Религиозная ситуация и угроза религиозного экстремизма в Центральной Азии (Часть 1)

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Население стран Центральной Азии в подавляющем большинстве позиционирует себя в качестве мусульман. Тем не менее, в регионе устойчиво сохраняется светский характер всех государств. Также следует отметить снижение непосредственного зарубежного влияния на характер исповедания ислама в регионе. Духовные управления мусульман стран региона (чью деятельность оправданно критикуют по разным поводам) все же удерживают в качестве основной формы исповедания ислама ханафитский масхаб – традиционной для региона и наиболее лояльной государству и народным традициям.
Религиозная ситуация и угроза религиозного экстремизма в Центральной Азии (Часть 1)

Религиозная ситуация и угроза религиозного экстремизма в Центральной Азии (Часть 1) Население стран Центральной Азии в подавляющем большинстве позиционирует себя в качестве мусульман. Тем не менее, в регионе устойчиво сохраняется светский характер всех государств. Также следует отметить снижение непосредственного зарубежного влияния на характер исповедания ислама в регионе. Духовные управления мусульман стран региона (чью деятельность оправданно критикуют по разным поводам) все же удерживают в качестве основной формы исповедания ислама ханафитский масхаб – традиционной для региона и наиболее лояльной государству и народным традициям. Помимо этого, властные структуры государств региона принимают меры по недопущению экстремистского влияния на характер функционирования ислама в регионе, в том числе посредством ужесточения законодательства в религиозной сфере и сокращения объемов получения исламского образования за рубежом. Однако, несмотря на снижение зарубежного влияния на характер исповедания ислама в регионе, следует подчеркнуть, что в предыдущие годы это влияние было настолько мощным, что зарубежные проповедники сумели заложить основы нетрадиционного исповедания ислама в регионе. Сейчас это влияние дает свои плоды. Ситуация в Кыргызстане Согласно официальным источникам 80% жителей республики – мусульмане. Мусульманская община Кыргызстана полиэтнична, в ней представлено около 20 этнических групп. Из них кыргызы составляют 60%, узбеки около 15%, казахи, татары, таджики, дунгане, уйгуры, турки, башкиры, чеченцы, даргинцы и др. более 5%. Почти все мусульмане – сунниты ханафитского мазхаба, шиитов – не более 1000 человек. В Кыргызстане насчитывается 3 исламских университета, 7 исламских институтов, 52 медресе. В общей сложности насчитывается 2050 мечетей, в которых работают около 3000 имамов. Такие данные привел 19.04.2011 на пресс-конференции верховный муфтий КР Чубак ажы Жалилов. В Госкомиссии по делам религий официально зарегистрировано более 1700 мечетей, 9 исламских вузов, 60 медресе и примерно столько же различных исламских центров, общественных фондов и объединений.1 Примерно 1000 мечетей действует без регистрации. При этом количество религиозных объектов постоянно растет. К примеру, только за 2010 год прошли регистрацию около 100 новых мечетей. Их строительство зачастую финансируется из-за рубежа. При выявлении отношения населения к активизации проповедования ислама 2/3 респондентов положительно оценили этот процесс. Официальную исламскую общину Кыргызстана возглавляет Духовное управление мусульман Кыргызстана. В 2010 году руководство ДУМК сменилось, но, по-прежнему, не пользуется доверием мусульман республики. В стране действует много суфийских орденов, наибольшей популярностью пользуются ордена Нахшбандия и Кадария. Русская православная церковь – крупнейшая из религиозных меньшинств. К числу ее последователей относят (в силу отождествления этнической и религиозной принадлежности) всех русских и русскоязычных жителей республики (около 10% от 5,2 млн. общей численности населения). В республике 55 православных приходов, один православный женский монастырь и четыре приходских школы. Имеются старообрядцы – 2 прихода. В стране действуют 4 римско-католических прихода. Велико количество протестантских общин – около 280. Из них 48 баптистских церквей, 21 лютеранских, 49 церквей Пятидесятницы, 35 пресвитерианских, 45 общин Харизматических церквей, 49 общин Свидетелей Иеговы, 30 общин Адвентистов Седьмого дня. Самая крупная из протестантских общин Церковь Иисуса Христа (около 14 тыс. прихожан, 35% из которых составляют этнические кыргызы). Имеется одна еврейская община (вокруг синагоги идет интенсивная общественно-гуманитарная жизнь: раздают продукты питания, изучается культура и т.д.). Функционируют 12 общин бахаистов, одна – буддистов (имеется храм). В настоящее время в Кыргызстане действует "Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях КР", введенный указом Президента Кыргызской Республики 12 января 2009 года. "Параллельный ислам" представлен в Кыргызстане группировками нетрадиционных для Кыргызстана течений ваххабитских или салафитских джаммаатов, "Хизб-ут-Тахрир", Ахмадия, Нуржилер, Сулеймания и другими. С 2005 года в Кырзызстане нарастает число мусульман, придерживающихся радикальных течений ислама: салафитов и ваххабитов. Ряд ведущих кыргызских экспертов дает информацию о серьезном нарастании масштабов именно этих течений в регионе. При этом они подчеркивают, что салафиты не претендуют на политическую власть – и потому они не опасны режимам Центральной Азии. Это позволило бы "смотреть на их наличие в регионе сквозь пальцы". Но от салафизма исходит угроза иного свойства – они вносят разлад в вероучительные основы ислама (ханафитского масхаба), который исповедует абсолютное большинство мусульман региона. И в этом они представляют опасность. Многочисленные радикальные исламистские течения смогли укорениться в Кыргызстане не только потому, что этому способствует низкий уровень жизни абсолютного большинства населения страны и несостоятельность кыргызской государственности. Со стороны исламских лидеров Кыргызстана исламисты не встретили никакого отпора. Низкое качество духовного образования, землячество и коррупция характерны для имамов страны. В Кыргызстане только 30-40% имамов имеют специальное теологическое образование. Нарастает социальная, экономическая, политическая и духовная фрустрация. Все эти условия в совокупности привели к ситуации, когда социальные аспекты роста исламского радикализма наслаиваются на собственно исламистскую идеологию. Происходит взаимная генерация радикального протеста на исламистских основаниях. На юге Кыргызстана усилило свое присутствие ИДУ (особенно после этнических конфликтов между кыргызами и узбеками в 2010 году). В ходе конфликта 2010 года были разграблены несколько православных храмов (чего до этого в Кыргызстане никогда не было), в окно синагоги была брошена бомба (по данным силовиков никто не пострадал). По свидетельству православного священника отца Дмитрия, тогда же на севере Киргизии было осквернено православное кладбище, неизвестные разрушили более 30 могил. По его словам, по республике также прокатилась целая волна грабежей молитвенных домов протестантов: за последние два месяца пострадало 15 протестантских церквей. "Сценарий один: в храмы врывалась группа из четырех-шести человек азиатской национальности в масках и с оружием. Избивали сторожа, связывали, пытали, есть смертельные случаи. Уносили все ценные вещи (в основном деньги)", рассказал отец Дмитрий. По данным министра внутренних дел республики З. Рысалиева, озвученным им 18 января на заседании парламентского Комитета по обороне и безопасности, в настоящее время в Кыргызстане 1279 человек зарегистрированы как террористы. По информации министра, из них 86,1% являются жителями южных регионов, из которых 1192 сторонники движения "Хизб-ут-Тахрир", 49 вахабистов, 36 акромистов и 2 представителя Исламского движения Узбекистана. Общая статистика такова: с 1999 по 2010 годы в стране отмечено 1059 фактов экстремизма. В 2010 году выявлен 101 факт, из них по 64 возбуждены уголовные дела, материалы 21 дела направлены на расследование в ГКНБ. В 2010 году сотрудниками правоохранительных органов изъято 12179 материалов экстремистского толка, в том числе: 3151 листовка, 126 журналов, 3168 книг, 7 буклетов, 22 газеты, 67 видеоматериалов. Активность исламистских радикалов в Кыргызстане отмечают и зарубежные спецслужбы. В докладе Госдепартамента США о терроризме за 2008 год (доклад готовится спецслужбами США) подчеркивается, что в период с 2006 по 2008 годы в Кыргызстане с 5 тыс. до 15 тыс. человек выросла численность членов "Хизб-ут-Тахрир", которая провозгласила своей целью "создание единого теократического государства всего исламского мира". Члены этой группировки проживают преимущественно на юге Кыргызстана в районах компактного проживания этнических узбеков, но "организация получает все большее распространение и на севере страны". "Киргизские власти сообщают о росте поддержки "Хизб-ут-Тахрир" среди населения и расширении ее влияния", сообщает доклад. МВД Кыргызстана 26 мая 2009 года опровергло информацию Госдепа США о количестве в республике членов организации "Хизб-ут-Тахрир", приведенную в данном докладе. Размах противоправной деятельности с религиозной мотивацией в Кыргызстане не уменьшается. Так, 1 августа 2011 года в пригороде Бишкека задержана вооруженная группа, подозреваемая в связях с международной террористической организацией Союз исламского джихада. Среди них были двое сотрудников правоохранительных органов, изъято большое количество оружия. Один из подозреваемых оказал сопротивление и скончался после задержания. По итогам операции в ГКНБ были доставлены семь человек, один сотрудник МВД объявлен в розыск. Правительство Кыргызской Республики и официальные исламские структуры пытаются переломить ситуацию, но пока это не удается. В ноябре 2010 года ДУМ Кыргызстана вынес фетву по сохранению межконфессионального согласия (эта фетва была вынесена по согласованию с Госагентством по делам религии). На совместном совещании ДУМ Кыргызстана и Госагентства были обсуждены меры по дерзким ограблениям церквей и молельных домов в ходе конфликта 2010 года. "Ограбления носят только криминальный характер, и никакой другой подоплеки здесь нет", - сообщают представители религиозных организаций. Казы областей и имамам мечетей было поручено провести разъяснительные беседы среди мусульман о недопустимости религиозной нетерпимости и призванию мусульман к толерантности по отношению к представителям других религиозных убеждений. Киргизские чиновники задумались и о том, чтобы запретить молодым гражданам своей страны учиться в зарубежных религиозных вузах. "Было бы хорошо в такое время, когда религиозный экстремизм угрожает безопасности нашего государства, запретить обучение молодежи за рубежом", - заявил глава представительства республиканской госкомиссии по делам религии К. Узаков, приведя в пример Таджикистан, где уже действуют подобные нормы. Он напомнил, что в некоторых исламских странах ваххабизм считается официальной религией. "И какое обучение может получить там наша молодежь это вопрос", подчеркнул представитель госкомиссии. По его данным, в Киргизии вполне хватает учебных заведений и высших и средних, всего их более 50-ти. Учителей тоже хватает, и они "достаточно грамотные". С главой представительства согласен и заместитель начальника УВД Ошской области М. Нурдинов, сообщивший агентству, что имам, уничтоженный во время спецоперации 29 ноября 2010 года, два года изучал ислам за рубежом. "Второй имам, который под видом учебы отправлял молодых людей на подготовку в лагеря наемников, также обучался за рубежом около пяти лет", добавил он. По оценкам экспертов, ни в одной другой стране региона исламизация не идет с такой скоростью, как в Киргизии. Опросы показывают, что около 50% населения поддерживают идею создания исламского государства. ---------- 1 Маликов К. Вопросы модернизации исламских образовательных учреждений в Киргизстане // Россия и мусульманский мир (ИМЭМО/ИВ РАН). 2010. № 1. С. 103-109. Мурат Лаумуллин д.п.н.

Источник -Фонд Карнеги

Поделиться: