Историческая политика и электоральные циклы в странах Балтии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Государственная идеология так или иначе всегда обращается к историческим фактам. Соответственно резкое изменение внешнеполитического курса ряда бывших советских республик в начале 1990-х гг. потребовало и форсированного переформатирования исторической памяти своих граждан. Для стран Балтии эта задача актуальна и по сей день, подтверждением чему служит нарастание исторической риторики во время избирательных кампаний. При этом для Эстонии, Латвии и Литвы соотношение истории и политики — это еще и проблема разрыва между элитными и массовыми группами.
Историческая политика и электоральные циклы в странах Балтии

Выступление в рамках международного круглого стола «Историческая политика и электоральные циклына постсоветском пространстве» , в котором приняли участие эксперты из России, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины и Эстонии (25 сентября, Москва).

Государственная идеология так или иначевсегда обращается к историческим фактам.Соответственно резкое изменениевнешнеполитического курса ряда бывшихсоветских республик в начале 1990-х гг.потребовало и форсированного переформатирования исторической памятисвоих граждан. Для стран Балтии этазадача актуальна и по сей день,подтверждением чему служит нарастаниеисторической риторики во времяизбирательных кампаний.

Приэтом следует отметить, что для Эстонии,Латвии и Литвы соотношение истории иполитики - это еще и проблема разрыва между элитными и массовыми группами.На верхнем, элитном, уровне находятсяманипулятивные практики историческимиоценками, «оккупационная доктрина» ипр. На этом уровне проблема регулярновоспроизводится на страницах СМИ ихорошо всем знакома. Поэтому сразу жехотелось бы обратить внимание насуществование второго измерения в этомвопросе, а именно: массовое восприятие,которое достаточно существенно расходитсяс декларациями политических элит.

Дабыне быть голословным, обращусь кэмпирическому материалу, которыйпо данной теме довольнообширен, вопрос лишь в том, насколькоон востребован. Я не буду приводитьбольшое количество примеров, упомянулишь несколько, на мой взгляд, наиболеепоказательных и в хронологическомсмысле свежих.

Вполитическом процессе стран Балтиизаметное место занимает русофобскиедействия, во многом обусловленныевнутриполитической конъюнктурой. И«оккупационная доктрина», как ееопределяет Р.Х.Симонян, со временем встранах Балтии не ослабевает. Однаколюбопытно, что даже несмотря намассированное насаждение сверхуантироссийских настроений во всех трехстранах Балтии Россия даже сейчас,спустя почти четверть века после распадаСССР, значится среди приоритетных дляпартнерства стран.

Показательны здесь данные Estonian HumanDevelopment Report за 2010/2011 гг. Хотелось быобратить внимание, что я намереннообращаюсь к данным, полученным специалистам из самих балтийских стран.Итак, согласно этому исследованию жителиЛатвии и Литвы считают наиболее важнымитесные экономические отношения преждевсего с Россией. Важность этих связейлитовцы и латыши оценили в 4 бала по5-бальной шкале. Затем уже у литовцев всписке приоритетов шли - Германия,Латвия и Эстония, а в Латвии - Литва,Эстония и Германия. Лишь для эстонцевважность экономических отношений сРоссией стоит на втором месте - послеФинляндии, но, что интересно, - абсолютнаяоценка приоритета отношений с восточнымсоседом у эстонцев выше, чем у литовцеви латышей - 4,2 ед.

Еслиобратиться к конкретным темам,используемым, например, в текущейизбирательной кампании в Литве, такжеполучается интересная картина. Какизвестно, в мае этого года созданиемспециальной комиссии были сноваактуализированы требования возмещенияущерба за т. н. «советскую оккупацию».Вскоре (в июле 2012 г.) в литовских СМИразошлись результаты исследованиякомпании RAIT, согласно которым 54% гражданстраны поддерживают требования к России. Однако есть другие данные, от агентства Vilmorus совершенно свежие - сентябрь 2012 г. Согласно их исследованию,литовцев, поддерживающих требованиявозмещения ущерба за оккупацию - 25,4%,почти столько же сколько граждан,настаивающих на увеличении финансовойпомощи из еврофондов (29,4%). При этомотносительное большинство опрошенных43,2% считают, что в первую очередь послевыборов в Сейм необходимо направитьвсе усилия на улучшение политическогои экономического диалога именно сРоссией.

Еслиперевести язык цифр, можно сделатьследующий вывод. Конечно,надо оговориться, что этолишь один замер и данное исследование,надеюсь, литовские коллеги не бросят,потому что по результатам лишь одногоопроса делать выводы преждевременно.Однако определенные тенденции, о которыхможно сказать, прослеживаются. Еслипозволите, три наблюдения.

Первое. Подавляющее большинство жителей Литвы не считают, что литовские властидолжны во что бы то ни стало требоватьот России денег за советский период.Тут налицо расхождение с официальнойпозицией, навязываемой сверху. Выходит,люди этого не принимают? Думаю, стоитпоразмышлять на эту тему.

Второе. Хотел бы обратить внимание на количествожелающих получить компенсации от России.Оно практически полностью совпадает стеми, кто хотел бы иметь деньги и отЕвросоюза, из его структурных фондов.Т.е. российские компенсации рассматриваютсяне через призму политических, дажеидеологических претензий, а просто какочередной способ пополнить литовскийбюджет. В Литве действительно непростаяфинансовая ситуация. Видимо, именноэтим продиктовано это желание любойценой посильнее впиться в грудь Евросоюза,получив хоть какие-то деньги из структурныхфондов.

Третье. Среди первостепенных «наказов» вновьизбранным политикам звучит императив- активизировать восточное направлениевнешней политики. Будет ли он услышанпо итогам октябрьских выборов в Сейм?

Такимобразом, даже при столь беглом анализевиден кризис репрезентативностиобщественных интересов на политическомуровне, в том числе несоответствиевнешнеполитических приоритетов. Причемуровень поддержки налаживания отношенийс Россией выше среди людей старшегопоколения, историческая память которыхво многом сформировалась еще до началаактивного «антироссийского» информационногодавления. Важным следствием этогоразрыва интересов, на мой взгляд, стал,например, чрезвычайно низкий уровеньподдержки партий во время текущейизбирательной кампании в Литве инедоверие к сейму в целом (в сентябрепарламенту не доверяло около 72,1%литовцев). Дальнейшее усилениеантисоветской риторики, борьбы срезервистами КГБ и т. п., направленныена мобилизацию электората правоконсервативныхи либеральных сил, может привести кобратному результату: литовское общество,пресытившись избитыми и неубедительнымилозунгами, еще глубже впадет в состояниеполитической апатии. Этаапатия, дезориентация виднауже сейчас, когда для мобилизацииэлектората требуются не классическиепродукты партийного строительства, авсе новые и новые популистские проекты– такие как «Путь смелости», движение«ДА!» и т.д.

Иданная проблема для балтийских странпредставляется сейчас более серьезней,нежели угроза со стороны партий сярлыком «прорусских».

Поделиться: