Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кому нужна газовая ОПЕК?

12.09.2012

Автор:

Теги:

Ожидание VI форума стран-экспортеров газа выдалось жарким: новостные ленты так и пестрели сообщениями о возможном создании несколькими крупнейшими странами по добыче и переработке газа некой организации по типу нефтяной ОПЕК, которую упорно именуют «Газовой ОПЕК». Остроты добавляло неожиданное заявление со стороны президента России о заинтересованности в этом проекте, сделанное им в феврале 2007 года. Если еще в конце 2006 года российским правительством утверждалось, что Россия не намерена инициировать вопрос о создании «Газовой ОПЕК» и вступать в какие-либо подобные организации(1), то в январе 2007 года после того, как на встрече с секретарем Совбеза РФ И.Ивановым лидер Ирана аятолла Али Хаменеи официально предложил создать «газовую ОПЕК», тема картеля зазвучала с новой силой(2).

История же этой пока не состоявшейся организации берет свое начало от Форума стран-экспортеров газа, который был впервые созван еще в мае 2001 года в Тегеране (Gas Exporting Countries Forum - GECF). Именно на первом Форуме руководство Ирана и заявило о возможности создания «Газовой Опек». Впрочем, дальше этого заявления дело не пошло, и последующие встречи были посвящены в основном развитию рынка сжиженного природного газа.

На сегодняшний день в Форуме принимают участие 14 стран (Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Венесуэла) и две страны-наблюдательницы (Экваториальная Гвинея и Норвегия). 14 стран Форума контролируют приблизительно около 42% мировой добычи газа.

Однако, несмотря на то, что идея кооперации «газовых стран» не была подхвачена странами-участницами Форума, она не затухала в голове российского правительства, и уже в январе 2002 года на российско-туркменских переговорах со стороны В.Путина последовало предложение об образовании евразийского альянса производителей газа(3). Создание подобного альянса, по мнению президента, способствовало бы установлению эффективного контроля над объемами и маршрутами поставок всех стран-экспортеров центральноазиатского газа, а также обеспечивало бы формирование единого баланса производства, формирование единой тарифной и ценовой политики. На тот момент предлагалось выстраивать сотрудничество на основе трубопроводной системы «Газпрома» при безусловном учете интересов всех задействованных стран (Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Белоруссии), что позволяло бы контролировать порядка 50% мировых запасов(4).

Однако уже в апреле 2002 года на саммите Прикаспийских государств в Ашхабаде президентом Туркмении С.Ниязовым эта идея(5) была отвергнута. Главным контраргументом тогда явилось отсутствие договоренностей между Россией и Туркменистаном по выходу этой страны на европейский газовый рынок.

Тема «Газовой Опек» после этого широко не обсуждалась до ноября 2006 года, когда в СМИ прошла информация о том, что экспертами НАТО был подготовлен доклад, в котором содержались сведения о подготовке Россией международного картельного сговора стран-производителей газа с целью «использовать энергетическую политику для достижения политических целей, в особенности во взаимоотношениях с соседями, такими как Грузия и Украина»(6). Первый заместитель пресс-секретаря президента России Д.Песков ответил тогда, что подобные заявления не имеют под собой никаких оснований, и что «только сумасшедший мог подумать, что Россия будет шантажировать Европу, используя газ…».

Тем не менее, уже в январе 2007 тема газового картеля активно обсуждалась на российско-иранских переговорах, а в феврале в ходе своего визита в Катар (занимающий третье место в мире по запасам газа) В.Путин уклончиво высказался, что «нужен ли он (картель), будем ли мы его создавать - это отдельный разговор, но координировать свои действия производители газового сырья должны»(7).

А в начале марта инициатива о создании картеля прозвучала уже со стороны лидера Венесуэлы У.Чавеса, который призвал создать организацию стран-экспортеров газа Южной Америки, куда должны были войти Боливия (крупнейший на континенте экспортер газа), а также Бразилия и Аргентина(8).

Все эти несколько месяцев обсуждений и предложений свидетельствовали о том, что 9 апреля на Форуме в Катаре страны-экспортеры возможно уже все вместе попробуют договориться о реализации своих идей.

Европейский союз и особенно США крайне негативно реагировали на любые заявления о «Газовой ОПЕК», причем часто их реплики из мнений превращались в угрозы: так через несколько дней после завершения визита Путина в Катар в феврале месяце министр энергетики США Сэмюэл Бодман заявил, что «попытки манипулировать рынками» в долгосрочной перспективе «не пойдут на пользу поставщикам» газа(9), комиссар ЕС по вопросам торговли П.Мандельсон заявил, что создание какого-либо подобного картеля может стать «неверным сигналом» для потребителей газа, а за неделю до Форума замглавы комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Илеана Роз-Летинен прямо призывала в своем письме госсекретарю США «энергично противодействовать созданию этого глобального вымогательства и рэкета», так как создание «Газовой ОПЕК» с участием России станет «мощной долговременной угрозой для мировых энергопоставок»(10). «США должны ясно донести до правительства России, что создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза нам и нашим союзникам» - написала конгрессмен. А в качестве одной из мер воздействия на Россию предполагалось использовать отказ США в поддержке программы выхода России на мировой рынок ядерных технологий(11). «Апофеозом войны» стало одобрение в конце мая Палатой представителей США законопроекта о «незаконности и судебном преследовании зарубежных государств за создание структур по типу ОПЕК в области «добычи или распределения нефти, природного газа и иного нефтепродукта»»(12). В документе прямо говорится, что «незаконными» будут считаться такие совместные действия зарубежных государств в сфере нефти и газа, которые «окажут прямое, значительное и в разумных пределах предсказуемое воздействие на рынок, поставки, цены или распределение нефти, природного газа или других нефтепродуктов в США». Также указывается, что любое государство, участвующее в «картельных» или иных совместных действиях в сфере нефти и газа будет лишено возможности пользоваться правом «суверенного иммунитета», то есть генеральный прокурор США может преследовать такое государство на территории США в соответствии с американскими «антимонопольными законами», что является грубым нарушением международного права. И хотя, скорее всего, президент наложит на закон вето, тем не менее, этот случай ярко демонстрирует желание Америки контролировать все вокруг.

Это и понятно: США изначально стремятся противодействовать созданию каких-либо международных организаций без своего участия или покровительства. Однако в экономическом смысле даже в случае создания подобного газового картеля США, являющиеся крупнейшим потребителем газа в мире, практически не будут от него зависеть: 83% газа Америка производит сама, около 13% закупает в Канаде(13). Тем не менее, Америка не хочет оставаться без козырей на руках, которые она бы могла использовать при неблагоприятном для нее развитии событий.

Европейский союз в этом плане гораздо более зависим: после энергетических конфликтов России с Украиной и Белоруссией и произошедших вследствие этого перебоев с энергопоставками он всячески пытается проводить политику диверсификации путей получения нефти и газа. Возможное создание газового картеля, где одну из главных ролей будет играть Россия, не может не пугать Европу, всегда стремившуюся к взаимодействию на двустороннем уровне.

VI Катарский Форум завершился неоднозначно: с одной стороны, прогнозы подписания странами-участницами документов о создания «Газовой ОПЕК» не оправдались. С другой стороны – образован координационный комитет на уровне министров стран-участниц, возглавляемый Россией, который «займется развитием Форума»(14). Он должен будет изучать вопросы ценообразования, состояния и перспектив развития инфраструктуры. Отчет должен быть представлен к следующей министерской встрече в рамках VII Форума, который пройдет в 2008 году в Москве.

Председатель «Газпрома» А.Миллер отметил, что решение о создании комитета станет важным этапом на пути формирования эффективной международной организации, которая объединит крупнейших экспортеров газа. По его мнению, «только совместными усилиями можно обеспечить безопасность спроса и предложения на рынке энергоресурсов и предсказуемость этого рынка, что одинаково важно и для поставщиков газа, и для экспортеров»(15).

Тем не менее, среди экспертов нет единого мнения насчет необходимости для России создания «Газовой ОПЕК». Если, например, В.Язев (президент российского газового общества), Д.Савельев (депутат Госдумы, экс-гендиректор «Транснефти») или З.Хейфец (эксперт нефтегазового сектора НКГ «2К Аудит - Деловые консультации») однозначно считают, что «Газовая ОПЕК» России нужна, так как Россия таким образом сможет в качестве одного из крупнейших поставщиков газа «возглавить новую систему торговли энергоресурсами», влиять на ценообразование, а также «ввиду грядущего дефицита распределять свою экспортную нагрузку с партнерами по картелю», то Е.Ясин (научный руководитель Высшей школы экономики), А.Медведев (зампред правления «Газпрома»), М.Белова (эксперт Института энергетики и финансов) и А.Дмитриевский (директор Института проблем нефти и газа РАН) считают, что вступление в подобную организацию «необходимо обдумывать только после рассмотрения условий, которые России предложат» или «можно участвовать, но не быть ее членом», а В.Дума (член комиссии Совета федерации по естественным монополиям, экс-президент «Славнефти»), О.Вдовиченко (председатель внешнеторгового объединения «Машиноимпорт») и А.Раппопорт (управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры») вовсе против какого-либо участия России в «Газовой ОПЕК»: «У нас и так большие конкурентные преимущества, стоит ли увеличивать политические риски?».

Действительно, плюсы «Газовой ОПЕК» для России пока перекрываются минусами. Реально воздействовать на ценовую политику на рынке газа, в отличие от нефтяного рынка, сейчас практически невозможно, так как подавляющая часть контрактов являются долгосрочными (так, например, контракт «Газпрома» с компанией «Eon Ruhrgas» рассчитан до 2035 года), плюс цены привязаны к ценам на нефть. Доля СПГ (сжиженного природного газа), который перевозится танкерами, и цена на который может формироваться непосредственно на спотовом рынке, на данный момент составляет порядка 7%. Однако к 2010 году согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА) производственные мощности СПГ вырастут почти в два раза и составят порядка 476 млрд. кубометров, а к 2020 году доля сжиженного газа составит, возможно, уже 38% всего газового рынка(16). В таком случае газ действительно превратится в глобальный продукт и тогда возможность регулировать цены будет несравненно большей, чем сейчас. Россия пока отстает в сфере производства СПГ. Единственный завод существует на о.Сахалин и производит около 13,5 млрд. кубометров сжиженного газа в год. В результате, России для того, чтобы оставаться конкурентоспособной, необходимо активно развивать производство сжиженного природного газа.

Таким образом, тема «Газовой ОПЕК» сейчас является все-таки больше политической, чем экономической. Венесуэле и Ирану (двум странам, особенно активно продвигающим идею организации, но при этом газ практически не экспортирующим) идея «Газовой ОПЕК» нужна для своего политического признания. В случае создания картеля (и даже просто в случае разговоров о его создании) они получают возможность выйти из сегодняшней международной изоляции за счет России.

России проект интересен с точки зрения затягивания процесса ратифицирования Энергетической хартии: таким образом, процесс обсуждения возможности создания «Газовой ОПЕК» является своеобразным отвлекающим маневром(17). С другой стороны, это своеобразный путь давления на Европу: то есть, если вдруг вас сейчас что-то не устраивает, то смотрите – объединимся в картель, еще хуже будет. Однако если такая политика и присутствует, то здесь надо быть крайне осторожным и не переборщить, так как комиссар ЕС по энергетике А.Пибалгс уже сделал заявление о том, что в случае попытки искусственного манипулирования ценами на газ, акцент может быть смещен в сторону атомной энергетики(18).

Основания же для беспокойства у Европы есть: Россия вместе с Алжиром обеспечивает до 44% европейских потребностей в газе. А согласно последним прогнозам, потребление газа в Европе может возрасти к 2020 году примерно до 640 млрд. куб.м(19). Одновременно с этим собственное производство сокращается, поэтому зависимость Европы от импорта газа будет только возрастать. После же подписания меморандума о сотрудничестве, предусматривающего реализацию совместных проектов в газовой, нефтяной, электроэнергетической сферах, между главой Минпромэнерго РФ В.Христенко и министром энергетики и шахт Алжира Ш.Хелилем 21 января 2007 года(20), а также начала программы обмена активами между «Газпромом» и алжирской компанией Sonatrach, политика Европы по диверсификации энергопотоков была существенно подорвана. При этом в конце мая «Газпром» продемонстрировал свое влияние на «независимых» производителей («ЛУКОЙЛ», «ТНК-BP» и «Итера»), сократив добычу газа на 4 млрд. кубометров «в связи с аномально теплой зимой и текущей погодой». Вследствие этого сокращение добычи газа независимыми производителями, по мнению экспертов, также может составить 4-5 млрд. кубометров(21).

Подводя итог, можно сказать следующее: в ближайшее время «Газовая ОПЕК» вряд ли будет создана. Нет пока ясно выраженного желания со стороны стран-производителей, а без этого не может быть и действенной организации. Также на сегодняшний день не существует и объективных экономических условий: доля сжиженного газа мала, а влияние на ценообразование, ради которого, по идее, и может быть создан газовый картель, тоже пока невозможно. Следовательно, некоторое время эта тема будет использоваться (и не в последнюю очередь Россией) исключительно с политической целью: держать в напряжении Европейский союз и K’.

И последнее: 28-29 июня 2007г. Россию посетит президент Венесуэлы Уго Чавес(22). Нет сомнения в том, что будет затронута тема энергетики. Заявления, которые будут сделаны, думается, достаточно ясно продемонстрируют предполагаемые стратегии «газовых монополистов» в ближайшем будущем.

Приложение: Доказанные запасы газа в странах, которые могут войти в «Газовую ОПЕК»(23).

Страна трлн.куб.м.
1 Россия 47,82
2 Иран 26,74
3 Катар 25,78
7 Алжир 4,58
8 Венесуэла 4,32
18 Казахстан 3
21 Туркмения 2,9
24 Узбекистан 1,85
31 Украина 1,11

*№ - Место страны в мире по запасам газа

Источники:

1. http://www.polit.ru/news/2007/02/01/opek.html 
2. http://www.lenta.ru/news/2007/01/29/opec/ 
3. http://news.v1t.net/n/economy/2002/01/21/gas/ 
4. http://www.respublika.info/4235/politics/article18632/textmodestart/ 
5. http://news.v1t.net/n/economy/2002/04/25/niyazov/ 
6. http://www.afn.by/news/news.asp?pg=1&d=14&m=11&y=2006&newsid=80409 
7. http://www.vesti.ru/doc.html?id=95722&tid=44853 
8. http://polit.ru/news/2007/03/02/alo.html 
9. http://www.vesti.ru/doc.html?id=95722&tid=44853 
10. http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=757118 
11. http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=755933&IssueId=41276 
12. http://www.rian.ru/world/america/20070523/65928029.html 
13. http://www.inosmi.ru/translation/233887.html 
14. http://www.neftegaz.ru/lenta/show/70030/ 
15. http://www.neftegaz.ru/lenta/show/70041/ 
16. http://www.inopressa.ru/welt/2007/04/10/14:18:51/opec 
17. http://glavred.info/archive/2007/06/19/203908-12.html 
18. http://www.newsru.com/world/09apr2007/inopressakartel.html 
19. http://www.rian.ru/politics/20070410/63397542-print.html 
20. http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=735628&IssueId=36181 
21. http://www.gzt.ru/business/2007/05/30/194842.html 
22. http://www.rian.ru/world/foreign_russia/20070618/67354937.html 
23. http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-1146879


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение