Революция роз. Итоги

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прошло почти девять лет с того времени, как Грузию потрясла «революция роз», поэтому вполне позволительно говорить о подведении ее итогов. Это тем более актуально в той связи, что очень скоро Грузию ждут парламентские выборы, в ходе которых народ должен вынести свой вердикт «розовой» власти. В преддверии этих событий несколько независимых экспертов из сферы политики и экономики, попытались расставить акценты на важнейших для страны темах, а в рамках этих тем вынести на суд читателя основные факты, которые имеют существенное значение в политико-экономической жизни страны.
Революция роз. Итоги
Прошло почти девять лет с того времени, как Грузию потрясла «революция роз», поэтому вполне позволительно говорить о подведении ее итогов. Это тем более актуально в той связи, что очень скоро Грузию ждутпарламентские выборы, в ходе которых народ должен вынести свой вердикт «розовой» власти. В преддверии этих событий несколько независимых экспертов из сферы политики и экономики, попытались расставить акценты на важнейших для страны темах, а в рамках этих тем вынести на суд читателя основные факты, которые имеют существенное значение в политико-экономической жизни страны. Авторы доклада - экономист и демограф Иосиф Арчвадзе, политолог и публицист Георгий Векуа, бывший омбудсмен Грузии Нана Девдариани, политолог Леван Осидзе и руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе – исходили из того, что функция аналитика состоит в том, чтобы из множества фактов, событий, вычленить самые главные, первостепенные для народа и его государства. Доклад призван хотя бы частично заполнить информационный вакуум и создать основу для более глубокого анализа и изучения данного этапа новейшей истории Грузии. Доклад сознательно написан максимально популярным языкоми не перегружен статистическими данными и ссылками на научную литературу, хотя совсем отказаться от статистики было бы неправильно, и авторы учли это. Несмотря на то, что доклад оценивает критическим взглядом итоги «Революции роз», он претендует на объективность. Ни одно критическое замечание не приведено без привлечения соответствующего фактического материала. Каждый факт, отмеченный в докладе, либо известенчитателю, либо он сам может перепроверить его, если пожелает.

Социально-экономическое положение Грузии

В последние годы в Грузии произошли важные институциональные изменения, улучшилось макроэкономическое положение страны: по отдельным аспектам реформ, особенно по легкости открытия и ведения бизнеса, согласно рейтингам различных международных организаций, Грузия занимает одно из ведущих мест в мире. При этом количественные индикаторы, характеризующие грузинскую экономику, пока не так впечатляют, чтобы можно было бы говорить о «грузинском чуде». Более того, по некоторым параметрам наблюдается регресс. Как же совмещаются друг с другом передовые позиции, занимаемые по экономическим реформам и незавидное положение с точки зрения реального уровня развития? Ответ на этот вопроссостоит в том, что, несмотря на темпы экономического роста (которые не особенно высоки – период после 2003 года среднегодовые темпы роста ВВП составляли 5.2%), абсолютные показатели роста недостаточны для преодоления тех вызовов, рисков и отсталости, в которой Грузия оказаласьеще в первой половине 1990-х годов по известным причинам. Сейчас, каждый процент экономического роста Грузии по абсолютному значению значительно больше уступает аналогичным показателям стран развитой экономики и некоторых постсоветских стран, чем это было в конце 1980-х годов. Из-за того, что после распада СССР, страны с примерно равным с Грузией уровнем развития не испытали такого сильного экономического коллапса, который испытали мы, абсолютные значения каждого процента их экономического роста ныне значительно превосходят аналогичные показателиГрузии. 

Например, один процент экономического роста в Азербайджане по абсолютному значению соответствует 3,8% роста грузинской экономики. Соответственно, для преодоления экономической отсталости Грузии, требуется рост экономики не несколько процентов, а гораздо выше. Без этого невозможно сократить отставание от развитых стран и европейских стран постсоветского пространства. Валовой внутренний продукт (ВВП) Грузии в 2011 году, по сравнению с 2003 годом, реально вырос почти в 1,6раз (номинально – в 2,8 раза) и составил 24229.1 млн. лари (14370.4 млндол.). Еще более внушительным был рост в долларовом выражении – в 3.6 раза (в том числе на душу населения – в 3.4 раза). Доходы государственного бюджета за это время выросли в 7.3 раза, а расходы в 5.0 раз.

За прошедшие годы самыми быстрыми темпами рос сектор финансов, объем которого в сравнимых ценах вырос в 4.1 раза. Высокие темпы роста имел сектор связи (в 2.5 раза) и сектор операций с недвижимостью (в 2.3 раза). При этом сравнительно низкие темпы роста наблюдались в добывающейпромышленности (в 1.3 раза). В сельском хозяйстве вместо роста было зафиксировано сокращение (почти на 16%). Основными причинами этого были недостаточный объем выделенных ресурсов, слабая государственная поддержка и слабая материальная база. На эту отрасль, в которой занято свыше половины экономически активного населения страны, пришлось менее 20% прямых иностранных инвестиций и менее 1% выданных банковским сектором кредитов. Из-за разницы в темпах роста, за прошедший период значительно изменилась отраслевая структура экономики – резко сократилась доля аграрного сектора в формировании ВВП. Она упала более чем в два раза и сейчас составляет всего лишь 9.3% (в 2003 году – 20.6%). Растянувшийся во времени кризис аграрного сектора отразился и напродовольственном рынке страны, более двух третей которого уже занимаетимпорт.

«Желтой майкой» лидера грузинской экономики с 2010 года владеет торговля – на эту отрасль приходится свыше 1/6 ВВП (17.3%). Промышленность, хотя и сохранила второе место в формировании ВВП (14,0%), но по сравнению с 2003 годом ее доля сократилась. Доля промышленности в экономике Грузии самая низкая на всем постсоветском пространстве. Например, в ВВП Армении промышленность играет почти в два раза более весомую роль, чем в Грузии. Несмотря на реальный рост ВВП, поуровню экономического развития (ВВП на душу населения) Грузия теряет свои позиции среди стран Закавказья. По данному показателю еще в 2003 году Грузия находилась на первом месте, но из-за скромных темпов роста, уже к 2005 году переместилась на второе место, а к 2006 году – опустилась на третье, отстав последовательно от Азербайджана и Армении.

«Призовое» третье место Грузия сохраняла вплоть до 2011 года. Например, в 2003 году ВВП Азербайджана на душу населения составлял 91.6%к аналогичному показателю Грузии, а в 2011 году – уже 212.9%.  Сравнение показателя Армении к этому важнейшему индикатору Грузии варьировалось от 95.1% в 2003 году до 94.4% в 2011 (к сведению: в 2010 году ВВП Армении превышал аналогичный показатель Грузии на 8.3%). В 2011году, из-за девальвации армянского драма по отношению к доллару на 12% иревальвации лари на 5.4%, ВВП на душу населения в долларах США в Армении по сравнению с Грузией упал с 108.3% до 94.5%. Если бы не такое изменение курсов национальных валют Грузии и Армении, в 2011 году ВВП надушу населения в Армении был бы как минимум на 5.5.% выше.

Причиной такого отката Грузии является низкий, недостаточный темп роста ВВП страны. После 2003 года доля Грузии в экономике Южного Кавказауменьшалась ежегодно на 1.7 процентных пункта. В итоге, если в 2003 году на долю Грузии приходилось 28.4% ВВП стран Закавказья, то в 2011 году этот показатель составил лишь 16.5%. Несмотря на легкость старта бизнеса, для иностранных инвестиций Грузия все еще не стала объектом пристального интереса. Пиковым для Грузии был 2007 г., когда соотношениеобъема иностранных инвестиций к ВВП составило 19.8%. Сейчас данный показатель не превышает 7.8% ВВП. По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения Грузия отстает от Азербайджана в 3.7 раза иот Армении – в 2 раза. На Грузию приходится лишь 10% прямых иностранныхинвестиций в Кавказском регионе, что значительно меньше как экономического веса Грузии среди стран Закавказья ( в 1.6 раза), так и доли населения (в 2.6 раза).

Естественно, главным мотивом заинтересованности иностранных инвесторов Азербайджаном является добыча и транспортировка нефти и газа.Однако доля инвестиций в эти сектора сокращается в Азербайджане из годав год и сейчас не превышает 36%. Даже если вычесть иностранные инвестиции в Азербайджане, направленные в нефтегазовый сектор, из общегообъема инвестиций, он все равно будет превышать общий объем иностранныхинвестиций в Грузию на душу населения в 2.4 раза (соответственно 585 и 248 дол.).Объем иностранных инвестиций значительно отстает от объема денежных переводов, присланных из зарубежных стран в Грузию. В последниегоды, одним из динамично растущих показателей экономического положения являются денежные транзакции из зарубежных стран в Грузию. По сравнению с2003 годом, объем денежных переводов вырос в 6.5 раза (в 2003 г. – 196.5 млн. долл., в 2011 г. – 1268.1 млн дол.). Однако если мы рассмотрим такой бурный рост переводов в более широком аспекте, то увидим, что он подобен пирровой победе - рост денежных переводов имеет иобратную сторону. Он в основном обусловлен ростом численности наших трудовых мигрантов за рубежом.

Хотя за последние годы интенсивность эмиграции из Грузии по экономическим мотивам несколько спала, но этот процесс не прекратился. Соответственно, число наших соотечественников, живущих за рубежом, по-прежнему растет, хотя не так быстро, как раньше. Соотношение денежныхпереводов к располагаемым денежным средствам населения Грузии в 2011 году составило 27.6%. То есть, можно смело сказать, что уровень доходов населения, и уровень благосостояния, все больше зависит от внешних факторов, трудовой активности людей, покинувших страну. Учитывая же тот факт, что больше половины из этих транзакций приходится на Россию, хорошо видно, что благосостояние населения страны сильно зависит от российской экономики и уровня включенности в нее наших соотечественников-мигрантов.

Развитие экономики и бюджетная дисциплина улучшили и банковский сектор. Сейчас полная стоимость активов банковского сектора превышает половину ВВП (52.7%, в 2003 году было 15.6%). Выросли масштабы выданных кредитов (в 2003 г. – 8.8%, в 2011 г. – 33.8% ВВП). Также значительно выросли депозиты юридических и физических лиц: в 9 раз в абсолютном измерении и более чем три раза – в соотношении к ВВП (в 2003 г. – 7.6%, в2011 г. – 23.4%). В этой сфере все еще много проблем. Банковский секторГрузии отстает от аналогичного сектора стран с развитой экономикой во много раз по качественным показателям. Например, уровень банковских депозитов (23.4% ВВП) в 2-3 раза ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Несмотря на низкий уровень инфляции, кредитные ресурсы в Грузии довольно дорогие, а по величине спрэда (разности) между процентными ставками кредита и депозита Грузия входит в первую десятку стран мира. Дороговизна кредитов влияет на объем кредитных ресурсов. Из-за дороговизны только две из пяти грузинских компаний используют банковскиекредиты для получения финансовых средств. Высок уровень долларизации депозитов, несмотря на то, что он сократился от 90.1% в 2003 году до 58.6% в 2012 г. Все большая часть доходов банков формируется не из коммерческой деятельности – кредитного обслуживания населения и экономики, а из перешедшего в собственность банков имущества, связанногос просроченными и непогашенными кредитами. Только в 2011 году объем имущества, перешедшего в собственность банков, вырос в три раза и превысил объем просроченных и безнадежных кредитов. С учетом того, что стоимость нагруженной ипотекой недвижимости в 2.5-3.0 раза и более отстает от рыночной стоимости, можно предположить, что банковский секторГрузии, только в 2011 году захватил имущество физических лиц не менее чем на полмиллиарда лари (для сравнения: валовая прибыль банковского сектора в 2011 году составила 324 млн лари).

Объем внешнего и внутреннего государственного долга к концу 2011 года составлял 5.3 млрд. долл. – почти 37% ВВП. Почти 80% государственного долга (4.2 млрд. долл.), т.е. 29.2% ВВП, приходилось навнешние долги. Объем государственного долга на душу населения превышает1250 дол., что выше показателя 2003 г. в 2.9 раза. На сегодняшний день,объем государственного долга в расчете на одно домохозяйство эквивалентен почти 13 месяцам денежных доходов. После 2003 года на каждую душу населения Грузии, объем государственного долга вырос на 500 долларов. В 2011 году уровень государственного долга значительно превышал абсолютное значение произведенного в 2003 году ВВП. На обслуживание этого долга (проценты) ежегодно тратится 5% государственныхдоходов. За последние 4 года (2008-2011) только на выплату процентов повнешним долгам перечислено 313 млн дол., а в последующие 4 года придется выплатить 424.3 млн долларов. Рост внешних долгов принял особенно большие масштабы после 2008 года – за последние три года (в 2011 году по сравнению с 2008 годом) внешние долги в долларовом выражении выросли на 56.1%, тогда как ВВП в долларовом выражении – только на 12.3%. Уровень государственного долга значительно превышает доходы государственного бюджета (в 2011 году – примерно на 30%).

Несмотря на некоторое сокращение за последние годы, в ближайшие годы не планируется его сокращение ниже стопроцентной отметки по сравнению с уровнем бюджетных доходов. Сегодня требуется почти 180 лари на покупку тех товаров, которые в 2003 году стоили 100 лари. С учетом этого, покупательная способность лари по сравнению с 2003 годом уменьшилась на 43.6%, а по сравнению с днем его введения в оборот – почти в 4 раза. Покупательная способность лари еще больше сократилась покатегории пенсионеров, для которых один лари сегодня равен лишь 0.51 лари в 2003 году. Во-первых, их доходы меньше, чем у других групп населения, и во-вторых, инфляция бьет сильнее по их единице доходов. В отличие от США, где доля лиц ниже уровня бедности среди пожилых граждан меньше общенационального показателя в 1.7 раза, в Грузии большая часть пенсионеров относится к группе экономически маргинальной, низкодоходной части населения, которая фактически не имеет сбережений, а текущий доход(пенсия), покрывает лишь 70% прожиточного минимума.

Инфляционных процессов в Грузии не избежали и иностранные валюты. Вчастности, по сравнению с 2003 годом, доллар США обесценился на внутреннем потребительском рынке более чем в 2.2. раза. То есть, для покупки тех товаров, на которых в 2003 году хватило бы 100 долларов, сегодня нужно уже 221.4 доллара. Вышеназванные показатели имеют не только познавательную ценность – несмотря на то, что официально единственным платежным средством в Грузии является грузинский лари, иностранная валюта (доллар, евро) активно используется при формировании цен на внутреннем рынке, и даже для платежей. В грузинской банковской системе уровень долларизации довольно высок: 80.3% депозитов физических лиц, а также 68% кредитов, выданных банками, номинируется в иностранной валюте (в основном в долларах). Соответственно, курс доллара, его динамика играют важную роль в функционировании грузинской экономики. По официальной статистике, 85% экономически активного населения занято. Безработными считаются 295 тыс. человек. После 2003 года, общее количество занятых в стране сократилось на 151 тыс. человек (в условиях роста численности населения на 182 тыс.). Уровень безработицы вырос с 11.5% в 2003 году, до 15.1% в 2011 г. (в 2009 году его уровень достигал 16.9%). По уровню безработицы, Грузия опережает всех соседей по сухопутным границам (Азербайджан– 6.0%, Россия – 6.6%, Армения – 10.1%, Турция – 10.5%).

Становление рыночных отношений подразумевает определенный уровень безработицы, однако ее масштабы и продолжительность проблемы приобрели почти экзистенциональный характер после 1990-х годов. Официальный уровень безработицы, вроде не должен давать повода для излишнего беспокойства. Однако сами безработные, члены их семей, их близкие и общество в целом видит ситуацию весьма драматично. По данным социологических опросов, абсолютное большинство респондентов считает проблему безработицы наиболее острой экономической и политической проблемой.

Сейчас Грузия имеет худшие показатели в Закавказье по численности занятых на равное количество населения. На каждые 1000 человек, в Грузиизанято по найму 141 человек, в Армении – 162, в Азербайджане – 154. Ещехуже обстоят дела по сравнению в развитыми странами. Например, аналогичный показатель в США выше в 3 раза, в Евросоюзе – выше в 2.6 раза. Высокий уровень безработицы в Грузии сохраняется в условиях высокого уровня трудовой эмиграции. По экспертным оценкам, из Грузии по экономическим причинам выехало до 800 тыс. наших соотечественников, из которых 720-750 тыс. занято по найму. Они покинули Грузию из-за нехваткирабочих мест в стране, и если их прибавить к армии безработных в Грузии, окажется, что только из-за этого уровень безработицы в Грузии вырастет на 28-30%.

Уровень безработицы в Грузии особенно высок среди молодежи (он составляет 38% в категории населения до 25 лет, тогда как в ЕС, который остро переживает эту проблему, аналогичный показатель составляет 21%). Из каждых 1000 человек в возрасте до 25 лет, по найму занято лишь 96 (в остальных возрастных группах,  соответственно 235 то есть, в 2.5 раза выше). При этом Грузия является одной из редких стран мира (если не единственной), у которой число занятых по найму граждан вне страны превышает аналогичный показатель внутри страны. Вектор экономического развития страны, ее макроэкономической стабильности хорошо характеризуется таким индикатором, как индекс экономического дискомфорта(ИЭД), который составляет сумму уровней инфляции и безработицы. Рост ИЭД свидетельствует о негативных тенденциях, уменьшение – о позитивных. Чем ниже этот индикатор, тем позитивнее тренд экономического развития. Соответственно, тенденция роста ИЭД говорит об усилении негативных факторов и обстоятельств – макроэкономической настабильности и неустойчивости. К сожалению, значение этого индекса после 2003 года выросло в Грузии в 1.5 раза и к концу 2011 года составило 24.7% (в 2003 году – 16.3%).

За последние восемь лет пенсии в Грузии выросли в 7 и более раз (от14 лари в 2003 году до 100 лари в 2011 г.). Однако пенсионное обеспечение остается одной из острейших проблем страны. Средняя пенсия вГрузии составляет лишь 70% прожиточного минимума. Для сравнения: в Армении этот показатель составляет 85%, в Азербайджане – 15%, в России –132%.11 Средняя пенсия в Грузии ниже, чем: в России – 4.3 раза, в Азербайджане – в 2.3 раза, в Армении – в 1.3 раза.

В последние годы существенно изменилась роль, функция и пропорции зарплаты – среднемесячная зарплата занятых в национальном хозяйстве в 2011 году составила 761 лари, что больше показателя 2003 года почти в 6 раз, а по покупательной способности – в 3.4 раза. Но рост средней зарплаты не сопровождался значительным ростом числа получателей этой зарплаты. Рост занятых по найму к концу 2011 года, по сравнению с 2003 годом, составил всего 2.1%, а удельный показатель на равное количество населения даже сократился. Количество занятых по найму на каждые 100 домохозяйств не превышает в Грузии 55, а с учетом того, что в некоторых домохозяйствах занято два или больше члена, доля домохозяйств, где нет ни одного члена, занятого по найму, превышает 60%.

Из-за этой особенности, быстрый рост зарплаты оказывает реальное влияние лишь на получателей этой зарплаты, а не на макроэкономические пропорции. Из-за астрономической разницы между количеством свободных рабочих мест и количеством ищущих работу (пропорция примерно 1:1000), а также явной благожелательности Трудового кодекса к работодателям, все большее значение приобретает максимальная лояльность наемного работника по отношению к нанимателю. В оплате труда, кроме затраченных трудовых усилий и компонента качества, в последние годы все больше участвует фактор личной преданности сотрудника своему нанимателю. В целом, «качественное» улучшение в виде роста средней зарплаты не повлекло за собой «количественное» улучшение в виде роста численности занятых по найму. Из-за этого сохраняется высокий уровень миграции и соответствующая мотивация среди экономически активного населения страны.

Приведенные данные о социально-экономическом развитии страны оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, налицо экономический рост, существенное улучшение государственного бюджета, рост включенности в мировую экономику, увеличение средней зарплаты и благосостояния населения. С другой стороны, темпы экономического развития Грузии отставали от аналогичных показателей других стран Закавказья. Из-за этого сократилась доля Грузии в общем экономическом потенциале региона (в 1.7 раза). На данный момент, доля Грузии в экономическом потенциале Южного Кавказа на 10 процентных пункта ниже ее же доли в общей численности населения региона. Грузия отстает на 43% от среднего уровня экономического развития Закавказья, тогда как еще в 2003году она превышала этот уровень на 4.3%. Недостаточны масштабы иностранных инвестиций. По этому показателю Грузия значительно отстает от Армении и Азербайджана. На ее долю приходится лишь 10% прямых иностранных инвестиций в Закавказье, что в 1.6 раз ниже показателя 2003 года. На душу населения в Азербайджане и Армении приходится в несколько раз больше иностранных инвестиций, чем на Грузию. Грузия имеет очень низкий показатель покрытия импорта экспортом, и наихудший баланс текущего счета среди всех стран – сухопутных соседей Грузии.

Растущая зависимость экономики и населения страны от импорта, в условиях перманентного сокращения реального сектора, сокращает способность противостоять негативным внешним факторам. Низок показатель соотношения кредитов к ВВП, а  стоимость самих кредитов – высокая. Выходит, что кроме «легкости старта бизнеса»,  чем гордятся власти Грузии, нужно «еще что-то», что связано с привлечением иностранных инвестиций и доступностью кредитов. Население Грузии выглядит более пожилым, чем ее соседи –  Армения, Азербайджан и Турция. Тревожных масштабов достигает уровень демографической нагрузки в Грузии, что значительно выше в нашей стране, чем в соседях.

В Грузии высок, по сравнению с соседними странами, уровень безработицы и количество безработных на равное количество работающих по найму. Параллельно росту зарплат, остаются высокими межотраслевые различия. Особенно тревожно положение в сфере образования, которая в последние годы все больше отстает, тогда как в соседних странах наблюдается обратная тенденция. Несмотря на проведенные властями реформы, экономическое положение Грузии не так уж благополучно. По некоторым индикаторам, имеет место регресс по отношению к 2003 году. С учетом того, что по оценкам ооновской Программы развития, произведенный вГрузии ВВП отстает от среднемирового показателя в два и более раза, можно заключить, что по сравнению с достижениями, у Грузии больше проблем и вызовов, а для их преодоления нужно еще очень много сделать.

Перед народным хозяйством Грузии стоит длинный ряд проблем, рисков ивызовов, нерешенность которых может серьезно затормозить государственное развитие страны, осложнить социально-экономическое положение ее населения, негативно отразиться на реализации декларированного курса на евроинтеграцию.


Власть, бизнес, коррупция

Достижения «Революции роз» в экономическом развитии страны на самомделе выглядят скромными, а ведь нынешняя власть кичится своими успехами, и акцентирует внимание на положении, сложившемся до 2003 года.Действительно, есть некоторые параметры, которые свидетельствуют об успехах. В первую очередь, выделим рост государственного бюджета. То, что по сравнению с 2003 годом, бюджет вырос в 6-7 раз, впечатляет. Однако данный успех, к сожалению, не сильно связан с экономикой, а почтиполностью был достигнут административными мерами, в том числе драконовскими, незаконными способами. Одним из таких путей является рэкет бизнесменов. Существующий до 2003 года криминальный рэкет был полностью замещен государственным вымогательством. Это уже давно не является секретом ни для кого, но все же трудно избежать шока, когда знакомишься с конкретными фактами арестов бизнесменов. Недавно, на интернет-портале «Политфоруми.com», журналист Лаша Габискирия опубликовал список из 140 бизнесменов, которых судили по разным статьям уголовного кодекса и большая часть из них все еще в тюрьме. Вот что пишет журналист о том, как пополняется госбюджет, и вместе с ним, партийная казна правящей партии: «Практически ни один бизнесмен, отказавшийся платить дань Национальному движению, не ушел от карающей руки власти Саакашвили. Каждый предприниматель, получающий от своего бизнеса прибыль, обязан делать взносы в копилку Нацдвижения. Власть знает точный объем доходов каждого бизнесмена и обязывает их, платить дань, если хотят сохранить свободу. Такую ситуацию можно квалифицироватьлишь как рэкет бизнеса со стороны власти. Бизнесменам оставляют лишь столько из их заработков, чтобы те не сдохли с голоду, а остальное забирает власть... Уважающий себя человек в подобных условиях наверное вообще отказался бы вести бизнес, но большая часть предпринимателей не может позволить себе это, так как они вложили все свое имущество в дело,к тому же им надо покрыть задолженность перед банками, с процентами... Поэтому грузинские бизнесмены по инерции продолжают вести дела, а когда не выдерживают и выражают хоть незначительный протест, попадают в тюрьму...

Если проанализировать основания приговоров обвиненным бизнесменам, станет заметно, что большинство из них отбывает наказание по ст.210 УК. Эта статья касается изготовления, сбыта и использования фальшивых кредитных и расчетных карточек. На втором месте - 194-я статья, касающаяся легализацию незаконных доходов и отмывания денег. Много осужденных по ст.180 (мошенничество), а также по ст.182 (присвоение и растрата). Есть и такие, которые осуждены по ст.223 (создание незаконного вооруженного формирования или руководство им или участие в нем), по ст.314 (шпионская деятельность), 260 (преступления, связанные снаркотиками), 286 (нарушение системы эксплуатации ЭВМ), 193 (предпринимательство обманным путем) и 214 (нарушение таможенных правил). Кроме того, некоторые бизнесмены находятся под арестом на основании других статей, однако их количество невелико. В целом анализ предъявленных статей дает основание сделать вывод, что большинство арестованных бизнесменов на самом деле не совершал преступлений и они осуждены по состряпанным обвинениям. Либо есть правонарушения с их стороны, но настолько мизерные, от которых в обычной ситуации не застрахован ни один гражданин; и если бы не интерес мести, эти мелкие правонарушения остались бы вовсе незамеченными... 

Примечательно также, что большинство предпринимателей и бизнесменовосуждено на неадекватно большие сроки по сравнению с качеством тех преступлений, которые они совершили либо свалили на них. Эксперты считают, что в такой ситуации свободное развитие производства и бизнеса вГрузии невозможно. Также есть мнение, что власть, согласно определеннымрасчетам, не устраивает развитие производства и предпринимательства в Грузии, так как преследует цель, превратить население страны в обслуживающий персонал, чему не быть, если будет восстановлено производство и у граждан в собственной стране появятся достойные, соответствующие их труду доходы.

Маловероятно, что с огромными экономическими и социальными проблемами, которые стоят сейчас перед страной и которые «розовая» власть сама обострила или породила, сможет справиться новый премьер-министр Вано Мерабишвили, привыкший к «силовым» методам. Власть думает, что телевизионным пиаром, внушением и созданием виртуальной «реальности», отменит необходимость развития реального сектора экономики, но это не так. Проблема не только в отдельных должностных лицах. Вся экономическая политика «революционеров» ошибочна. Плачевное положение возникло по вине их равнодушия к национальному производству, аграрному сектору… Государство вместо того, чтобы заботиться о поощрениифермеров, крестьян и защищать рынок от наплыва импортных товаров (хотя бы мерами ветеринарного контроля, как это делают другие страны, без нарушения  правил ВТО), ничего не предпринимает в этом направлении. Потому что по «идеологии» Бендукидзе, это называется «протекционизмом» исчитается недопустимым.

Отдельно от экономической тематики следует выделить проблему коррупции, как одно из главных препятствий на пути формирования здоровойэкономической системы. К сожалению, в противоположность декларируемым «антикоррупционным» целям, власть способствовала созданию порочной, коррумпированной системы, хотя эта коррупция уложена в обертку красивых лозунгов. После «революции роз» усилился процесс формирования монополий.Эти монополии в основном ориентированы на импорт. В Грузии действует несколько крупных компаний, которые ввозят все – начиная от замороженного мяса, спирта и сахара, кончая кондитерскими изделиями и бытовой техникой. Никого не удивляет, что в условиях новой власти укрепились монополии на ввоз бензина и сигарет. За спиной крупных компаний видны интересы представителей высших эшелонов власти Основной акцент делается на импорте, так как монопольный импорт означает большие илегкие деньги. В отличие от налаживания производства, такому бизнесу нетребуются высокий интеллект и размах мысли. Производство, индустрия, сельское хозяйство –  намного более трудоемкая деятельность, которая требует серьезных интеллектуальных ресурсов вместе с финансовыми вложениями. Вспомним внезапное подорожание мясных продуктов в Грузии. Осенью 2010 года было объявлено, что крестьяне отныне должны сдавать свой скот для забоя на комбинат, принадлежащий близкому к власти крупному бизнесмену Цезарю Чочели. Эта «новация», которая, не в последнюю очередь, была продиктована лоббированием импортеров замороженного мяса, значительно удорожила мясные изделия в Грузии, а вместе с мясом, повысились цены на целый ряд других продуктов.

Cайт Института Евразии (октябрь 2010 г.):  «На днях, открывая заводпервичной переработки мяса в Натахтари, Саакашвили в очередной раз удивил население Грузии заявлением о том, что в Грузии не умеют обрабатывать мясо. Не забыл он и об оккупантах, которые “глазеют с гор на нас и завидуют”. По утверждению президента, власти Грузии сделали вседля выполнения обещания – создать рабочие места для населения, изгнанного из ущелья реки Лиахви.
Завод в Натахтари строился 6 месяцев. Сейчас там занято 100 человек, из них – 20 вынужденно перемещенных лиц. Средняя зарплата – 400лари (прибл. 220 дол.). “Дома у них гораздо лучше, чем у офицеров в России” - заявил Саакашвили. Казалось бы, что плохого в том, что открывается новый завод, создаются рабочие места? Завод “Ибермит” не первое предприятие в Натахтари; там уже работает завод по производству пива и прохладительных напитков, кондитерская фабрика “Барамбо”. Все этипредприятия успешно пользуются инфраструктурой, созданной за счет государственного бюджета, что и определяет сверхприбыли владельцев предприятий. Кстати, все они связаны с именем губернатора края, мгновенно обогащенного Цезара Чочели. Так или иначе, открытие этого малого завода сопровождалось большим шумом и присутствием самого президента. Впрочем, он не упускает возможности открыть любой объект. Как ехидничают политики и эксперты, некоторые из них он открывал по несколько раз, а часть этих объектов закрывалась сразу после отъезда президента.

Впрочем, в случае с “Ибермит” дело обстоит иначе; после открытия завода с прилавков рынков в Тбилиси мясо исчезло на несколько дней. Как выясняется, рынкам запретили принимать мясо без справки о том, что крупный рогатый скот забит именно в “Ибермит”. Услуги завода оценены следующим образом: крестьянин, решивший забить собственную скотину и продать мясо на рынке, обязан привести ее в Натахтари, заплатить за каждый килограмм 1,30 лари (прибл. 0,80 дол.) и лишь после получения справки может отвезти мясо на рынок. Несложно представить, что транспортировка живого крупного рогатого скота, оплата услуг завода и далее, транспортировка в Тбилиси на рынок вызывает подорожание мяса. Ужечерез несколько дней после проведения выше перечисленных мер на рынках оптовая стоимость мяса подскочила с 7 лари до 8,40 лари - т.е. на 12%! Врозничной торговле цена уже подскочила до 10 лари. По всей видимости цены будут расти и далее. Крестьяне из окрестных сел уже избавляются от крупного рогатого скота, содержание которого стало накладно. Страдают и мелкие магазины, торгующие мясом в розницу. Покупателей становится меньше. Несложно подсчитать, что сами работники завода на свою зарплату в400 лари (она, кстати, средняя, как было сказано) смогут купить мясо только по большим праздникам.

Подобная схема монополизации рынка не нова; фармацевтический рынок монополизирован уже давно. Результатом явилось то, что цены на лекарстваискусственно завышены (на некоторые препараты до 400%!). Дело дошло до того, что препараты, изготавливаемые в Грузии, в Ереване стоят намного дешевле, чем в Тбилиси. И это несмотря на транспортные расходы, таможенные пошлины, налоги и т.д. Если от мяса можно отказаться (или сократить его потребление), то лекарства придется покупать в любом случае. Выкачивание денег из больных поставлено на широкую ногу: одна изфармацевтических компаний имеет собственные клиники, фармацевтический завод и крупную сеть аптек. Таким образом, больного “стригут” на всех этапах; сначала в клинике, заставляя платить за услуги как в пятизвездочном отеле, затем ему назначают препараты, изготавливаемые на их же предприятии, или ввозимые ими же, а затем он покупает это все в ихже аптеке. Одним словом, все это превращено в “безотходное” производство по выкачиванию денег.

Мы привели лишь два примера недобросовестной конкуренции в Грузии. На самом деле это стало распространенной схемой захвата рынка. Именно с ней связаны запреты на уличную торговлю и снос рынков. Население вынуждают покупать только в крупных, дорогих торговых центрах, лишая еговозможности выбора. Решение о ликвидации антимонопольной службы в 2004 году было первым шагом, открывшим богатые возможности для монополистов, теснейшим образом связанных с властью».

Для описания происходящего используют термин «элитарная коррупция»,который довольно точно отражает сложившуюся в стране ситуацию – власть входит в долю и покровительствует крупным компаниям, в основном, ориентированным на импорт, но если хоть какое-то производство работает встране, то и здесь простираются аппетиты власти. Чиновники времен Шеварднадзе и его близкие родственники выглядят простачками на фоне богатства, накопленного представителями высших эшелонов нынешней власти.Мы, разумеется, подразумеваем, в первую очередь, президента и его семью. Когда об этом г-ну Саакашвили на сессии парламента напомнил депутат Багатурия, тот убежал из зала заседаний, словно ужаленный змеей –эту картину помнит вся Грузия. Естественно, зависимая от импорта Грузия(катастрофическая статистика: 80% внешнеторгового оборота приходится наимпорт, а экспорт из Грузии составляет лишь 20%) не может остановить рост цен на мировых рынках, но в Грузии цены росли даже тогда, когда в мире они существенно снижались.

На это указывает бывший президент Национального банка Грузии, профессор Нодар Джавахишвили, в специальном выпуске экспертной организации «Кавказское сотрудничество», посвященном экономическим вопросам: «Предметом серьезной озабоченности и обсуждения становится положение 2009 года, когда в условиях ощутимого падения мировых цен и наэтой базе ощутимого падения стоимости импорта цены на потребительском рынке страны растут. Такая парадоксальная ситуация невозможна в стране со свободной рыночной экономикой.

Ясно, что мы дело имеем с масштабным ограничением конкуренции, с картельными сговорами между импортерами, и, следовательно, с массовой монополизацией потребительского рынка, что логично вызывает тотальное игнорирование интересов потребителей. Тут не веет даже ветерком свободы бизнеса вне зависимости от того, какую степень свободы присуждают Грузиипослушные — пусть даже самые влиятельные — агентства международных финансовых институтов. Именно сохранением цен на уровне 2008 года (с трехпроцентным ростом), то есть за счет населения Грузии удалось удержать падение ВВП до уровня 3,9 % в условиях 30-процентного сокращения импорта. И этими цифрами манипулируют даже такие авторитетныемеждународные институты, как МВФ, Всемирный банк или ЕБРР.

И, наконец, о коррупции, об успешной борьбе против которой так любит говорить высшее руководство Грузии, при этом надеясь на овации международных финансовых институтов и стран-друзей Грузии. Так как импортеры, несмотря на существенную экономию собственных средств, практически не сократили цены на ввозимую продукцию и частично даже повысили эти цены, у них должна была серьезно увеличиться прибыль. Соответственно, от них в государственный бюджет должен был поступить значительно больший объем средств в виде налога на прибыль. Реально же налоги на доход и прибыль в 2009 году зафиксированы лишь на уровне 1570 млн лари, что на 240 млн. лари (на 13,2 %) отстает от уровня 2008 года. Изучить вопрос, куда пошла астрономическая прибыль, полученная путем грабежа населения Грузии, предоставим международным институтам, дающим оценку уровню коррупции в Грузии, так как прояснение данного вопроса явно выходит за рамки наших сегодняшних возможностей».

Таким образом, тема коррупции по-прежнему актуальна в Грузии, что серьезно тормозит экономическое развитие страны. Добавим к этому развал сельского хозяйства, распродажу лесов, сельскохозяйственных земель иностранцам и другие решения, осуществленные под флагом необходимости приватизации, и получим весьма печальную картину.

Отдельно можно выделить тему тарифов на энергоносители, как одну изформ крупной, «элитарной» коррупции, поскольку дороговизна энергоносителей носит явно искусственный характер. В Тбилиси действует абсурдная система коммунальных платежей, когда потребитель – гражданин, платит тем больше за электричество, чем больше он потребляет (но принципрыночной экономики требует обратного: чем больше мы покупаем, тем болеенизкими должны быть цены): потребленная электроэнергия до 100 кВт/ч в месяц стоит 13.5 тетри за один кВт/ч, от 100 до 300 кВт/ч – 16.5 тетри, абольше 300 кВт/ч – 17.7 тетри. Правительство создало такую систему под предлогом, что социально незащищенные слои потребляют меньше электроэнергии (!), но что делать, например, многодетным семьям, которымобъективно требуется больше электричества – правительство об этом молчит. Уродливым результатом «Революции роз» нужно считать также привязку тарифа на вынос мусора к потребленному электричеству, что вызывает повсеместное недовольство в Тбилиси, но власти это нипочем – для нее главное, вынуть максимальное количество денег из карманов граждан. 

Власть напоминает и попрекает общество тем, что «во время Шеварднадзе свет отключался ежедневно» - запугивают они граждан, перед выборами. Роль «команды Саакашвили» в создании ситуации до 2003 года, в том числе дефицита электроэнергии, должна стать предметом отдельного расследования, но оставим это в стороне. Но и сегодня, в домах граждан не так уж непрерывно подается электричество. Об этом свидетельствует, хотя бы, перекрытие улицы жителями Кобулети этим летом, с требованием – включить электроэнергию, так как люди не могли использовать холодильникив своих магазинах, в курортном городе… В некоторых кварталах Тбилиси и во многих городах страны питьевая вода подается все еще по графику… Но иэто не главное. Важнее то, чем попрекают власти собственный народ – безбожно дорогим электричеством и природным газом! По дороговизне электроэнергии Грузия опережает все соседние постсоветские страны и не намного отстает от развитых стран. Например, в Армении 1 кВт/ч электроэнергии, в пересчете на лари, стоит менее 10 тетри, в России – 12тетри, на Украине – лишь 5 тетри. В это время, напомним, тариф в Грузиисоставляет 13.5 – 17.7 тетри. Почти такое же плачевное положение сложилось в связи с тарифами на газ: он продается населению по явно завышенным ценам (в то время как по соглашению с Азербайджаном, Грузия имеет квоту дешевого газа из месторождения Шах-Дениз).

Система расчета тарифов непрозрачна и не поддается контролю общества. Наверно излишне напоминать, что распределительные компании электроэнергии, воды и газа являются монополистами и диверсификация в этом направлении не ожидается даже в отдаленном будущем. Монополия установлена и на цены на бензин. Единственный положительный факт, который произошел за последние годы в грузинской энергетике, это стабильные поставки газа из Азербайджана и рост производства электроэнергии в Грузии. Грузия получает и российский газ, взамен на еготранспортировку в Армению. Но сложившуюся ситуацию нельзя оценить так, что Грузия уже достигла энергетической независимости. В целом наша энергосистема остается неустойчивой, также много вопросов вокруг главного водохранилища страны и крупнейшей ГЭС – Ингурской, в связи с ихстатусом и владельцем. Кроме того, при постройке новых ГЭС недостаточноучитываются экологические требования, что является прямой угрозой для будущего нашего населения.

Теги: Грузия

Поделиться: