Внешнеполитические инициативы Казахстана: от «врастопырку» к объединению потенциалов.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поэтому если бы удалось хотя бы на одном объекте доказать жизнеспособность идеи взаимодействия евразийских и евроатлантических организаций, например, в урегулировании какого-либо регионального конфликта, можно было бы говорить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки. Но пока, обсуждая эту, безусловно, разумную инициативу, ожидать, что она воплотится в какие-то конкретные решения, было бы слишком смело.
Внешнеполитические инициативы Казахстана: от «врастопырку» к объединению потенциалов.

Среди незабвенных афоризмов изнаследия Виктора Степановича Черномырдина есть и такое меткое высказывание онеобходимости сотрудничества: «Я готов ибуду объединяться. И со всеми. Нельзя, извините за выражение, все времяврастопырку». Последние внешнеполитические проекты Казахстана призываютмировые центры силы внять словам известного советского и российского политика.

На днях, выступая на Совете МИД СВМД, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с новой инициативой, предполагающей создание единой площадки для взаимодействия евразийских и евроатлантических структур безопасности: ШОС, ОДКБ, НАТО, ОБСЕ и СВМДА.

Мы попросили известных российских экспертовоценить перспективы анонсированного казахстанским лидером проекта.

Алексей Власов – генеральный директор ИАЦ МГУ:

Идея Нурсултана Назарбаева, если рассматривать ее в теоретической плоскости, сама посебе позитивная и правильная. Кроме того, она является логическим продолжениемтех инициатив, которые Казахстан выдвигал на протяжении последних 10-12 лет насамых разных площадках, начиная от СВМД и заканчивая периодомпредседательствования страны в ОБСЕ.

Однаковопрос состоит в том, что те, к кому обращается Нурсултан Назарбев, - НАТО,ОБСЕ, ШОС, ОДКБ – в настоящий момент находятся в стадии определения собственныхпозиций в условиях новых вызовов и угроз. Едва ли эти структуры готовы к тому,чтобы сделать модели безопасности открытыми для участия других сторон, простопотому что они еще до конца не определили свои собственные зоныответственности, а также инструменты, с помощью которых они намерены выполнятьсвои цели. Это касается всех структур. К ним накопилось очень много претензий.

Поэтомуесли бы удалось хотя бы на одном объекте доказать жизнеспособность идеивзаимодействия евразийских и евроатлантических организаций, например, вурегулировании какого-либо регионального конфликта, можно было бы говорить отом, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Нопока, обсуждая эту, безусловно, разумную инициативу, ожидать, что онавоплотится в какие-то конкретные решения, было бы слишком смело.

Леонид Гусев - старший научный сотрудник Аналитическогоцентра МГИМО(У) МИД РФ.

Проект,предложенный Нурсултаном Назарбаевым, находится в русле инициатив Казахстана,выдвигаемых уже на протяжении последних 7-10 лет. Казахстан формулируетподобные инициативы и сам становится руководителем крупных региональныхструктур, как это было во время председательства Астаны в ОБСЕ в 2010 году. Напомню,что под эгидой Казахстана был проведен очень значимый саммит ОБСЕ, на котором втом числе, говорилось о кооперации и сотрудничестве евроатлантических иевразийских организаций.

Ядумаю, что это инициатива президента Казахстана может реализоваться так, чтобыорганизации на первом этапе работали в одном направлении, а в дальнейшем всебольше и больше кооперировались в своей деятельности. Я думаю, это довольноздравая идея, поскольку и евразийские, и евроатлантические структурысталкиваются с одними и теми же угрозами: наркотрафик, терроризм, экстремизм. Яркимпримером в этой связи являются события в Афганистан, которые представляютпроблему и для НАТО, и для ШОС, и для ОДКБ. Да и ОБСЕ охватывает не толькоевропейское, но и в расширенном формате – евразийское пространство.

Конечно,пока очень сложно сказать, как на практике реализовать идеи НурсултанаНазарбаева. Сам посыл правильный, но сейчас к реализации этой инициативы должныподключиться и другие стороны, прежде всего, европейские партнеры.

Какговорится, начало положено, но в дальнейшем очень важно, чтобы инициатива казахстанского президента реализоваласьв правильном направлении.

Владимир Евсеев – директор центра общественно-политических исследований

Я думаю, что сама по себеидея выстраивания диалога между разными структурами вполне разумна. Потому чтов последнее время количество проблем в сфере региональной безопасности нарастает,и эти проблемы работают на понижение уровня взаимного доверия. Прекратилдействовать ДОВСЕ, постоянно усиливается угроза милитаризации космоса,серьезное нагнетание идет по Сирии и Ирану. Углубляется проблема противоракетнойобороны, которая приобретает глобальный характер. Происходит рост взаимнойнапряженности. И в этой ситуации, действительно, нужно находить новые механизмывыстраивания отношений между блоками, занимающимися обеспечением безопасности.

Россия согласна напостроение взаимоотношений между ОДКБ и НАТО, но это не хочетСеверо-Атлантический альянс. Почему? Потому что в НАТО не исключают вперспективе присоединения членов ОДКБ к евроатлантическому блоку, включаяКазахстан.

Учитывая все этиобстоятельства, площадка, предложенная Нурсултаном Назарбаевым, конечно, нужна.Другое дело, насколько эффективной она окажется. Генеральная ассамблея ООН несамая лучшая платформа для взаимодействия, так же как и Совет безопасности. Почему? Потому чтоиз 180 государств ООН, 80-90% находитсяпод влиянием и контролем Запада. Нельзя говорить о диалоге, когда решенияпринимаются в одностороннем порядке без учета другого мнения.

Поэтому необходимо искатьновую площадку и новый формат взаимодействия евроатлантических и евразийскихструктур. Очень трудно найти формат, который будет утраивать все стороны. Сдругой стороны, Россия смотрит на ОБСЕ как на структуру, которая не являетсядейственной. На Западе считают, что ОДКБ - совершенно аморфная организация и по-своему смотрят наОДКБ. Так что трудно найти организации, которые готовы взаимодействовать итрудно найти площадку, на которой можно было бы взаимодействовать.

А главное, я пока не вижувозможностей для реального диалога, поскольку Запад предпочитает приниматьрешения единолично и более того, рассчитывает подчинять своей воле региональныеструктуры.

Поделиться: