Турецкий «тандем»: проверка на прочность к рубежу президентских выборов 2014 г.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По мере развития конституционной реформы в Турции, в высших эшелонах власти страны разворачивается интересная интрига. Конституционные инициативы правящей Партии справедливости и развития (ПСР), находящейся у власти последние 10 лет, и лично её бессменного лидера премьер-министра Р.Эрдогана, ведут форму правления турецкой республики от парламентской к президентской. Последствия таких изменений будут иметь влияние, в т.ч., на формирование и реализацию внешнеполитического курса Турции, отмеченного в последние годы повышенной активностью на восточном направлении.
Турецкий «тандем»: проверка на прочность к рубежу президентских выборов 2014 г.
Published on Новое восточное обозрение ( http://www.ru.journal-neo.com ) 15.09.2012 Михаил Агаджанян

Турецкий «тандем»: проверка на прочность к рубежу президентских выборов 2014 г.

По мере развития конституционной реформы в Турции, в высших эшелонах власти страны разворачивается интересная интрига. Конституционные инициативы правящей Партии справедливости и развития (ПСР), находящейся у власти последние 10 лет, и лично её бессменного лидера премьер-министра Р.Эрдогана, ведут форму правления турецкой республики от парламентской к президентской. Последствия таких изменений будут иметь влияние, в т.ч., на формирование и реализацию внешнеполитического курса Турции, отмеченного в последние годы повышенной активностью на восточном направлении.

Слаженный тандем на уровне двух высших государственных лиц - президента А.Гюля и премьер-министра Р.Эрдогана - не давал особых поводов экспертам и комментаторам усомниться в его устойчивости, что во многом и позволило правящей партии единолично проводить внутри- и внешнеполитический курсы страны.

Но некоторые симптомы «усталости» двух высших турецких государственных лиц друг от друга все же проявились. Повод к предположениям о возможной, а, быть может, и уже набирающей обороты внутренней борьбе между А.Гюлем и Р.Эрдоганом был дан пресс-секретарём президента. Пресс-секретарь главы турецкого государства А.Север в интервью местным СМИ выразил недовольство тем, что некоторые члены правительства и правящей партии вмешиваются в будущее политической карьеры А.Гюля, говоря о том, чтo нынешний президент должен отказаться от амбиций на новый срок президентства в пользу Р.Эрдогана.

Цена вопроса - пост президента Турции в 2014 г., к которому правящая партия намерена подойти с новыми конституционными поправками, наделяющими главу государства бóльшими полномочиями. По замыслу турецких властей, выборы на высший пост государства должны стать всенародными, что наделит президента Турции прямым мандатом турецкого избирателя, а не опосредованным мандатом парламента страны.

Предыстория заявления пресс-секретаря А.Гюля касается важного события во внутриполитической жизни страны: в январе текущего года парламент Турции принял поправки, согласно которым действующий президент А.Гюль получил право выдвинуть свою кандидатуру на второй срок. Главная оппозиционная турецкая Народно-республиканская партия пыталась обжаловать данные поправки в Конституционном суде Турции, но иск, содержавший требование завершить полномочия президента в августе нынешнего года, по истечении 5 лет в должности, был отклонён. Конституционный суд Турции постановил, что А.Гюль останется на посту президента до 2014 г.

Турецкие источники указывают на преобладающую поддержку Р.Эрдогана в рядах правящей партии в качестве кандидата на пост следующего президента страны в 2014 г. и фактически косвенно подтверждают недовольство А.Гюля тем фактом, что его однопартийцы за 2 года до выборов пытаются предопределить их результат в пользу нынешнего премьер-министра.

В комментариях турецких СМИ, а также оценках российских экспертов часто упоминается возможность реализации в Турции «российского сценария» в виде осуществляемых «рокировок» во властном тандеме. В рамках такого возможного турецкого сценария А.Гюль может перейти на должность главы кабинета министров, уступив высший государственный пост своему соратнику Р.Эрдогану. На то, что в Турции все последние годы действовала связка первых лиц государства с признаками правящего тандема, в последнее время эксперты стали обращать повышенное внимание. При этом отмечаются главные показатели согласованности действий и политической устойчивости турецкого тандема: в 2003 г. А.Гюль поддержал Р.Эрдогана в качестве кандидата на пост премьер-министра, в 2007 г. уже Р.Эрдоган способствовал тому, чтобы А.Гюль занял президентское кресло.

Введение прямых президентских выборов, по убеждению большинства представителей нынешней политической элиты и правящей партии Турции, неуклонно способствует тому, чтобы высший государственный пост занял человек с репутацией харизматичного лидера, которым все последние годы был и остаётся Р.Эрдоган. Действующий президент Турции значительно проигрывает своему партийному соратнику в таком важном на политическом Востоке качестве как харизма.

Роль президента Турции А.Гюля внутри и вне страны - это в большей мере баланс высокой импульсивности турецкого премьера. Р.Эрдоган показал себя твердым сторонником полного отстранения от реальной внутриполитической игры высшего военного истеблишмента страны. Премьер показал себя также адептом качественного повышения роли Турции на международной арене и в региональных процессах.

Уравновешивающая роль А.Гюля во внешнеполитических вопросах турецкого государства, в частности, нашла своё проявление в ходе безрезультатно окончившегося т.н. процесса армяно-турецкой нормализации. Категоричная поддержка Р.Эрдоганом мнения Азербайджана в рамках данного процесса и череда его заявлений о связи между собой армяно-турецкого процесса и процесса карабахского урегулирования на определённом этапе была «разбавлена» не столь категоричными оценками А.Гюля.

Трудно сказать, стала ли балансирующая роль А.Гюля со временем отягощать Р.Эрдогана в том плане, что инициированием конституционных поправок он решил ещё больше сконцентрировать в своих руках бразды формирования и реализации внешнего курса страны. Но то, что амбициозность Р.Эрдогана сыграла свою проецирующую роль на реализацию Турцией соответствующего внешнеполитического курса, к которому нынешний премьер испытывает повышенное внимание, не вызывает сомнений.

Какие последствия для России несёт вероятное развитие ситуации в Турции по «тандемному» сценарию?

Во внешнеполитической повестке Турции и лично её харизматичного лидера Р.Эрдогана Россия находится на одном из приоритетных мест. Последние сигналы турецкого руководства в сторону России по крупным двусторонним проектам экономического характера (1) позволяют с уверенностью предположить, что власти Турции и лично её премьер уже сейчас не упускают возможности подтвердить приверженность текущему курсу многопланового партнёрства в российско-турецких отношениях.

Сирийский кризис значительно «развёл» в разные стороны позиции России и Турции, но руководство последней находится в постоянном поиске сгладить обнаружившиеся разногласия. Вектор на «экономизацию» двусторонних связей, отмеченный с начала «нулевых» годов, продолжится и после 2014 г. вне зависимости от того, кто из лидеров правящей ПСР займёт высший государственный пост на расширенной конституционной основе президентских полномочий.

Во внешнеполитическом аспекте со всенародно избранным в 2014 г. президентом Р.Эрдоганом Турция станет ещё более амбициозной силой на международной арене и в региональных процессах, но её растущая внешняя пассионарность должна и дальше наталкиваться на приоритетный учёт интересов России в зонах её исторически преобладающих геополитических позиций - Чёрное море и Кавказ.

Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик - специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

(1) По итогам рабочего визита премьер-министра Турции Р.Эрдогана в Москву 18 июля с.г. российские СМИ распространили сообщения о заверениях турецким премьером Москвы в том, что первая атомная станция на территории Турции, которую планируется построить при поддержке России, будет сооружена и запущена.

Source URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/11873 3

Поделиться: