, потом политика. В связи с этим газета «Литер» решила задать вопросы известному российскому эксперту, директору Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политическихпроцессов на постсоветском пространстве МГУ Алексею Власову.

–Алексей, начнем по существу. Вы ведь знаете, как отреагировали на заявление спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина о необходимости создания единого евразийского парламента казахстанские эксперты. К примеру, политолог Ерлан Карин прямо заявил, что об этом даже разговора быть не может. Фактически российская власть устами Нарышкина предложила отказаться от суверенитета. А как вы считаете, чем вызвана такая позицияНарышкина?
– Вокруг заявления Нарышкина много спекуляций и домыслов. Спикер Госдумы акцентировал внимание на необходимости созданияевразийского парламента, представив российскую точку зрения на сроки создания наднационального органа. Ерлан Карин и Ермухамет Ертысбаев высказали позицию Акорды. Вот и все – ни о какой угрозе суверенитету страны речи не идет. Равно как и об отрицании интеграционной идеи. Есть рабочая группа, в которой представлены политики трех стран, – пусть спокойно обсуждают этот непростой вопрос
– Карим Масимов на предыдущем посту премьер-министра воспринимался в глазах общественного мнения как реформатор-интегратор, работавший над воплощением в жизнь идей Таможенного и Евразийского союзов. Чего следует ждать от него в данном направлении, после того как он возглавил администрацию президентаРК?
– На посту главы администрации президента он получает возможность проявить иные грани своего управленческого таланта. А что касается Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, то я всегда полагал, что это реализация идеи самого Нурсултана Назарбаева, а тот же Масимов выступает как исполнитель президентских установок на интеграцию.
– Казахстан придерживается во всем простого постулата: вначале экономика, а потом политика. В данном конкретном случае все получилось с точностью до наоборот. Российский депутат предлагает новые наднациональные политические институты. Хотя потенциал экономической интеграции пока далеко не полностью исчерпался. Не понимают ли в Москве под созданием Евразийского союза реанимацию советской модели? И насколько это возможно в нынешней ситуации?
–Нет – возрождение прежнего проекта невозможно. Для этого не хватает ни ресурсов, ни политической воли. А вот усилить конкурентные преимущества вэкономической сфере через объединение потенциалов (двух стран. – Ред.) –вполне реальная цель. Но есть проблема сверки позиций по темпам и формату реализации интеграционного проекта. Нам надо задуматься над тем,чтобы в Казахстане и Беларуси не было сомнений в реальных намерениях Кремля. Необходима целостная и продуманная информационная политика. Вот сэтим есть большие проблемы – что, собственно говоря, и дает поводы для мифов и спекуляций на данной теме.
– А вообще, как вы считаете, много ли в российском руководстве и Государственной думе РФ политиков, полагающих, что процесс обретения независимости или суверенитета носит обратимый характер? Иначе откуда эти разговоры о необходимости создания единой валюты, перехода на единый русский язык в рамках союза, упразднении государственных границ между РФ и Казахстаном.И ведь это говорят не какие-то там радикалы с улицы. Об этом заявляет премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев. И его позицию поддерживает руководитель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
–Лично я таких политиков не встречал. Ни в Госдуме, ни в администрации президента. Матвиенко, Нарышкин и Слуцкий формируют идеальный образ будущего проекта по аналогии с ЕС, менее всего задумываясь о том, чтобы хоть каким-то образом принизить суверенитет своего ближайшего партнера. Что нам точно необходимо, так это чаще сверять часы в отношении планов друг друга.
Проблема некоторых российских чиновников в том, что они далеко не так хорошо знают нынешний казахстанский контент. Но, на мой взгляд, это поправимо.
– Вопрос – идеальный для кого? Замечу по поводу евразийского парламента. Свою идею Нарышкин основывает на необходимости прямых выборов в этот орган по итогам голосования населения. Но в таком случае получается, что на одного казахстанского депутата евразийского парламента будет приходиться десять депутатов от России. В таком случае чьи интересы будет отстаивать такой парламент…
–Давайте разделим вопрос на две части. Первое, после создания экономического союза или даже в процессе его создания есть потребность вкоординации деятельности законодательных органов? Да, безусловно. В какой форме и на каких условиях будет реализован этот тренд – ответ очевиден. Данный вопрос будет еще долго обсуждаться, и без достижения консенсуса его окончательное решение невозможно.
– В наших странах есть не только сторонники, но и противники интеграции, для которых сближение экономик двух государств носит чувствительный характер. В России каждый раз, когда речь заходит об оплате Минском поставок газа или нефти, слышатся упреки – мол, зачем кормить соседей. ВКазахстане к интеграции чувствительно относятся представители оппозиции, в том числе национал-патриотического толка, для которых сам процесс сближения экономик стал неким «мальчиком для битья». Его модно ипопулярно критиковать. Трудно сказать почему. Может быть, других острыхпроблем в стране не существует, а может, потому, что они не работают с людьми и не знают об их проблемах. И здесь интеграция превращается в удобную перекладину, где можно накачивать мышечную массу. Тем более что российские политики заряжают их энергией и закачивают воздух в их политические «меха»…
– Это вопрос информационной политики. Необходимо развенчивать мифы о политике России в Казахстане, и наоборот.Это не вопрос реального содержания политики, а неспособности агитпропа вести нормальную дискуссию. Обратите внимание, Ерлан Карин – за интеграцию. Но против торопливости в выборе инструментов ее реализации. Это – разные вещи.
– Любая интеграция предполагает рамки, за которые переходить недопустимо. Иначе это может грозить потерей национального суверенитета. Как вы полагаете, в ходе переговорных процессов по Евразийскому союзу должны ли стороны заявить открыто общественности – вот до таких пор мы идем на интеграцию, а вот до таких –нет?
– Абсолютно точно. Но это не константа. Пределы возможного могут быть расширены…
– Благодарю вас за беседу. И также полагаю, что за рамки благоразумия переходить не следует.

Серик МАЛЕЕВ, Алматы

Поделиться: